Шульган-таш - Капова пещера

Как он пробрался сюда среди отвесных колодцев и скользких уступов, как пронёс с собой пищу для огня (без которого не обойтись в царстве вечной тьмы) и охру в глиняной чашке – красную глину, замешанную на жире? Вот ровная, сухая стена, она достойна того, чтобы на ней возникли магические знаки, возродились и вечно жили духи носорогов, мамонтов и самого главного существа – Лошади, которая бережёт племя, посылает ему удачную охоту и съедобные растения, прогоняет болезни и врагов. Да, стена хороша. Теперь только от того, как он справится с задачей, зависит жизнь и благополучие племени! Произнеся магические слова, древний художник замирает на минуту, а затем серьёзно и торжественно проводит первую линию на камне, который и тогда был уже невообразимо древним …
Был он совсем не похожим на нас - лохматым, грязным, одевался в шкуры и ел мамонтовое мясо. У него даже национальности не было: 14-15 тысяч лет назад ещё не сформировались национальности (это уже потом здешние места станут колыбелью башкирского этноса). И всё же в главном он был таким, как мы. Это особенно чувствуется, если встать на тот самый камень, на котором стоял он, рисуя своих магических зверей, и увидеть перед собой близко-близко эти линии, будто совсем недавно нанесённые на стену пещеры.
14 тысяч лет… Такого расстояния человеческое сознание вообразить не в силах– так, что-то вроде колодца без дна… Шли столетия, люди обрели парус и колесо, государство и закон, порох и паровой двигатель, империи создавались и рушились, новые наречия рождались и умирали, религии возникали и забывались, а на стене пещеры в горах Южного Урала Великая лошадь по-прежнему вела за собой стадо мамонтов…
Наскальные рисунки такого же возраста были открыты в пещерах Испании и Франции гораздо раньше. вывод из этого был сделан следующий: во франко-кентабрийской области люди уже умели рисовать и имели какие-то отвлеченные понятия, а во всех остальных частях света ещё нет. Мораль – Пиринеи и есть колыбель всей земной цивилизации. Вот поэтому-то огромное значение в наших представлениях о формировании человечества имеет открытие наскальных рисунков Каповой пещеры. Открытие это сделал в 1959 году удивительный человек – Александр Владимирович Рюмин. И самое интересное, что сделал не случайно. Он был убеждён, что такие следы в пещерах Южного Урала должны существовать, он искал их. И нашёл.
Возраст же рисунков подтверждается с абсолютной точностью археологическими находками. Именно временной отдаленностью в 14-15 тысяч лет характеризуется (согласно результатам радиоуглеродного анализа) культурный слой, обнаруженный в пещере. В нём среди прочего нашлась и часть керамической чашечки с остатками той самой краски (самое древнее керамическое изделие из когда-либо обнаруженных в мире), и обломок камня с уже нанесёнными на него рисунками….
Но наука наукой, а люди-то пещеру эту никогда не оставляли. Как знать, в какие времена возникло название – Шульган-Таш? Пещеру назвали в честь мрачного, недоброго к людям Шульгана – властителя подземного мира из башкирского эпоса, или  эпос о нём формировался под влиянием таинственного мира пещеры? Знали, вероятно, и о древних рисунках. Не только знали, но и помнили, что рисунки эти  - священные, их нельзя портить, и нельзя ничего больше рисовать на стенах. На протяжении тысячелетий здесь не появилось никаких новых изображений, вплоть до 50-60-х годов нашего века, когда наши нью-неандертальцы обломали все сталактиты (это же так романтично!), а взамен разукрасили залы шедеврами типа "Клава и Коля из Ухрюпинска были тут". Из-за этого с 1971 года пришлось запретить посещение пещеры "самостийными" туристами, и заповедник приступил к её круглосуточной охране. Обычная история - ставили металлические решётки, а их разгибали и выламывали, снова ставили и снова выламывали, мы же без этого не можем. …
А для местных жителей пещера и сейчас – святое место. Раз в год обязательно приходят сюда, совершают омовение. Неужели ещё от тех пещерных предков тянется эта ниточка?
Омовения совершаются в Голубом озере, которое находится в Портале пещеры. Портал – это пространство под гигантской (20 х 40 м) целиковой каменной глыбой, которая огромным козырьком нависает над входом и плавно переходит в саму гору. Под ней-то и находится Голубое озеро. Только в короткий полуденный миг солнце освещает водную гладь, и тогда она отливает чистейшей голубизной. Глубина этого озера – 35 метров. Да и не озеро это вовсе, а как бы вертикальный участок русла речки Шульганки. Такое у неё причудливое русло: километрах в пяти отсюда ныряет в карстовую воронку, пронизывает чрево горы, вытачивая там удивительные залы, громадные галереи и узкие ходы, украшая их натёками и сталактитами, спускается всё глубже и глубже - а потом резко вверх, и снова выныривает речка на белый свет, и сияет под солнцем, посылая волшебные дрожащие кольца и сердечки на мрачный свод Портала, раскрашенный чёрными и белыми разводами …
Внутри своды пещеры так же покрывает слой копоти – след давних-давних лесных пожаров или иных катаклизмов.. На нём белые разводы кальцита выглядят необычно, а местами из их сочетания рождается редкий сизо-голубоватый оттенок.
Первым описал Капову пещеру член-корреспондент С.-Петербургской Академии наук П.И. Рычков. 7 января 1760 г. во главе маленькой экспедиции он, "побуждаемый любопытством", на лошадях по глубокому снегу добрался до пещеры. Шубы скинули у входа – ведь после двадцатиградусного мороза микроклимат пещеры кажется очень теплым– в разгар зимы в ней температура около 7 градусов тепла. Первые исследователи пробыли в пещере около 2 часов. Но этого хватило, чтобы составить первый план и описание наиболее доступных её частей. Правда, Рычков остался в убеждении, что пещера "несомненно, творение рук человеческих". Это уже потом возникла наука о карстовых явлениях и объяснила многое в происхождении пещеры.
Многое, но не всё. Почему все нормальные пещеры идут вниз от входа, а Капова тянется вверх? Почему ее обводнённость не зависит от текущей гидрологической обстановки, и случается. что в самый дождливый период подземная речка почти пересыхает? Почему ледяные фигуры, вырастающие к весне в Главной галерее, похожи друг на друга, но не похожи на те, что были здесь же в прошлом или позапрошлом году? Почему самые простые по замыслу геометрические наскальные рисунки встречаются в доступных местах пещеры, а сложные композиции – в таких местах, что туда без специального оборудования залезть в принципе невозможно…
Даже само название - Капова пещера, откуда оно? От беспрерывного звона капели – кап-кап-кап…? От того, что на наросты древесного капа похожи её натёки? Или этим именем пещера обязана арабскому путешественнику Ахмеду-ибн-Фадлану, который подробно описал земли башкир, следуя в 921 году в Волжскую Булгарию, и назвал пещеру просто – пещера, по-арабски капуа.
 А следы людей, которые когда-то посещали пещеру? Она во все времена служила убежищем, широкий вход позволяет въехать туда хоть на повозках (а недавно во время большого паводка въезжали и на моторке, кстати), а подальше имеется идеальный оборонительный рубеж – "горло", где несколько человек могли бы сдерживать наступление хоть целой армии. Но не только прятались в ней люди. В самом нижнем ярусе, подводном (предмет неиссякающего интереса спелеологов-водолазов), были обнаружены на дне подземного озера остатки деревянной лодки. Как попала она сюда? Значит, раньше в эту часть пещеры можно было попасть не только подводным путем? и ходы были достаточно удобны, чтобы пронести лодку? или её строили прямо здесь? и для чего нужно было переправляться на тот берег подземного озера, что они там делали?
Случаются ещё не такие находки. Как вам понравится покрывшаяся кальцитом человеческая голова на карнизе одного из залов пещеры? Что это было? Жертвоприношение? Несчастный случай? Древний церемониал погребения? 
Много неизведанного хранит пещера. Тянется она, как предполагают, на 6 километров, а исследовано пока меньше трёх. В пещере несколько ярусов. Главный (Средний) – тот, что тянется прямо от входа. Верхний – на 40 метров выше, соединяется с главным несколькими колодцами. Нижний ярус – подводный.
Верхний ярус – наиболее древний: в нем сухо, река давно прекратила здесь свою работу. В Среднем ярусе акт творения продолжается: бежит вода, нежно, но неуклонно день за днём проглаживая дно пещеры; продолжают формироваться натеки. Это, кстати, создаёт большую проблему в отношении тех накальных рисунков, которые расположены в Среднем ярусе. По стене, на которой они находятся, сочится вода. Год за годом образует она кальцитовый слой, скрывающий рисунки. Их освободили от этого слоя, но через несколько лет они "затекли" снова. Их очистили ещё раз, но процесс формирования натёка продолжался, и рисунки снова стали пропадать из виду. Беда в том, что каждая расчистка ухудшает сохранность рисунка, несколько таких "реставраций" – и от наскальной живописи ничего не останется. Поэтому на конференции в 95 году было принято решение не производить больше расчистки рисунков: пусть лучше они будут существовать незримо, под слоем кальцита, чем погибнут вообще. Хотя есть и другие варианты – например, сделать козырек, который отводил бы воду.
Зато рисункам Верхнего яруса пока ничто не угрожает: во-первых, Верхний ярус сухой, во-вторых, закрыт для посещения. Туда редко кого пускают, но для корреспондента из Москвы – то есть для меня – сделали исключение. И я убедилась лично, что преодолеть отвесный 40-метровый колодец, без лестницы, которая установлена в настоящее время, и даже без всякого оборудования – фантастика. Или это невозможно, или наши предки были супермены. Впрочем, есть версия: над Шульган-Ташем в верхней части горы находится отдельная небольшая пещера Ташкелят. Микроклиматические исследования показывают, что на уровне её в горе имеются значительные по объему и протяженности карстовые полости. Может, в древности отсюда и тянулись удобные ходы в нижележащие ярусы Шульган-таша, а потом исчезли?
Самый посещаемый ярус пещеры – Средний. Группа с опытным экскурсоводом один за другим проходят Главную Галерею, Круглый, или Танцевальный зал, Горло, зал Хаоса… За год пещеру посещают около 6 тысяч экскурсантов. Для Каповой это много, такая нагрузка чревата печальными последствиями для уникального, хрупкого баланса всех факторов, взаимодействующих в микрокосме пещеры. Поток туристов планируют ограничить ценовым барьером. Но, думается, это мало поможет: если человек приехал в такую даль, он уж от экскурсии не откажется…
Самый востребованный зал пещеры – Танцевальный. Так назвали его когда-то круглую форму и идеально ровную поверхность глинистого пола. Здесь лечатся люди, которые ищут у Шульгана спасения от аллергии и других хворей. В идеально чистом пещерном воздухе нет ни единого микроба, а сама обстановка пещеры – полумрак, древние каменные своды и неумолкающий мелодичный плеск капели – обладает способностью снимать все стрессы с нервной системы задёрганного жителя "антропогенного" мира.
Только не каждый платит за добро добром. Хватательный рефлекс работает и здесь. Лечебная пещера = лечебная глина под ногами = нарыть глины побольше и унести домой. Так что теперь на изрытом полу Круглого зала танцевать – ноги сломаешь, вот и не зовут его больше Танцевальным.
А второй рефлекс – привычка свинячить. Обязательно надо кинуть веточку, тряпочку, бумажку… Какое, мол, мне дело до того, что появится в пещере органика – появятся и микробы, и пещера перестанет быть такой, какой её создала природа? Работникам заповедника регулярно приходится проводить в пещере "день профилактики" – вооружаться пакетами и дружно выбирать из древнего святилища то, что наволокли туда благодарные экскурсанты…
Пещера вызывает у людей разные чувства. Некоторые говорят, что в ней им тяжко, тревожно, что она "давит". Некоторые (и я в том числе) ощущают в ней какую-то незримую ласку и умиротворение, по словам знаменитого уральского сказочника Бажова "ровно на солнышке сидишь и по головке кто тебя гладит". А Людмила Алексеевна Кичаева, которая была нашим гидом и которая не расстается с пещерой уже 7 лет, утверждает, что пещера бывает разной, смотря какое у неё (у пещеры, то есть), настроение. И ещё – что в пещере время идет по-другому. Кажется, 15 минут прошло, а на самом деле – 2-3 часа.
-  Пещер в округе очень много, а вообще-то мы пещеры не любим, - неожиданно заявила она на прощанье, - мы пчёл любим. Кто бы не приехал в заповедник, всё – пещеры, пещеры… А пчёлы лучше, и гораздо интереснее, и заповедник наш ради пчёл создан! Вы о бортевом пчеловодстве статью напишите.
Напишу. Обязательно напишу.
2001


Рецензии
Ты такая молодец!
Москвичка, рассказавшая мне, жительнице Башкирии, про нашу главную достопримечательность. В которой раз чувствую, что просто обязана туда съездить. Видимо, когда созрею окончательно, тогда и образуется)

Соломинка   09.11.2010 13:46     Заявить о нарушении
Да опоздала уже. Там теперь только в портал пускают, а дальше - решетка. Жалко, что в Сказку тебя сводить некому (см. Три дня на Урале).

Ольга Шевелева -Статьи Про Путеш   09.11.2010 23:10   Заявить о нарушении