Закопченное стекло

«- Видишь, малыш, какая красивая птичка. Это снегирь. У него такая красная грудка. Снегири прилетаю к нам зимой. Правда, красивая?..»

Я смотрю на деревья. В зимнем лесу они больше похожи друг на друга, чем в том же лесу летом. Сейчас они голые, только ели и сосны щеголяют в темно-зеленом. Вот дуб, там стволы осин, березы, тополя. Откуда мне известны эти названия? Что они для меня означают? Образы, ассоциации? Чуть выше – и они просто лес, сколько бы я не старался разглядеть их и дать им названия.

А есть ли они, эти названия? Или это одностороннее явление? Мы знаем, как их зовут, а они нас нет. Предполагаю, им было бы приятнее, если бы они знали всех нас по именам. Тогда общение стало бы двухсторонним, более личным. Правда, возникли бы некоторые неудобства. В самом деле, уже не так просто отпилить сук или срубить дерево в хозяйственных целях, когда установлен контакт.

В измененных условиях между нами нет различия. Если днем взглянуть на солнце, можно увидеть лишь светлое яркое пятно, но когда мы берем закопченное стекло, то же самое солнце оказывается вполне округлым блюдцем желтого цвета. Какой из этих двух образов ближе к реальности? Или оба? А может, ни один из них и оба сразу одновременно. Вопрос в том, насколько мы сами допускаем возможность существования и того, и другого, и десятков других образов одного и того же явления, понятия. Заметно, как четкость определения умерщвляет, делая более удобным для препарирования уже «немного неживой» образ.

Что будет, если мое стеклышко покроется составом, глядя сквозь который перестаешь видеть четкие границы, которые так любовно достраивает мое сознание? Какими станут окружающие меня вещи, существа, предметы? Ведь они не исчезнут. Надеюсь. Потому что я ничего не меняю вокруг себя, лишь смотрю другим взглядом. В какой момент происходит переход одного в другое? Когда-нибудь или прямо сейчас? Если прямо сейчас, то на каком основании я отделяю себя от всего остального, являющегося самим собой и мной одновременно. Разве мы постоянно не становимся частями друг друга, всего сущего? Разве мы не являемся этими частями, или этим целым, ОДНИМ ЦЕЛЫМ?

Возможно, я не могу быть деревом, просто из этических соображений. Потому что у каждого дерева есть свой Хозяин. Мы можем приходить друг к другу в гости, обмениваться пришедшими в голову (!) идеями. Или просто болтать на отвлеченные темы. И меня ничто не может лишить удовольствия посидеть с горой или поваляться на берегу с волнами. Что с того, что у наших форм разные возможности, скорости и свойства? Мне это ни капли не мешает. Потому что когда смотришь кругом через закопченное особым способом стеклышко, ИГРА приобретает совершенно новое содержание, и играть на этом новом уровне еще интереснее, чем на предыдущих. А разве не в этом смысл ИГРЫ?


Рецензии