Низкие рассуждения кузнечика Цзуна

 
Кузнечик Цзун двадцать лет прослужил в армии государя У Вана. Он сказал: “Я достиг звания генерала, служа государю У Вану. Но есть ли у кузнечика Цзуна способность рассуждать?”
Кузнечик Цзун обмакнул кисточку в тушь и подал прошение об отставке.
Государь У Ван сказал: “Кузнечик Цзун двадцать лет прослужил в армии государя У Вана. Но есть ли у кузнечика Цзуна способность рассуждать?”
Он послал кузнечику шелковую петлю и маршальский жезл.
Ночью, переодевшись луной, кузнечик бежал.
В небе он встретил бабочку, порхающую среди цветов. Она спала.
– Вот мой учитель! – сказал кузнечик Цзун и разбудил бабочку.
– Я спала, – сказала Бабочка, – и мне снилось, будто я философ Чжуан Цзы. Проснувшись, я не могу определить, бабочка ли я, которой снилось, что она философ Чжуан Цзы, или философ Чжуан Цзы, которому снится, что он бабочка, беседующая с луной?
– Мое имя кузнечик Цзун, – ответил кузнечик Цзун. – Двадцать лет я прослужил государю У Вану. Я бежал в небо, переодевшись луной. Позволь мне быть твоим генералом.
– В Поднебесной каждое лето дует прохладный ветер, – сказала Бабочка, – но он никогда не бьет в барабан. Когда гуманный хочет быть мудрым, от этого случается засуха.
И она уснула
– Она уснула, – сказал кузнечик Цзун. – Теперь она снова философ Чжуан Цзы. Потому что спящий не помнит, кем он переоделся, чтобы бежать в небо.
И он упал вниз.

– Смотри, с неба упала звезда, – сказал восходу закат.
– Когда генералы хватают звезды с неба, в Поднебесной гибнут посевы, – ответил закату восход.

Взошло солнце.
– Каждую ночь я пересчитываю ипостаси своей слепоты, – сказал кузнечику Цзуну Созерцающий Крот. – Их столько же, сколько звезд на небе, всегда числом три. Я слеп по образу неба.
– Прежде я был луной, – ответил кузнечик Цзун.
 – Луна сотворена горячей. Ее испускают звезды. У меня внутри пылает лунная боль.
– Но еще прежде я был генералом.
– Слышишь? Запели птицы. Они приветствуют ночь! – сказал Созерцающий Крот.
– Позволь, я буду твоей бабочкой, – ответил кузнечик Цзун.
– Зачем?
– Быть может, я сумею присниться тебе.
– Ночью я созерцаю свою слепоту, – сказал Созерцающий Крот.

Кузнечик Цзун прыгнул, закрыв глаза. Он летел...

– Умеет ли кузнечик Цзун рассуждать? – услышал кузнечик Цзун чей-то голос.
– Это голос моей слепоты, – подумал кузнечик Цзун. И зажмурился крепче.
– Я научу кузнечика Цзуна. Но сначала пусть он откроет  глаза.
– Мы – народ книги, – сказал Книжный Жучок. – Взгляни, вот книга, которую мы едим.
– Я ничего не вижу, – ответил кузнечик Цзун.
– Это оттого, что ты не ел ее с нами. Вчера мы доели ее.

– Когда генералы едят книги, в Поднебесной случаются смуты, – сказал восходу закат.
– Смотри, бабочка села на солнце, – ответил закату восход.

Взошла луна.
Она... была кузнечиком Цзуном.


Рецензии
Здравствуйте, Арье!
Читаю, вчитываюсь. Поражаюсь.
Приведу Ваши слова из ответа на рецензию: "Сам язык помогает ставить философские вопросы и даже находить ответы на них". В этой связи хочется спросить Вас: "По отношению к языку Вы близки с Иосифом Бродским?".
С уважением,
Раиса Коротких

Раиса Коротких   10.11.2009 19:39     Заявить о нарушении
Раиса, я не знаю, что говорил Бродский о языке.

Арье Ротман   10.11.2009 22:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.