Чудесные запахи Иргизлы. Башкирия

Не люблю ездить на поезде. Проносятся за окном домишки какие-то кривые, люди какие-то, о которых ничего ты не знаешь и не узнаешь никогда, да и незачем. Скучно, и никогда не увидишь ты из пыльного вагонного окошка настоящей жизни.
То ли дело – проехать от Бурзяна по грунтовой дороге, виляющей среди изумительных гор и лесов Южного Урала, километров пятьдесят до Кутаново. Если машина ваша – УАЗик или вроде того, то можете самостоятельно пересечь речку вброд. Если легковушка, то добрые люди помогут поместить ее в кузов грузовика и за умеренную плату в лучшем виде перевезут на тот берег. А уж оттуда до Иргизлов рукой подать. Конечно, можно и по другой дороге проехать, через Мелеуз. Но через Бурзян интереснее!
А деревня эта – Иргизлы – лежит среди гор, точно в огромной зеленой чаше. Деревня как деревня – черноземные дороги, травка-муравка; потемневшие от времени бревенчатые дома со ставнями, раскрашенными в синий и белый цвет. Вот рысят прямо по улице, трезвоня колокольчиками, два коня – вороной и пегий - гладкие, красивые, хоть сейчас на выставку; тянет к прохожему милую глупенькую мордочку рыжий теленок; бродят собаки, и все как на подбор – лайки; морды веселые, а пушистые хвосты закручены в полтора оборота.
И, конечно, любой приезжий сразу же обратит внимание на почти безлесную гору правильной конической формы, на бархатном склоне которой выложено белыми камнями "58, С днем Победы!". Так и зовет эта гора – поднимись на вершину! Оттуда-то, с каменистой вершины, и увидишь, как привольно раскинулась деревня, как текут по ней, извиваясь, реки, речки и ручьи… Красота!
Но если даже вы проделаете все, как я написала, вам все равно не так, как мне, повезет с приездом в Иргизлы. Я-то, и не подозревая о том, приехала точно к празднованию 250-летия деревни. А такая дата, согласитесь, не очень часто бывает! Но, впрочем, обо всем по порядку.
Один мудрый человек открыл простой способ нахождения древних городищ и стоянок. Способ такой: осмотри внимательно окрестности и найди такое место, которое тебе очень нравится, будь то изгиб берега, карстовый грот или еще что-то. Если внутренний голос уверенно произносит "Вот это место!" – копай смело, ищи и обрящешь. Потому что твоему далекому пра-пра-пращуру тоже нравилось именно это место: не так уж сильно он от тебя отличался.
Так и в Иргизлах; предметы, найденные при раскопках стоянки Ташморон, свидетельствуют о том, что люди уже жили на этом месте 4 тысячи лет назад. Найдены были костяные скребки, каменные наконечники, керамические осколки посуды – а вот пряжка и иголка оказались бронзовыми: прогресс шел семимильными шагами, на смену каменному веку наступал бронзовый…
А медный век пришел сюда лишь в середине восемнадцатого века. Пришел вместе с бароном фон Сиверсом. На праздничном театрализованном представлении самодеятельные иргизлинские артисты очень здорово изобразили, как бизнесмен елизаветинской эпохи за 100 целковых выкупил у неискушенных башкир земли на 30 верст вверх по реке от будущей деревни, на 30 верст вниз и еще на 30 верст в перпендикулярном направлении.
И появилась на речке Иргизле запруда, а на берегу ее Вознесенский медеплавильный завод с семью плавильными печами. Ведь село это называлось тогда Вознесенским, по имени церкви, которая до наших дней не сохранилась.
Заводу нужны были добрые работники. Вольные башкиры даже теоретически не могли осознать такого понятия, как подневольный труд, вот потому-то и перевозили сюда целыми селами крестьян из Центральной России. Соседний завод – Кананикольский – был "укомплектован" тульскими мастерами, за два с половиной века из их потомков сформировалась, как говорится, новая историческая общность – мосали. "Мосаль – тот же русский, только со знаком качества" – утверждает местная присказка. А директор заповедника Шульган-Таш Михаил Николаевич Косарев, который и сам из мосалей будет, рассказывает, как один его земляк "отбрил" некоего начальничка, заявившего, что не знает такой национальности, как мосали: "А вы к нам приезжайтя, так узнаетя!"
Вознесенский завод, регулярно сотрясаемый башкирскими восстаниями, предусмотрительный фон Сиверс в 1965 году продал в казну. Менее 10 лет оставалось до пугачевского восстания, которое было горячо поддержано местным "пролетариатом". Кстати, одна из гор, окружающих деревню, до сих пор зовется горой Пугачева. Приписные крестьяне, чьи рабочие места порой дополнялись кандалами, не походили на японцев в плане преданности фирме, и завод был разрушен. Впоследствии его восстановление сочли экономически нецелесообразным, и сегодня лишь покрытый травой вал на берегу речки Иргизлы напоминает о плотине, где пойманная энергия воды крутила лопасти и раздувала горны медеплавильных печей…
После уничтожения завода деревня превратилась в тихий уголок, и долго оставалась таким… Русское название сменилось башкирским: легенда гласит, что современное название – искаженное Ир Кыз – дано в честь храброй башкирской девушки, которая во время боя, видя, что ее соплеменники терпят поражение, вмешалась в схватку и тем вдохновила мужчин на победу, но сама была убита стрелой в спину.
Постепенно менялся и национальный состав деревни, хотя процесс этот шел медленно: говорят, что первая башкирская могила появилась на местном кладбище лишь перед войной. Чем отличается башкирская могила от какой-либо иной? А тем, что оформляется она в виде ажурного сруба из толстых бревен, с такой же "крышей". И это не только символ последнего, призрачного жилища, но прежде всего защита неглубокой могилы от возможных посягательств медведя (плотность расселения этого зверя в Бурзянском районе была и остается самой высокой по Южному Уралу).
Сегодня на улицах Иргизлов звучит преимущественно башкирская речь. Хотя бывает по всякому… Смешно и досадно слышать, как раскосый мальчишка-дошколенок, собирающий на косогоре поспевающую полевую клубнику, при виде каждой крупной ягоды восклицает по-американски: "Вау!", и еще раз: "Вау!"; и снова "Вау!" Вот он, просмотр импортных мультиков…
Не вписывается это "вау" в окружающий простор, в птичий щебет, в эти запахи… Да, запахи! Поверите ли вы мне, если я скажу, что здесь и люди, и собаки пахнут очень хорошо? Я и сама сначала не поверила, когда от работяги в сапогах и драной телогрейке, прошедшего мимо, пахнуло вдруг чем-то таким… таким… и молоком, и дымом топящейся "по-черному" баньки, и луговыми травами… В "антропогенных" краях от таких, как он, исходит запах пота и водочного перегара. Веселые лайки и их щенки здесь тоже пахнут чем-то хорошим, и в этом запахе нет ни малейшего "привкуса" псины. Не верите? "А вы к нам приезжайтя, так узнаетя!"
Одним словом, очень меня радует, что не вырос из того медеплавильного заводика крупный промышленный центр – один из тех, вокруг которых на несколько километров все выбито, выжжено и отравлено. Остался Бурзянский район самым заповедным, каких не только в Башкирии, и во всей стране-то немного отыщется! 42 % его площади – особо охраняемые природные территории (ООПТ): Башкирский Государственный заповедник, заповедник "Шульган-Таш", национальный парк "Башкирия", заказник "Алтын Солок"…Иргизлы расположена на территории национального парка "Башкирия". Интересы ООПТ и интересы жителей не всегда совпадают. Производство развивать здесь нельзя, из предприятий и организаций, предоставляющих населению рабочие места, имеется прежде всего лесхоз, а также нацпарк, заповедник, АКХ им. Салавата в Кутаново да инфраструктура собственного жизнеобеспечения - школа, детский сад, почта. Рабочих мест не хватает, но народ все же выходит из положения – кто-то работает в Сибири вахтовым методом, кто-то держит пчел, занимается народными промыслами (пчеловодство преподается и в местной школе, а вот обязательные уроки народных промыслов, к сожалению, прекратились несколько лет назад).
Главный же источник существования – животноводство. В каждом дворе – корова, или две, а то и больше, да с телятами; овцы, иногда кони. Отсюда – потребность в пастбищах, в сенокосах. Скот выпасается в ближайших лесах, и "подстригает" травку так, что склоны издали выглядят бархатными. Заодно съедается и лесной подрост. На крутом склоне над деревней видна просека, оставшаяся от тех времен (80-е годы), когда Иргизлы являлась столицей молевого сплава. Эта просека не заросла за 20 с лишним лет. Глядя на нее, невольно думаешь, что постепенно лес будет отступать от деревни…
Но в целом в Иргизлах не возникает каких-то неразрешимых острых противоречий между ООПТ и местным населением. Те и другие являются скорее партнерами, и всегда находят приемлемый компромисс. А если говорить о будущем, то на крупном временном отрезке Бурзянский район представляется более богатым, нежели сопредельные промышленно развитые территории, поскольку поставить современный супер-пупер-завод в наше время можно хоть на Луне, не вопрос. А вот искусственно воссоздать экологически полноценную территорию – задача не трудная, а абсолютно невыполнимая. И хочется верить, что будущее этого края – не в заводах и магистралях, а в экологическом туризме (немцы и американцы, приезжающие сюда, приходят в телячий восторг!) и бортевом пчеловодстве (за килограмм настоящего бортевого меда уже сегодня перекупщики предлагают 500 рублей "на корню").
А как не верить в будущее этого края, если сегодня, когда почти во всех российских регионах смертность далеко опережает рождаемость, в Иргизлах на 380 жителей приходится 105 детей до 14 лет!
А какие люди живут в Иргизлах! О многих можно рассказывать и рассказывать. Взять хотя бы Муслиму Кильдиярову – ту, которая полюбила единственной, той самой единственной любовью парня – Ямиля по прозвищу Свобода (рожденного с ней в один день, 16 февраля, кстати, это и мой день рождения) и вышла за него замуж, а когда он запил, годами терпела и продолжала любить, и не позволяла никому сказать о нем дурного слова. И ее любовь победила: в один прекрасный день Ямиль "взялся за ум", и все пошло на лад. Бревенчатые стены дома Кильдияровых украшают рисунки Муслимы – волк, куница. Просто взяла краски и нарисовала, никто не учил. Муслима умеет все, что должна уметь башкирская женщина, своих трех детей, четырех коров и прочее хозяйство она обихаживает легко, будто бы между прочим, и это не мешает ей вырезать деревянные шкатулки, руководить экологическим детским клубом, писать интересные статьи в местных и республиканских газетах; этой удивительной женщине была присуждена первая премия в рамках проведения 5-го "Марша парков" (1999 г.) в номинации "За достижение конкретного результата", и Муслима растратила ее на проведение детского праздника, царское угощение для ребятишек деревни, подарки близким и дальним… А на последних выборах Муслима Файзрахмановна неожиданно для себя стала главой иргизлинской сельской администрации. Свалившийся груз ответственности вызвал такой стресс, что новоиспеченная начальница ни с того, ни с сего полмесяца тяжело проболела – а после поднялась, впряглась и потащила… То, что юбилей деревни удался, во многом ее заслуга.
А что до юбилея деревни, то он действительно удался! Праздник собрал вместе всех, кто любит Иргизлы, даже тех, кто не приезжал сюда уже очень давно. Ах, как обнимались друзья и родственники прямо на улицах, какие радостные слезы текли из глаз! Каждому пожилому жителю деревни был вручен подарок, а столетняя Байрам-бика, старейшая из них, хоть и одряхлела, и глазами слаба, а на радостях даже сплясала немного, чем вызвала бурное одобрение присутствующих (а имя-то какое: Байрам-бика – Праздник-женщина!). Маленький Эдик, чей четвертый день рождения совпал с днем рождения деревни, выйдя на разукрашенную цветами и воздушными шариками, за один вечер отстроенную на лугу сцену, с достоинством принял подарок – разноцветный игрушечный автомобиль. А уж сколько подарков получила именинница- деревня! Компьютер для школы, палас и цветной телевизор для детского садика, комплект мебели для сельской администрации, целую гору книг для вновь открывающейся библиотеки, и даже племенного быка на радость местным коровушкам.
Долго звучали на лугу башкирские и русские песни иргизлинских и бурзянских певцов, играли курай и гармонь, веселились жители и гости деревни, а древние горы смотрели на их веселье и будто бы радовались тому, что живут здесь люди, которые так любят жизнь и свою родину…
2003


Рецензии