Человеческая трагикомедия

             Человеческая  трагикомедия. 

   Никто  не   знает,  что  потерял  Диоген,  став человеком, который  позволяет себе  все,  который  претворил  в  жизнь  свои
сокровенные  мысли  с  такой  сверхъестественной  наглостью, с  какой это
сделал бы какой-нибудь бог познания,  похотливый и  одновременно непорочный.
  Большей  искренности  история  не  знает: это предельный  случай откровенности и трезвости ума и в то  же  время пример того, чем мы могли бы стать,  если  бы  воспитание  и лицемерие  не  сдерживали  наших  желаний  и поступков.
     «Однажды некий  человек впустил его к себе в  богато обставленный дом и сказал  ему:
- Главное, не плюй на пол.
 Диоген же, которому как раз хотелось плюнуть, плюнул  ему в лицо, крикнув, что это единственное грязное место  во всем доме, где он смог удовлетворить свое желание» (Диоген Лаэртский).
     Какой человек,  будучи принят  в богатом доме, не сожалел о том, что  у
него нет  океана слюны, чтобы  утопить  в  нем  всех существующих  на  земле собственников? А с другой стороны, кто не сглотнул своего  мелкого плевка из страха, что он попадет на физиономию почтенного пузатого вора?
     Мы  все до  смешного робки и осторожны: цинизм в школах не преподается. Гордость тоже.
     Какую клевету не взведи на человека, он, в сущности, заслуживает в двадцать раз хуже того.
  Человек все в состоянии понять: и квантовую механику, и основы электродинамики; может понять Герберта Спенсера  и Сенеку; а как другой человек может иначе в носу ковыряться, чем он сам ковыряется – этого он понять не в состоянии.
   Сама земля, эта плоская поверхность с его населением, мгновенным, подавленным нуждою горем, болезнями, прикованным к глыбе презренного праха; эта хрупкая кора, этот нарост на огненной песчинке нашей планеты, по которому проступила плесень, величаемая нами органическим, растительным царством; эти люди – мухи в тысячу раз ничтожнее самих мух; их слепленные из грязи жилища, крохотные слезы мелкой однообразной возни, их забавной борьбы с неизбежным – как это все опротивело! Все это пошлая выставка!
     Невольно вновь вспоминаешь Диогена: житель знаменитой бочки и  владелец прославленного фонаря, изготовлявший в молодости фальшивые деньги; какой опыт приобрел он, этот человек, общаясь  со своими ближними?
  Разумеется, такой же, как и  мы все, с некоторой разницей: единственным предметом его  размышлений и  его презрения был человек. 
  Свободный от  искажающих призм  каких  бы то ни  было
морали и метафизики,  он  только тем и занимался,  что
снимал  с  человека  одеяния,  дабы  показать  нам   его   еще  более   голым  и
отвратительным,   чем    он    предстает   в   любых   комедиях,   в   любых
апокалипсисах.
 Диоген  ничего не предлагает: суть его поведения   определяется утробной боязнью стать человеком, стать посмешищем.
     Мыслитель, отказавшийся от иллюзий в отношении человеческой реальности, отказавшийся от  уловок  в  виде мистики, но  желающий при этом  остаться  в рамках этого мира, приходит к такому мировоззрению, в котором  перемешиваются  между собой мудрость, горечь  и фарс.
  Если  же он, чтобы уединиться, выбирает заполненную народом площадь, то  волей-неволей начинает смеяться над «себе подобными» или демонстрировать свое отвращение, которое ныне, в современном мире  мы уже не  можем  себе позволить. 
  Два тысячелетия проповедей и законослужений подсластили нашу желчь.  Хотя, кто сейчас, в этом сумасшедшем  мире, остановится, чтобы ответить  на наши выходки или упиться нашим воем?
Может, скитающиеся души, сильфиды, злые духи, или вампиры?
     У  человека  никогда   не  хватало  мужества примириться с  собственным  образом, он  всегда бесцеремонно  отвергал истину. Настоящий человек  должен изжить в себе  всякое позерство.
  Но от этого он станет   чудищем в глазах других людей! Это уже другая сторона медали. Ведь для того, чтобы занять почетное  место в философии,   нужно   быть   комедиантом,   нужно   уважать  игру  в  идеи  и  воодушевляться мнимыми проблемами.
      «Как-то на  Олимпийских играх глашатай провозгласил:
- Диоксипп  победил людей. На что Диоген ответил: «Он одержал победу  над рабами, а люди – это по моей части».
     И в самом  деле, он, не имевший ничего, кроме котомки, нищий из  нищих, подлинный  святой  в сфере зубоскальства,  побеждал  людей  так,  как  никто другой, притом гораздо более грозным, чем у завоевателей, оружием.
     Нам следует радоваться случайности его появления на свет до наступления нашей эры. А то  ведь  кто знает  -  не сделался ли бы  он, пожелав отрешиться  от  мира  и поддавшись  нездоровому  искушению  внечеловеческим приключением, всего лишь заурядным аскетом, которого канонизировали бы после смерти, и он благополучно затерялся бы  в  календаре среди прочих блаженных.
    Вот именно тогда он бы и стал настоящим сумасшедшим, он, нормальный человек, не причастный  ни к  какому учению,  ни к какой доктрине.  Явив  собой образ неприглядного человека,  он единственный  показал нам, что  все  мы  таковы.
;;;
 
  По  своей  слабости  мы  можем  поспорить  с идеей. Мы  отказались  от  предков, друзей,  всех  одушевленных  существ, в  том числе и от  самих  себя. В нашей  крови,  некогда бившей ключом, теперь  царит покой того света.
  Освободившись  от всего, чем мы жили, и не испытывая ни  малейшего  любопытства к тому, что нас ждет впереди, мы сносим столбы на  обочине всех своих дорог и вырываемся из сетки  всех  временных  координат.
  «Больше не найти  мне самого себя» - мысленно говорит себе гражданин Азербайджана,  радуясь, что обратил  против себя свою  последнюю ненависть,  и еще  более радуясь тому, что может  прощением своим уничтожить всех людей и все предметы.

февраль 2009 г.


Рецензии