Свидетель последнего еврейского местечка

 В США и Израиле существовало мнение, что советские евреи делились на 3 группы – ассимилированные евреи Украины и Белоруссии, «настоящие евреи» стран Балтии и западных областей, аннексированных Советским Союзом, которые старались сохранить элементы «идишкайта» («еврейскости», по аналогии с «русскостью» по академику Лихачеву) и традиционные евреи Кавказа и Центральной Азии. Однако оказалось, что это деление не соответствовало действительности. Не все евреи местечек Украины и Белоруссии были ассимилированы, многие молились в синагогах, соблюдали еврейские традиции, в домах сохранялись мезузы, молитвенные книги и принадлежности.  Об этом, в числе прочих, писал Чарльз Хоффман, работавший в 1991 г. директором отдела «Джойнта» на Украине, в своей книге [1].
Помимо своей главной работы по оказанию помощи евреям, он узнавал как можно больше о прошлом и настоящем украинских евреев. Особенно близко он познакомился с судьбой евреев маленького еврейского местечка Шаргород Винницкой области. В результате открылась огромная разница в жизни евреев больших городов и провинциальных местечек. Он увидел, что в местечках, подобных Шаргороду, процесса ассимиляции и отхода от иудаизма, столь явного в таких крупных городах, как Москва, Ленинград, Киев и других, не наблюдалось. В этих местечках стремились сохранить традиции общины, на которые местная власть закрывала глаза. Как говорит профессор Мордехай Альтшуллер, известный ученый из Еврейского Университета в Иерусалиме, в предисловии указанной книги [1], «Шаргород – как, впрочем, и многие подобные ему местечки – сохранил некий взаимовыгодный симбиоз между местной хозяйственной администрацией, в которой, в основном, работали евреи и руководством        из представителей Компартии». Так некоторые коммунисты Шаргорода не забывали, что они евреи, и помогали своим верующим соплеменникам, например, в выпечке мацы к празднику Песах. Ч. Хоффман называл местечки, подобные Шаргороду «последним рубежом евреев».    
 Встает вопрос, почему  Ч. Хоффман выбрал местечко Шаргород в Винницкой области объектом своих исследований. Все дело в том, что только в той части Винницкой области, где находилось местечко Шаргород, сохранились после Холокоста не уничтоженные гитлеровцами еврейские общины. Эта часть Винницкой области входила в состав Транснистрии – управляемой Румынией в 1941 – 1944 г.г. оккупированной территории между реками Южный Буг и Днестр [2, 3, 4].  В остальных регионах Украины и Белоруссии еврейские общины были тотально уничтожены. О Транснистрии автор настоящей работы опубликовал исследование «Судьба евреев Транснистрии» в 24-ом номере журнала «КОРНИ» [3]. Более того, я, бывший узник гетто, спасался в Транснистрии в местечках, недалеких от Шаргорода, и хорошо знаю тамошние местечки [5]. Я также могу подтвердить, что до войны в многочисленных еврейских местечках Подолии, например, в  городе  Бар с еврейским населением свыше 4 тысяч человек, где я жил, большинство еврейских семей соблюдали еврейские обычаи:  в домах были мезузы, молитвенники, тфилин, талесы, взрослые соблюдали кашрут, субботу, еврейские праздники, на Песах пекли мацу. 
Когда Ч. Хоффман впервые посетил Шаргород, он предполагал что  еврейская община, как и везде на Украине, уничтожена. Он бродил по уцелевшему городку с местным евреем Григорием Рейбманом и попросил его показать памятник евреям, уничтоженным фашистами. Такие памятники существовали во всех местечках, где бывал Ч. Хоффман. Григорий Рейбман ответил коротко: «Памятника нет, потому что в Шаргороде не было массового уничтожения». Как узнал Ч. Хоффман, не было массового уничтожения евреев и в других местечках вблизи Шаргорода.
    Сохранению местных евреев Шаргорода способствовали благоприятные факторы. Во-первых, туда были депортированы не ограбленные в 1940 г. Советской властью и летом 1941 г. румынами евреи из Бессарабии и Северной Буковины, а богатые евреи из города Сучавы, входившего в Южную Буковину. Южная Буковина не была оккупирована советскими войсками в 1940, ее богатые евреи не высылались на восток Советского Союза. Евреи Сучавы во главе с ее руководителем доктором Тейхом были осенью 1941 г. пассажирским поездом со всем имуществом и сбережениями депортированы в Могилев-Подольский, откуда на грузовиках они переехали со всем скарбом в выбранный ими Шаргород. Тайх стал руководителем всех евреев Шаргорода – местных и депортированных. Как пишет Ч. Хоффман, «Пользуясь деньгами и ценностями, которые ему удалось вывезти из Сучавы, Тайх и его коллеги установили отношения с румынскими оккупационными войсками, что в итоге помогло им спасти жизни многих, в том числе большинства местных евреев». Во-вторых, шаргородцам помогло и географическое положение местечка, входившего в Могилев-Подольский округ  Транснистрии. Город Могилев-Подольский служил звеном связи с организованной еврейской общиной самой Румынии, что позволило обеспечить материальную поддержку и учредить действенные общинные организации в гетто Шаргорода, Жмеринки, Мурафы, Джурина и других местечек Транснистрии.
Ежедневная борьба за кусок хлеба и вязанку дров при оккупации поглощали почти все усилия евреев, но все же оставалось время и для общинной жизни. Депортированные евреи, которые остались живы после тяжелой зимы 1941-1942 г., значительно обогатили общинную жизнь. Была открыта Главная синагога, закрытая при Советской власти, молодым людям удавалось общаться, даже состоялось несколько свадеб, рождались дети. Была установлена связь с еврейской общиной Румынии, откуда поступали продукты, лекарства. Был организован детский приют, снабжавшийся «Джойнтом» через Румынию. Местные евреи жили в своих домах, ремесленники брали на дом работу от неевреев, кормили семью и родственников.
 В Шаргороде выжило много пожилых евреев и детей, что позволило продолжить еврейскую жизнь после войны и передать детям и внукам ряд основных атрибутов еврейства. Как пишет  Ч. Хоффман: «Повсюду сотни и тысячи евреев были уничтожены… В Шаргороде же большинство местных евреев выжило… Действительно, намного больше евреев из Шаргорода погибли, воюя против Гитлера в рядах Красной Армии, чем находясь на оккупированной территории. В истории крайне редко случалось, чтобы еврейское население города почти полностью уцелело во время военной оккупации…»
Ч. Хоффман скрупулезно исследует историю Шаргорода от его возникновения в 1569 г. до наших дней. В 1648 г. местечко пережило резню евреев во время восстания Богдана Хмельницкого, пережило религиозный раскол в еврейских общинах, восстание гайдамаков в 1768 г., разделы Польши в 1772-1795 г.г., создание черты оседлости. В 1847 г. в Шаргороде проживало 3570 евреев. В течение 1881-1914 г.г. эмигрировало за границу, главным образом в Америку, около 2 млн евреев. Однако у евреев с рождаемость все было в порядке, в 1897 г. в Шаргороде  зарегистрировано 3859 евреев. После погромов в гражданскую войну и эмиграции за это время и в первые годы после гражданской войны  в 1926 г. в Шаргороде зарегистрировано 2697 евреев. В 1920-е-1930-е г.г. деятельность организованных еврейских общин была запрещена, однако верующие евреи молились по домам, соблюдали еврейские праздники, собирая необходимые миньяны в частных домах. В 1939 г. в Шаргороде зарегистрировано примерно 1600 евреев. (Много евреев из-за нелегкой жизни переехали в большие города. С.Д.) После войны и голода 1947 г. до смерти Сталина в 1953 в Шаргороде, как и по всей стране, проходили антисемитские кампании, увенчанные одиозным «делом врачей». В 1947-1948 г.г. в Шаргороде были закрыты две последние действующие синагоги. В 1957-1964 г.г. проходят кампании борьбы с сионизмом и борьбы с «хищениями социалистической собственности», носившей откровенно антисемитский характер. В 1964-1982 г.г. во время, когда Л. И. Брежнев был Генеральным секретарем ЦК КПСС, давление на еврейские общины ослабляется, жить становится легше,
В июне 1967 Израиль побеждает в Шестидневной войне, возникает антиизраильская    кампания, развивается национальное движение и борьба за право евреев на эмиграцию. В 1970 г. началась массовая эмиграция евреев Шаргорода. В 1989 г. в Шаргороде зарегистрировано 400 евреев, эмиграция продолжается, в середине 1990 г. зарегистрировано примерно 160 евреев, в ноябре 1991 г. в Шаргороде зарегистрировано менее 80 евреев. В 1991 г. распадается СССР, Украина становится суверенной. Осенью 1993 г. «Джойнт» получает обращение отчаяния из Винницкой области, осуществляется акция социальной помощи. В октябре 1996 г. Ч. Хоффман отправляется в Шаргород, как типичное еврейское местечко, изучает уклад еврейской жизни, берет интервью у свыше 40 человек, на основе которых анализирует жизнь евреев этого местечка. Используя полученные данные, а также многочисленные исторические и литературные источники, Ч. Хоффман готовит книгу [1], которая уже вышла в свет после его смерти.   
 
1. Хоффман Чарльз Е. Красный Штетл: История еврейского местечка,       выжившего в Советскую коммунистическую эпоху. Кишинев, Pontos, 2004. 
2. Круглов А. И. Энциклопедия Холокоста. Еврейская энциклопедия Украины. Киев, 2000.
3. Фредекинд А. Холокост на территории Транснистрии в воспоминаниях переживших. Вестник «Ткума», Днепропетровск, июль 2000.
4. Додик С. Д. Судьба евреев Транснистрии. Журнал «КОРНИ», М.- Киев, №24, октябрь-декабрь 2004.
5. Додик С. Д. Судьба и жизнь мальчика из расстрелянного гетто. М. Калейдоскоп, 2004.    


Рецензии