Нетерпение Сердца С. Цвейг

В романе Стефана Цвейга -  «Нетерпение Сердца» - не-прикрытым образом показан весь насущный трагизм  пороков Души, которые на первый взгляд – не-значительны и воздушны. Таких пороков, которые съедают всю первозданность Духа человеческого. Один из них – само-обман, несущий за собой (нитью)  фальшь – к окружающему миру.
За главную, он берет очень сложную тему: чувство сострадания – истинного и малодушного, живущего в каждой, даже самой алчной – Душе. Причем, эту тему он затрагивает настолько подробным и проникновенным образом, что не-вольно теребит твое нутро.

События разворачиваются то постепенно, то – громко  и резко, от чего вздрагивают клетки Сердца. В своем романе Цвейг повествует о юноше, который, из-за дурной глупости, а после - из явственной жалости к хрупкой  девушке с парализованным ногами - уделяет ей (и всей ее семье) практически все свое свободное от службы -  время. День за днем эта любезность перерастает в  тяжкую ношу – ответственности, за каждый сделанный жест. Юноша понимает, что со-страдает  - всецело, мучительно. Здесь возможен вопрос: со-страдает – как именно?  Испытывая, просто напросто -  жалость (унизительное подобие со-переживания), или ощущая душевное со-участие в  чужом страдании? Каждому из нас не-редко нужно признаться себе: зачастую мы испытываем лже-со-страдание к тем, кто ранен Судьбой. Нам кажется, что мы очень ярким и, самое главное – искренним! – образом страдаем вместе с мучениками. И  будто творим великое благо – со-переживая Сердцем. Да, это не-мало, но и не-много. Часто в наших силах  сделать больше для мучеников, чем просто пожалеть. Мы можем: дружить (дарить свое внимание, окружать интересом), вдохновлять -  со-участием, держать на плаву – тонко-тонко, но очень значимо совместной, одной на двоих - верой. Мы можем их Любить, в конце концов (Любить – вносить смыслы). «Все-таки стоит обременить себя тяжкой ношей, если другому от этого станет легче.»
Мы не-находим времени, сил (?). Мы находим отговорки – в пользу себя (Эгоизм – скудность Души). « - ведь нельзя же помочь всем…
 - Но попытаться надо, ведь для этого и живешь, только для этого.»
Обделенные в чем-либо Люди очень не-выносимы, что обусловлено вынужденной  ограниченностью, которая перечеркивает всякую  радость к Жизни. Так устроена психика человека: если мы лишаемся чего-то важного, что позволяло беззаботно жить – автоматически (в подкорках сознания) мы лишаемся основного смысла существования. И справиться с этой сломаностью Души – титанический труд, который под силу – не-каждому.
Цвейг отчетливо пытается донести, что чувство сострадания имеет очень мощную энергетику: силой ли мысли, жаром ли  Сердца, переходящем в громкость слов, движением ли руки), – способная или вознести, или основательно разрушить – именно тех, к кому мы обращаем свое со-страдание. В тебе механически заключает всю свою шаткую веру тот, кто позволил приблизиться к его миру мук и страха. «Кого однажды жестоко ранила Судьба, тот навсегда останется легко ранимым.»
Со-страданием можно увлечься: лелея  его и взращивая, таким путем - восхваляя себя. Но в самый хрустальный момент  - испугаться трудностей, обусловленных не-избежным чувством ответсвенности. Да, мы страшно боимся взвалить на себя ответственность. Не-редко, едва заслышав ее запах – мы убегаем, всей своей не-счастной Душонкой пытаемся высвободиться из этой грузной ноши, которую можно именовать   «Душа мученика». Страх перед ответственностью зачастую перекрывает всякие муки совести (здесь еще «спасает» пресловутый Эгоцентризм), и, быть может – алчность. «Можно бежать от чего угодно, только не от самого себя.»

В нас сполна  хватает обособленности и узости, но слишком  не-хватает такого благородного умения (и главное - стремления!), – как способность принести себя в жертву тем Людям, которые обречены на сильные страдания, не-ведомые нам – здоровым и цветущим. « В этом мире важно не то, как берутся за дело – смело или робко, – а то, чем все это кончается. Но есть два рода сострадания. Одно – малодушное и сантиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться  от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; Но есть и другое сострадание – истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая сделать все, что в человеческих силах, и даже свыше их. Если ты готов идти до конца, до самого горького конца, если запасешься великим терпением – лишь тогда  ты сумеешь действительно помочь Людям. Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда.»

Вероятно оттого, что мы не-можем до конца прочувствовать их мучений – мы и не-способны понять, насколько  не-выносимо трудно быть! – ограниченным?! Может, стоит иногда отвлечься от себя  и постараться  встать на место других – вот так искренне и точно -  что бы  вспоминать о таких важных вещах, как – помощь ближнему  и взаимопонимание.
 «Никакая вина не может быть преданна забвению, пока о ней помнит совесть.»


Рецензии