Ergo Proxy и теория архетипов Юнга
Итак, Юнг понимал под архетипом в основном (определения в разных местах его книг сильно варьируются) некие структурные схемы, структурные предпосылки образов (существующих в сфере коллективно-бессознательного и, возможно, биологически наследуемых) как концентрированное выражение психической энергии, актуализированной объектом. Понятие коллективно-бессознательного Юнга можно понять на основе аналогии с индивидуальным бессознательным Фрейда – как для каждого человека есть индивидуальное бессознательное, так для человечества в целом есть коллективное, но их функционирование во многом различно. «Коллективные» архетипы, по мысли Юнга, должны были в известном смысле противостоять индивидуальным «комплексам» 3. Фрейда, вытесняемым в подсознание.
В качестве продукта непосредственной реализации архетипов Юнг и его последователи рассматривали мифологию народов мира. Очень важно мнение Юнга о метафорическом, а не аллегорическом, как у Фрейда, характере архетипов: это широкие, часто многозначные символы, а не знаки. (О различии знака и символа см. мою рецензию на Евангелион или соответствующие источники)
В качестве важнейших мифологических архетипов или архетипических мифологем Юнг выделил прежде всего архетипы «матери», «дитяти», «тени», «анимуса» («анимы»), «мудрого старика» («мудрой старухи»). «Мать» выражает вечную и бессмертную бессознательную стихию. «Дитя» символизирует начало пробуждения индивидуального сознания из стихии коллективно-бессознательного (но и связь с изначальной бессознательной недифференцированностью, а также «антиципацию» смерти и нового рождения). «Тень» — это оставшаяся за порогом сознания бессознательная часть личности, которая может выглядеть и как демонический двойник. «Анима» для мужчин и «анимус» для женщин воплощают бессознательное начало личности, выраженное в образе противоположного пола, а «мудрый старик» («старуха») — высший духовный синтез, гармонизирующий в старости сознательную и бессознательную сферы души.
Человек на протяжении своей жизни взаимодействует с архетипами, которые для индивидуального сознания могут выступать как внешние образы или даже персонифицироваться. Собственно по Юнгу процесс взаимодействия с коллективным бессознательным, если в этом случае происходит осознание и принятие архетипов – это и есть процесс индивидуализации, становления действительно автономной личности. Если человек отказывается от своего коллективного бессознательного, оно (как и индивидуальное) оказывает на него серьезное влияние, источник которого для самого человека не понятен.
Итак, начнем с "расстановки сил".
Главный герой в образе Ло - сознательное "Я", пытающееся рационально разобраться во всей кутерьме событий. В начале сериала он как пешка, которую гонят непреодолимые силы: Ergo Proxy, в образе которого Ло поистине страшен, Рил, командующая им как подчиненным, даже Пино тащит его за собой прочь из Ромдо. И все-таки Ло обладает мужеством и решительностью взглянуть в глаза своей судьбе и постараться изменить ее. Даже в образе Ergo Proxy он сохраняет часть себя (иначе Рил не пережила бы той самой первой встречи с Ergo Proxy).
Рил - Анима. Как и полагается Ло и Рил представляют собой практически полные противоположности не только в смысле пола, но и характера, их отношения сложны и запутаны. Ло одновременно тянется к Рил и боится ее (собственно это классические отношения Я и Анимы). Соответственно Рил испытывает подобные же чувства. Процесс взаимодействия Ло и Рил приводит к тому, что их отношения эволюционируют от любопытства, страха, раздражения к чувству, которое можно назвать если не любовью, то уж единением точно. Особенно показательны в этом плане последние серии, где в одной личности совмещаются уже не Ло и Ergo Proxy. а Ло и Рил.
Пино - архетип Ребенка. Что можно сказать, "все мы родом из детства", однако архетип Ребенок несколько отличается от реальных детей. Так, в частности, иногда Пино ведет себя весьма мудро, и в понимании происходящего превосходит и Ло и Рил (как например в серии с двойниками). Поскольку ахетип «дитя», означает еще и новое рождение, то присутствие Пино рядом с Ло дополняет и уравновешивает Ergo Proxy как посланника смерти. Об архетипическом происхождении образа Пино говорит и то, что она является автолейвом, зараженным когито, поскольку это метафора пробуждения индивидуального сознания и осознания своего «raison d'etre» (или скорее не осознания, а выбора, что недоступно автолейвам).
Главный герой в образе Ergo Proxy - Тень. Тень это все темное, негативное, отрицаемое сознанием. Именно это отрицание мы и видим на протяжении первой половины сериала. Здесь показательным является использование маски - герой не хочет узнавать в Ergo Proxy самого себя. Ergo Proxy несет смерть и разрушение, но основная его цель — подчинить себе «Я», чтобы обрести свободу. Перед Ло стоит сложная задача (как и перед каждым человеком) — необходимо воспользоваться силой Тени, но сохранить свою личность. свое сознание и свободу.
«Мудрый старик» - на эту роль напрашивается хозяин библиотеки. Его сила — в знании, но напрямую собщить Ло это знание он не может, его язык метафор и образов недоступен сознанию напрямую, нуждается в расшифровке. В пределах своей библиотеки он властен даже над Тенью, но Ло понимает — остаться в этой библиотеке означает изолировать себя от реальности и заниматься бесконечным чтением книг о самом себе.
«Мать» - я не смог обнаружить персонаж, который бы являлся персонификацией данного архетипа.
Теперь собственно смысл происходящего: главный герой пытается обрести целостность, сформировать конструктивные отношения с коллективным бессознательным, которое представлено архетипами. Не зря одна из ключевых фраз сериала: "Разделенное должно стать единым". С этой целью он отправляется в путешествие, которое может символизировать путешествие внутрь самого себя. Таким образом, все, что мы видим в процессе этого путешествия — символ внутренних душевных событий. Происходящее вовне одновременно является происходящим внутри одной личности, личности, которой Ло становится только в конце и в ходе всего аниме решается вопрос — какой будет эта личность? Поворотным моментом путешествия становится достижение его конечной точки — Москвы. По мысли Ло здесь должна находиться его память — точнее то, что вытеснено из памяти, его индивидуальное бессознательное, которое поможет ему обрести целостность и понять себя и мир. Но ожидания Ло не оправдываются — найдя свое бессознательное, он не может его расшифровать, поскольку язык бессознательного не доступен сознанию. чужд логике. Так, спустившись в глубины своей психики, Ло не находит там ответа и возвращается обратно — к людям, к миру. Но смысл любого мистического и мифологического путешествия не в найденном сокровище, а в самом путешествии. Именно в процессе непосредственного взаимодействия с архетипическими структурами своего сознания Ло обретает то, зачем он охотился — единство себя как личности, осознающей свое предназначение, свои возможности, свою свободу. Последние серии, в которых реальность то и дело оказывается галлюцинацией, показывают - Ло как «Я» находится на грани безумия, рискуя так и не разотождествиться с Рил или быть порабощенным Тенью. И все-таки Ло удается сохранить контроль над собой и ситуацией — он становится новой личностью (точнее Ло, Ergo Proxy, Пино и Рил составляют новую личность), но не попадает в рабство к архетипам и не скатывается в пучину безумия.
Логичным завершением истории является разрушение Ромдо - прежнего мира Ло, полного условностей и запретов, которые более не властны над героем. Ло обретает истинную свободу — свободу выбирать свой путь и свой raison d'etre.
PS Основным упущением данной интерпретации является неполное раскрытие образа Рил, поскольку ее роль в сериале простирается далеко за границы очерченного мной круга и она является не только «анимой» Ло. Если постараться, то и для нее можно подобрать набор архетипов в выстроить ее взаимоотношения с ними: отец, Ло, Игги, Дедал и т.д.
Свидетельство о публикации №209020900563