Символизм Евангелиона

Посмотрев данное аниме два раза, долго думал, что же меня в нем не устраивает? Почему после просмотра остались впечатление, как будто меня обманули? И пришел к такому выводу: (не читать, не посмотрев)
На форуме говорилось, что Евангелион погряз в символизме – уверяю вас, это не так. На самом деле символов в этом аниме раз два и обчелся. Для того, чтобы пояснить свою мысль мне следует кратко остановиться на том, что такое символ и чем он отличается от знака. Знак – произволен и его «вещественная» форма никак не соотносится со значением. Символ же предполагает, что значение и форма являются неразрывным целым. Приведу пример. Цифры являются знаками, если мы поменяем местами скажем цифры 2 и 3, то ничего не изменится ни в математике, ни где-то еще (какое-то время придется привыкать, но это мелочи). А вот поменять местами крест и символ инь/ян невозможно, так как помимо символического значения креста, его форма связана с тем, что Иисуса на нем распяли и замена этой формы на другую изменит смысл символа. Применительно к Евангелиону это означает следующее: все те моменты, которые считаются символическими на самом деле имеют знаковую природу и ничего определенного не символизируют. Примеры:
Свитки мертвого моря – сюжет аниме никоим образом не основан на реальном содержании данных документов и вместо них можно использовать название любого апокрифического или библейского сочинения.
Ангелы – о том, что означают эти создания можно выдвигать множество гипотез, но я ставлю бутылку Немирова любому, кто объяснит мне, кем или чем они ЯВЛЯЮТСЯ исходя исключительно из сюжета аниме. Само разнообразие их форм и способов действия уже говорит о произвольности, я убежден, что замена «ангелов» на «демонов» (или любых других небесных существ) принципиально ничего не изменит в сюжете.
Аянами Рэй – вот уж парадоксальная фигура, она умудряется одновременно быть и пилотом Евы, и матерью Синдзи, и ангелом, и гомункулусом. В результате вопрос о том, что такое на самом деле Аянами Рэй переходит в область риторических, а следовательно и говорить о ее символическом значении бессмысленно.
Короче, перечислять можно долго. Единственный значимый и бесспорный символ – отец Синдзи, который символизирует бога, и на это имеются реальные основания в сюжете, а не только в сознании авторов.
Собственно, аналогично символизму дело обстоит и с психологизмом Евангелиона. Да, в большей части фильма психология героев сюжетно важна и чрезвычайно значима, однако к кульминации создатели видимо не нашли в себе сил отразить в реальности те переживания, которые испытывают герои в последних двух сериях. В результате реальность была отправлена в отставку, а психология, не опирающаяся на реальность – это совсем не интересно. Хотя мое мнение здесь может быть пристрастным, так как я в силу интересов и образования хорошо знаком не только с работами Фрейда, но и с гештальт-психологией, психодрамой Морено, концепцией отраженной субъектности Петровского, диалогической концепцией сознания Бахтина и последние две серии не открыли для меня ничего принципиально нового.
Собственно таковы мои претензии к Евангелиону, из-за которых аниме не только не кажется мне шедевром, но вообще представляется недоделанным и недодуманным произведением.


Рецензии