Главы из романа Поколения Инкубаторская

 - Подъем!  На зарядку! Подъем! Вставайте ребята и на зарядку! – разносился голос воспитателя Надежды Николаевны, по коридору третьего этажа школы-интерната. Ребята подъем! – она зашла в палату девочек и щелкнула выключателем.
- Девочки на зарядку! Лора, вставай, собирай ребят на зарядку, я пойду в столовую, посмотрю, что с завтраком. Лора приняла вертикальное положение, сидя на кровати, главное для нее принять вот это положение, а там уже она проснется. Если дашь слабину себе задержаться  дольше на минутку-две, подъем станет тяжелым состояние разбитым и день пойдет наперекосяк – это Лора знала наверняка.
- Вставайте девочки!- обратилась Лора к подругам, их в палате жило пятнадцать. Сонное царство начало оживать, заспанные девчонки, потягиваясь и зевая, вставали, одевшись, выходили в холл первого этажа, где всех уже ждал физорг Слава Дубов. Проснулась и подружка Лоры, Наташка, но все ее звали Лешка. Их кровати стояли рядом, и Лешка помогала всегда и во всем.
Зарядка проходила во дворе школы в любую погоду, ровно в шесть пятнадцать. Холодное апрельское утро, ежась и кутаясь в пальто и куртки, ребята выходили во двор. Слава дал команду: «На месте шагом марш!» - размахивая в такт руками зашагал, подражая ему, задвигалась толпа, переступая с ноги на ногу. Лора, уже совсем проснулась и разогрелась. Заканчивалась зарядка пробежкой вокруг здания школы.
- Сейчас побежим, сказала Лора Лешке, подталкивая ее плечом, они побежали. Накануне после отбоя, подружки с мальчишками лазали на крышу школы, по чердачной лестнице. С высоты они смотрели на огни большого города, пели песни, курили и мечтали. Это случалось каждый вечер после отбоя, но кто-то настучал «Банану» - директору интерната и всех вызвали к нему в кабинет. Лора была командиром класса, отвечала за порядок и дисциплину. Конечно, разговор начался с нее:
- Лора, ребят из вашего класса, видели на крыше после отбоя и ты там была?
-Да.
- Как же так, Лора? Тебе доверили ответственность за порядок, а ты сама его нарушаешь? Они смотрели в глаза друг другу, у Лоры было такое правило смотреть собеседнику в глаза, по ним она понимала ситуацию и как в ней себя вести.
- Дмитрий Иванович! Наши вылазки не опасны, мы сидим на крыше неподходя близко к краю, поем песни, общаемся, а потом идем спать.
- Лора и вы ребята, разве вы не понимаете, что крыша старая и оступиться можно, тогда случится непоправимое! Вы старший выпускной класс, что будут делать младшие?- продолжал директор. Какой пример вы подаете? Что мне воспитателей совсем домой не отпускать? Пусть спят по очереди вместе с вами.
Лора подумала: «Ну, сейчас он приплетет мою комсомольскую совесть, и то, что я должна быть примером для всех». Дмитрий Иванович увлекся, он уже говорил о важности подготовки к выпускным экзаменам и выбору профессии. Зазвенел спасительный звонок:
- Вы ребята идите на урок, а ты Лора задержись.
Дмитрий Иванович вел уроки географии, в его кабинете на подоконнике стоял большой глобус. Подойдя к окну, он крутанул его, заложив руки за спину, повернулся к Лоре.
- Ты Лора, не передумала поступать в речное училище?
- Нет, Дмитрий Иванович, я написала запрос в приемную комиссию Тобольского речного училища и жду ответ. Из нашей школы там учится Витя Челкин. Прошлым летом он научил меня плавать. Он уже ходил на барже по Тоболу и Иртышу, говорит: «Красота необыкновенная!»
- Но это не женская профессия, ты об этом подумала? Женщина- это в первую очередь мать, с этим ты спорить не будешь!
- Нет, конечно, но в стране равноправие, я смогу заниматься тем и другим, как Валентина Терешкова или Маргарет Тэтчер, или любая другая женщина.
- Смотри Лора, не ошибись, я тебе предлагаю другой вариант. Заканчивай десять классов, в запасе у тебя будут еще два года, повзрослеешь, может, передумаешь?
- Хорошо, Дмитрий Иванович, я подумаю, сейчас можно я пойду на урок?
- Да-да, конечно иди Лора, но на крышу больше, ни ногой!
- Хорошо, - Лора вышла из кабинета, «Фу» - выдохнула она – «Достал своими расспросами».
      Шел урок немецкого языка, преподаватель молоденький, только закончил институт. Лора приоткрыла дверь:
- Виктор Владимирович, можно войти в класс?
- Входите Соколова, что опаздываем? – Он специально называл учащихся по фамилии, подчеркивая разницу между учителем и учеником, потому, что разница в возрасте была не значительной. Все девчонки старшеклассницы заглядывались на него и заигрывали.
Лора села за первую парту, на столе учителя стоял маленький проигрыватель, все слушали пластинку на немецком языке:
Заг  мир во ду штейст!
Заг мир во ду штейст!
Заг мир во ду штейст!
Унд вельхен вег ду гейст!
Прослушивая пластинку, ученики заучивали слова, потом подпевали, так проходило изучение немецкого языка.
  Спустя тридцать лет на встрече одноклассников, он  признается, что немецкий язык изучал вместе с ними. Вообще Виктор Владимирович должен был преподавать английский язык, но вакансия была занята, учителя немецкого языка не было. Утром он учил, а днем преподавал учащимся…

    В восьмом классе началась «эпидемия»- все резко начали спариваться, дружить и влюбляться. Мальчишки дружили с девчонками из младших классов или из противоположного. Девчонки встречались с ребятами в не школы, которые были старше их. Лора дружила с двоюродным братом Лешки, Вадиком Капитаном. Вадик  умница, спортивный высокий парень, с чувством юмора и нежной любовью к бабушке. Вадик был лидером в классе, все ему давалось легко от природы. Лору он натаскивал по алгебре, она всегда у нее хромала, а аттестат хотелось иметь без троек, чего общими усилиями они и добились. Была среди них пара, которая любила по настоящему, как Ромео и Джульетта – это Таня Белых и Валера Напоров, который только вернулся их армии. Валера работал водителем, после работы приезжал к Танюшке, она убегала к нему, а девчата  прикрывали ее отсутствие. Или по водосточной трубе он залезал к ним в девчачью палату, Лора давала Танюше ключ от класса, где они тайно встречались.
Уединялась в классе и Лора, совсем не обязательно это был Вадик, это мог быть любой парень из класса. Они слушали радио, делились своими проблемами на любовном фронте, просили помощи или совета, или просто посвящали в свою мету, как Андрей «Челентано» он был романтик, мечтал о небе, о веталетах. Вместо учебников, его сумка была полна техническими журналами, которые были замусолены, он их знал  наизусть. На уроках он отвлекал Лору, шептал: «Смотри Соколова, какой Миг. Я построю лучше и мы с тобой полетим»… Лора помогала, как могла. Дружба с Вадиком была детской, они обсуждали различные темы, он мог часами рассказывать о хоккее, о команде НХЛ и ЦСК, о каждом игроке и конечно о Харламове и его пятерке игроков. Иногда просил осмотреть голову от вшей, педикулез гулял по интернату со страшной силой. Ребята не стеснялись друг друга, они были в одной лодке. Выделяла из общества интернетовских ребят  одежда, все были одеты одинаково. Девочки во фланелевых платьях, отличавшихся только по цвету: голубых, зеленых, желтых, в одинаковых колготках, туфлях, пальто. Мальчишки в одинаковых серых костюмах, трико с вытянутыми коленками, ботинках и пальто. Подростки из соседней школы называли их «Инкубаторские цыплята» или просто «Инкубаторские» - это прозвище ранило Лору. Она думала: «Вот вырасту, заработаю много денег и куплю каждой девочке детского дома разные платья, о котором они мечтают. Много мороженного и клубники»…
Ужин по режиму был в семь часов вечера, отбой в девять, к девяти часам молодые растущие организмы снова хотели, есть, от голода урчало в животах. По распоряжению Банана, повара в столовой оставляли на ночь бак с кусочками хлеба. Это было очень здорово, незаметно проскользнуть мимо няни, спустится на второй этаж – учебный, по переходу пройти в столовую и с солью съесть пару кусков хлеба, а потом можно и на боковую…
         
  Класс «А» - был интеллектуальным, а «Б» спортивным и более дружным,  по мнению педагогов. Но в конце года, когда приближалось расставание, все смешалось. Лору всегда привлекали умные парни, и она приметила двух друзей из параллельного класса, Антона и Александра. Ребята были приходящими, в школе находились только на уроках. Оба были высокие, аккуратные с красивыми стрижками. Как оказалось при знакомстве оба музыкальными и какими-то другими, взрослыми что ли. Невидимая нить соединяла Лору и Александра, им хватало времени между уроками, когда переходили из одного кабинета в другой, чтобы перебросится словами приветствия или попросту улыбнуться друг другу. Весна влияет на всех одинаково. После уроков, выходя из класса, Лора увидала Сашу, он стоял на лестничном пролете  и ждал кого-то.
- Лора, что ты делаешь вечером?
- Как всегда: уроки, уборка столовой, палат и класса и знаешь кругом строем! А что?
- В гости хотел тебя пригласить к себе домой. Лора задумалась, но лишь на секунду. «Почему она должна всех прикрывать, а ее нет. Скажу Лехе, она прикроет.»
- Саша, я что-нибудь придумаю.
- Я зайду за тобой в шесть часов.
-Ладно, я буду ждать,- ответила Лора, поспешив в класс. В классе ее ждала классный руководитель Галина Захаровна.
- Лора, где дневник учета дисциплины на уроках?
- Вот, Галина Захаровна, Лора открыла портфель, подала дневник.
- Что это такое? Опять сорвали урок геометрии, все те же самое фамилии: Митягин, Ведерников, Иванов! Я не пойму вас ребята, вы ,что самые умные? Не хотите учиться дальше, но другие, почему должны страдать? Уж если ничего не делаете на уроке, хоть не мешайте, сидите тихо! Теперь о главном, наш класс дежурит по столовой, Лора, самая сложная работа будет для наших «умников».
- Посудомоечная машина и вынос бочков с отходами - отчеканила Лора.
- Кто на раздаче?- спросила Галина Захаровна?
- Таня Белова и Рая Нурланова. Лора знала, что Таня после школы пойдет учиться на повара, дежурство на раздаче ей нравилось.  Да и порцию можно получить побольше и за добавкой подойти, а главное Танюша сухариков в палату принесет и все будут сыты. Когда все текущие вопросы были решены, на дежурство все распределены, Лора выстроила класс, пересчитала, встала во главе и повела всех в столовую. Ей надо как можно быстрее освободиться к шести часам. Лора много раз была в гостях у ребят, у Вадика и Лешки, у Сергея Скворцова, но тут волновалась. Все прошло понакатанной, пообедали все классы, убрали в столовой, пошли в класс выполнять домашнее задание. Лора сидела у окна, постоянно в него смотрела и не пропустила, когда Саша входил в школу. Лора подошла к  столу воспитателя: «Надежда Николаевна, мне надо отлучиться в город на два часика, к отбою я вернусь» «Что случилось Лора?» «У меня встреча с родными» - ответила она.  «Иди» - согласилась воспитательница, проверяя тетрадь ученика. Лора вышла из класса, Саша ждал ее на том же месте.
- Привет, подожди меня еще минутку, я только портфель в палату унесу. Саша согласился: «Только не задерживайся!»  Лора уже бежала по ступенькам вверх.
    Они сели в автобус, поехали в район новостроек. Дома у Саши никого не было, он угощал ее чаем, они рассматривали альбом с фотографиями, здесь Лора узнала, что Саша поет и играет на гитаре. Потом он пошел ее провожать, они долго гуляли по городу, держась за руки. Саша предложил ей вместе поступать в автодорожный техникум, а во время летних каникул подзаработать денег, и на заработанные деньги купить речной круиз на теплоходе по Волге. Лора в свою очередь рассказала Саше о своей мечте, стать морячкой, о том, что многое хочет посмотреть, новые города,  новые люди, новые впечатления. За разговорами время летело незаметно. Они строили планы на будущее, им не хотелось расставаться, хотя уже были у школы на крыльце. И все-таки надо идти спать. Саша постучал в дверь, сторож спросил: «Кто там?» «Дядя Гена, это я Лора, из города вернулась». Дверь открылась, Лора махнув рукой Саше, сказала: «До завтра» «Пока!» - прощаясь, ответил он.
В палате ее ждала Лешка. Они не успели обменяться, той новостью, что случилась в жизни Лоры. Хотя Лешка была сестрой Вадика, подругу она не осуждала, они лежали и шептались до полуночи. Утро наступившей пятницы прошло по расписанию: подъем, зарядка, завтрак, уроки и конечно перемены… Встречи с Сашей  уже небыли тайной ни для кого. Наверно Саша рассказал Антону, об их свидании, он тоже был с ней очень мил. Обычно в субботу после уроков Лора уезжала домой на выходной, в эту субботу все пройдет по другому, Саша пригласил ее в кинотеатр «Факел» на премьеру фильма  «Всадник без головы», а ночевать она пойдет к Лешке домой, в воскресенье они вместе вернуться в интернат. Именно в этом порядке прошли выходные, и кино всем понравилось. Вечером подружки вернулись в интернат, так как все девочки разъехались по домам Лора с Лешкой легли спать рано. Вдруг дверь открылась, на пороге толпа интернатовских мальчишек, все из «А» класса и с ними Вадик Капитан. Они пришли устроить суд Линча, за то, что девчонки стали встречаться с приходящими  ребятами. «Вы предательницы, вы бросили своих парней и перекинулись на приходящих» - твердили они. Главным судьей был Французов, с ним Слава Дубов, Вадик Пермяков, Вова Балашов - отставной ухажер Лешки. Пользуясь тем, что девчонки раздетые лежат в кроватях, они вершили суд. Балашов ударил Лешку кулаком по носу, Лешка закричала, у нее из носа хлестала кровь, она полотенцем  ее собирала. Вадик ударил Лору по щеке не сильно, но обидно. Сделав то, зачем они пришли, мальчишки удалились. Девчата одевшись вышли в умывальник, кровь у Лешки остановили. Первое, что пришло в голову - бежать, бежать из интерната, куда глаза глядят, от этой жестокости и несправедливости. Пусть их обидчиков потом судят за их поступок. Но поплакав и поостыв, вернулись в палату. Следующий день был насыщенным, все обсуждали проступок мальчишек, хотя девчата никому не рассказывали о случившемся, Еще говорят, что девчонки сплетницы, в этом случае все было наоборот. Во время большой перемены Саша подошел к Лоре – Это правда, что вас вчера били из-за общения с нами?
- Кто тебе сказал?
- Не важно. Вот подонки, нам в лицо ничего не могут сказать, на девчонках отыгрываются. Ничего, после уроков разберемся.
- Не надо Саша, их много, а вы с Антоном вдвоем.
- Нас двое, но мы в тельняшках,- пошутил Саша и в этом был весь он, рыцарь без страха и упрека!
После уроков мальчишки из обоих классов  разбирались за школой, Лора с Лешкой наблюдали из окна, о  чем шла речь, было не слышно. После разборки девчата не перестали общаться с приходящими мальчиками,  а наоборот  стали еще дружнее. Ребята были интересными, Ваня Чудесник, увлекался велоспортом, казалось, что он с велосипедом даже спит, готовился к поступлению в суворовское училище. Антон, спас утопающего мальчика, не задумываясь о себе. Когда собирались вместе Антон играл на фортепьяно.
В теплые майские дни, в перерывах между подготовкой к экзаменам, ребята ходили купаться на озеро Балтым, по дороге Саша играл на гитаре и все вместе пели:
…Вот в Америке культура, так культура,
А нам на ту культуру наплевать.
Вот в России культура, так культура,
Что ни слово, то е… твою мать!
Запрягает мужик лошаденку
И будет он в поле пахать
И кричит на свою лошаденку,
Ну, трогай же е… твою мать…

  Накупавшись, открывали конспекты с билетами, учили, к вечеру возвращались назад. Так было каждый день. Сегодня последний звонок, девчонки все нарядные, в белых фартуках, в белых гольфах и с пышными бантами в волосах. Мальчики в отутюженных клешах, чистых рубашках, чистой обуви. Все взволнованные - это последний звонок для них, когда они все вместе, а что ждет их дальше? Об этом никто не говорил, но вопрос витал в воздухе. После школьной линейки пошли фотографироваться, а потом на классный час. Галина Захаровна  собрала всех в классе:
- Ребята, вот и прошел последний ваш звонок в стенах нашей школы. Кто-то из вас продолжит учиться, кто-то пойдет на работу. Я хочу, чтобы, где вы ни были и как, бы не сложилась ваша жизнь, помнили нашу школу, этот класс, где вы многое узнали, где учились дружить и понимать друг друга. Чтобы запомнился вам этот день и память о нем, я принесла вам пластинку «Бременские музыканты» зная, что вы любите петь. Она включила, в классе на редкость была тишина, лица ребят были серьезными повзрослевшими.
  Лоре пришел ответ из училища, в котором говорилось, что девушек принимают на обучение после десяти классов на специальность радисток, а после восьмого, можно работать на судне матроской. Лора хотела быть рулевым мотористом, матроска ее не устраивала.
Во время школьных экзаменов в классе Лоры случилась трагедия, погиб Коля Митягин. Его воспитывала сестра Наташа, на день рождения подарила ему мопед, вот на этом мопеде Коля попал под лесовоз. У гроба Коли организовали дежурство, ребята в повязках стояли у изголовья, было  много цветов и сирени. Запах был таким густым, что ребята не выдерживали, выходили во двор курить. Девчонки плакали, Лору смерть Коли сильно потрясла, она была впечатлительной девушкой. Сестра подарила ей на память последнюю Колину работу, портрет Сергея Есенина, выжженный по дереву. Оказалось, он любил стихи, а в школе казался совсем другим, нарушителем дисциплины. Это была их первая утрата. Сколько их будет еще…
Между тем экзамены продолжались, правда, случившееся подействовало на ребят и  на результат, диктант написали хуже, чем ожидали педагоги.  И вот он, выпускной бал. Дмитрий Иванович, в своем ярко желтом пиджаке, за  который и получил прозвище «Банан», вручает аттестаты о восьмилетнем образовании, пожимая каждому руку, и как водится общая фотография на память. Отмечать выпускной продолжили на Балтыме в домиках. Саша и Антон все организовали, было здесь и шампанское и водка, закуска и гитара. Выпив спиртного и немного захмелев, ребята хотели казаться взрослыми, они закуривали, но все кашляли и снова затягивались дымком. Гуляли всю ночь. Утром поехали сдавать документы в автодорожный техникум, среди них была Лора…


Рецензии