Глава 10. В гостях у Васьки
– Здорово!
– Здорово.. а ты кто? – Незнакомый капитан поймавший его в коридоре, дружески протянул руку – Я твой новый замполит!
– Ух ты! Привет, если не шутишь. Пошли в канцелярию. – Замполит был плечист, крепок на вид и словоохотлив, как было положено работнику его призвания. Анну Леонидовну к тому времени Трофимов спровадил на обед и попросил не торопиться, поэтому в канцелярии чувствовал себя вольготно. Небрежно достал сигареты. – Как звать?
– Александр, Саша Пуннэ.
– Анатолий. Трофимов. Теперь рассказывай, за что сюда попал? Застава-то ссыльной считается, как и весь батальон.
– Не скажи.. – замполит по хозяйски сел за свободный стол – Мой будет?
– Жалую.. только барахло сначала выкини.
– Ссыльной? Да нет вроде, как гайки подтянули, отношение сильно изменилось. Тяжело было? – кивнул за дверь.
– Да уж.. и сейчас не сахар. Начальства знаешь сколько? И все как один млядь, голодные..
– Из огня, да в полымя?
– Похоже на то.
– Да, чуть не забыл, завтра сборы начальников застав, комбат велел передать, так что иди готовься, сегодня я дежурю. Особенности есть какие?
– Особенности? Есть особенности.. если что не так, используй Закон.
– Чего!?
– Закон, говорю, используй! – Замполит помрачнел, и кажется слегка обиделся – Я конечно не начальник, но всякие глупости..
– Ты не понял. Посмотри вон туда? – Между шкафом и углом висел стенд с крупными буквами – «Воину о законе». Плакат был красочный, по восточному украшенный орнаментом , написанный от руки черной тушью и печатными буквами. Тогда ведь не было ни компьютеров ни ксероксов, и за умеющего писать тушью солдата, торговались и лаялись до хрипоты. Сбоку стенда, на гвоздике, висела резиновая дубинка ПР-73. – Если возникнут проблемы, тебе стоит только сказать дневальному – принеси Закон, понял? – Замполит захохотал. – Закончишь убеждение, отдашь если лень ходить, он Закон повесит на место. Ну будь, если что – звони пока я дома.
2
Сборы начальников застав проводились в ядре части, или на одной из застав батальона. Недоверчиво оттопырив губы, толпа начальников застав ходила по военному городку и придирчиво тыкалась в каждую щель. Интересно, а как у коллеги все налажено? Завистливо промолчать где хорошо, с удовлетворением ткнуть пальцем если что-то хуже..
– Товарищ майор.. – высадив пассажиров по требованию, хабаровский пассажирский постепенно набирал ход. Вагоны шли покачиваясь и перестукиваясь на стыках. – Комбат ответно козырнул и фыркнул. Майор Федоров встречал коллег в новом бушлате, сиреневой панаме, солнцезащитных очках и бордовых трениках. Пистолет торчал в кармане.
– Вась, ты совсем на своей заставе е..нулся, что ли?
– Никак нет! – бодро отрапортовал Федоров и приглашающее поднял панаму – Милости просим!
С юных лейтенантских лет Трофимов попал в спец части внутренних войск, и по заставам помотался будь здоров. – Фешенебельная застава в наисчастливейшем Усть-Куте среди кедровых лесов и заливных лугов, богатая золотым корнем Даванская застава, мекка пожилых поверяющих желающих обрести половую бодрость. А Февральск, с его залежами лимонника и брусники? Или грозно ревущая Правая Ульма под взметнувшимся ввысь мостом, с грибными и ягодными залежами вокруг.. какая там была красивая природа.. !!!
Эта же застава, была сущим адом. Полотно дороги тянулось сквозь унылую марь на многие десятки километров. Болота, озерца да кустарник с клещом. Была конечно тут и недалекая речка, вероломная ревущая Бурея, и густо растущий лимонник.. ну до чего все здесь было все уныло! Мрачно, как в Чистилище! Вместе с мужьями, здесь отбывали срок две несчастнейшие из женщин – жена начальника заставы и старшины. Замполит и зам по боевой были как всегда в подобных местах, сосланными залетчиками, и сюда приехали одни. У обоих давно были дети, ходившие в школы по прежним местам службы, устроенные на приличные работы жены. Мужики дослуживали оставшийся срок в ожидании выслуги и пенсии, и перебивались как могли. Говорят, прошлый зам и замолит устраивали даже дуэли на мелкашках.. в общем, обстановка наложила серый отпечаток на обитателей, и офицеры, как впрочем и рядовые, были с индивидуальными психическими сдвигами. Так что солнцезащитным очкам в пасмурный дождливый день, никто не удивился.
Дружеская делегация шлепала по брошенным в хлюпающую грязь доскам, сдержано материлась и наконец выбралась к воротам. Городок строили на насыпном грунте, и хотя зданиям было лет тридцать, выглядели они, ужасно! Силикатный кирпич от вечной сырости позеленел, дал осадку и многие здания кренились в разные стороны подпертые слегами и бревнами. Внутри казармы было вроде все чистенько и побелено, но все равно, сырость проступала и тут. На стенах и в углах черным грибком, и бороться с ним было просто бесполезно. Комбат подгадал сборы к празднику, в этот день на заставе резали свинью.
Все было как всегда. Смотрели учебно-показательные занятия по действию личного состава караула при нападении. Отгремели холостые выстрелы, бодрый и надроченный караул в начищенных сапогах, ближе к обеду перебил всех подготовленных врагов. Дальше было подведение итогов, и комбат произнес энергичную речь зовущую к дальнейшим успехам.. в общем, все было как всегда. – А теперь, товарищи, обед. Прошу всех в столовую. Вась, приглашай?!
– Проходите, мужики.. – непонятно чему улыбаясь пригласил Василий одевший положенную форму с новенькими майорскими погонами. Кто здесь служил, того никогда званием не обижали. Комбат подозрительно покосился, но смолчал. Небольшая столовка была намного хуже чем у Трофимова. И стены облезлые, и пол скрипел, а уж все остальное.. комбат уже не раз ставил всем в пример его заставу. Обед был шикарным. Куриный суп. Кур в полку было некуда девать и их подозрительно пахнувших, срочно распихали по заставам. Трофимов своих засолил в бочке, здесь поступили точно так же. Белые салфетки в розовых пластиковых стаканчиках, тарелки с селедкой и луком, соленые помидоры, горячая картошка со свежим свиным гуляшом.. гуляш, Трофимов отодвинул сразу. Еще накануне, узнав что начальник уезжает на вторую заставу, Фарид посоветовал не кушать свинину. Трофимов сказал, что он мол не мусульманин, и тогда застенчиво глядя, солдат сказал что бойцы на заставе, свинью того.. любили в общем сильно хрюшку. Трофимов тогда сплюнул и спросил, а как мол нашу свинью.. тоже любят? На что получил заверение, что заставская хрюшка – целомудреннейшая из всех хрюшек на всем Дальнем Востоке. , и Фарид тщательно блюдет её честь.. – Товарищ майор, а как по пять капель?
– Не надо! Мы же не пьянствовать сюда приехали? – Начальники застав неодобрительно зашумели что мол не каждый же день они вот так, все вместе.. по братски.. но комбат был не умолим. Федоров тяжело вздохнул и развел руками. Пить не хотелось, но Трофимов плеснул в стакан пламенеющий брусникой морс, вторая застава славилась своими болотами и.. чуть не закашлялся поймав напряженный взгляд заставского старшины стоявшего в дверях и наблюдавшего за пиршеством. В графинах стоял подкрашенный самогон. Трофимов толкнул локтем худенького старлея с бледным лицом, командира первой и кивнул на графин. Подсунул под нос стакан начальнику третьей.. все молча и сосредоточенно выпили компоту, дружно захрустели сдобренной луком, селедкой. Кого-то потянуло на помидорчики.. Васькин старшина незаметно исчез. Комбат все что то поучающее бормотал с набитым ртом и махал вилкой. Графин на его столе, он обедал с хозяином заставы, был еще не тронут. Трофимов пододвинул горячий суп, плеснул еще четверть стаканчика, компоту. – Мужики, свинину лучше не трогать..
– Это с чего это?
– Говорят, он многозначительно поглядел и склонился над столом, эту хрюшку того.. драли её в общем.
– Да ну.. – скривился начальник первой и отодвинул рагу. – Не веришь, ешь. – Трофимов выловил из супа куриную ляжку. Подцепил луковое колечко, закусил и показал вилкой на соседний столик – Смотри, Васька то сам, не ест! – Майор Федоров и правда второе блюдо не ел и баловался салатом говоря что он сыт а тут, просто так за компанию.. Зато комбат наворачивал за двоих. – Мне тоже на заставе про это сказали.. – подтвердил пожилой, с редкими волосиками капитан Симонов, начальник третьей заставы. Начальник пятой отодвинул тарелку – А вы как узнали?
– Солдатский телеграф, они друг с другом постоянно ночью болтают. А ты чего, не знал что ль? – Молодой старлей нахмурился. С ним, информацией на заставе никто не поделился. Старший лейтенант Голохвастов был из молодых, да ранний. В его хозяйстве все держалось на кулаке. Быстро загасив хулиганов, обстановку тем не менее оба лейтенанта переломить не смогли. Им подчинялись сквозь зубы и стоило только отвернуться, как все разом останавливалось. Ничем хорошим это кончиться не могло.
В голове приятно шумело. Комбат тем временем насытился, и велев отрезать с собой мясца, сыто ковыряясь в зубах потянулся к графину. Столовая замерла. Комбат налил стакан, слушая поблескивающего глазами Федорова поднес к губам.. замер. Глаза впились в честное лицо собеседника, мгновенно переместились на соседний столик обнаружив полупустой графин и.. медленно допив стакан как будто там и вправду был прохладный морс, майор продолжил разговор. Силё-ён.. все восхищенно молчали. Как ни в чем не бывало, комбат поднял руку с часами – О, нам уже на поезд пора. Товарищи офицеры, тут он выразительно взглянул на полупустой графин, что не успели – оставили. А вам, товарищ майор.. смотри, Васька у меня! – Столовая взорвалась хохотом.
Свидетельство о публикации №209020900763