Сказитель

– Тиха-а!
Громовой голос Картиана пролетел над толпой, перекрыв издаваемый ею гул и отразившись от скальных стен импровизированного амфитеатра многоголосым эхом. На него оглянулись, шум постепенно начал стихать – с последними отзвуками эха затих и гул голосов.
– Ведите себя прилично… – Картиан хмуро смотрел на собравшихся. Их так много и они так молоды…  Сможет ли сказитель донести до них самую суть? Вожак оглянулся на него – сказитель, невысокий пожилой мужчина, сидел на камне, спокойно осматривая своих будущих слушателей. Уловив взгляд вожака, он встал и подошёл к нему.
– Пора начинать?
Картиан молча кивнул. Сказитель кивнул в ответ и пошёл к большому камню, с которого обычно произно-сились речи.
Собравшиеся смотрели на него, в их взглядах читался смешанный с лёгким презрением интерес. Картиан расположился позади камня, чтобы не смущать молодёжь, но в тоже время не дать забыть им о своём присутствии – камень не мог полностью скрыть его могучее тело.
– Я расскажу вам о драконах… – голос сказителя, неожиданно низкий и глухой, прокатился над зажатой скалами ложбиной, – о том, какими они были давным-давно…
Толпа встретила его слова сдержанным гулом.
– Да что ты знаешь о драконах?! – презрительный молодой голос разрезал общий шум, заставив Картиана тихонько заворчать. Ох, уж эта молодёжь. Однако, пока он решил не вмешиваться.
– Я сказитель, – спокойно произнёс стоявший на камне, – я собираю истории, легенды, рассказы и храню их в своей памяти, чтобы однажды донести до слушателей.
– Может быть, ты и сам – дракон, коли имеешь знания о событиях тысячелетней давности? – вновь прозвенел тот же молодой нахальный голос. В толпе засмеялись.
Лицо сказителя ни на мгновение не потеряло своего доброжелательного спокойного выражения.
– Конечно, я не дракон, – на этих словах он позволил себе усмехнуться, обведя собравшихся спокойным взглядом бледно-голубых глаз. – Но мой отец, а в свою очередь и его отец тоже были сказителями. Их знания – мои знания. Мы – сказители – имеем доступ к древним свиткам, основанным на словах очевидцев, тех, кто во-очию наблюдал за событиями давних дней.
Эти слова он произнёс со сдержанным достоинством, что возымело на толпу должное действие. По крайней мере, никто больше не смеялся.
– Давным-давно, люди и драконы жили бок о бок, – сказитель позволил себе маленькую паузу, будто бы ждал, что кто-нибудь захочет её нарушить, но этого не произошло.
– Драконы дарили людям вдохновение и благость, берегли  посевы от града и засухи, приносили вести. Лю-ди почитали драконов, восхищались их мудростью. Там, где жил дракон – царили покой и гармония.
Однако, случилось так, что драконы начали считать себя венцом природы, они возомнили, что их сила и мудрость позволяют им распоряжаться всем и всеми по собственному усмотрению. Но подобные взгляды натолкнулись на отчаянное сопротивление тех, кого они поставили ниже себя.
Люди стали бороться с драконами, а потом начали охотиться на них. На стороне драконов были мощь и мудрость, а на стороне людей – численное превосходство. Подобное противостояние рано или поздно привело бы к истреблению одного или другого племени, а то и обоих сразу. Но нашёлся дракон… – сказитель на мгновение умолк, а потом продолжил, – который оказался умнее других. Он увёл оставшихся драконов в заповедное место, куда никогда не ступала нога человека. Постепенно, люди стали забывать правду, а потом и вовсе о драконах начали слагать небылицы. Им приписывали чудовищные поступки – сожжение целых селений, убийства молодых девушек. Ядовитое дыхание, жестокость, кровавые инстинкты стали непременными атрибутами драконов. Драконы стали мифом. – Он обвёл собравшихся взглядом. – А вместе с ними из этого мира ушли большая часть красоты, благородства, величия и… как ни странно, человечность…
Но и драконы утратили многое – мудрость, великодушие… А потом они разучились летать… А теперь уже люди повторяют совершённую драконами ошибку…
Сказитель замолчал. Над ложбиной висела тишина, только вдалеке мерно шумел срывающийся с огромной высоты водопад.
Сказитель нарушил тишину.
– Я хотел, чтобы вы знали о тех временах. Тогда, возможно, кому-нибудь захочется их вернуть.
Он улыбнулся напоследок доброй отеческой улыбкой и сошёл с камня. Вослед ему неслась тишина. В этой тишине к нему подошёл Картиан.
– Мне пора… – сказитель снизу вверх взглянул на него и закинул на плечо дорожную холщовую суму.
– Спасибо тебе за то, что дал им шанс, – Картиан серьёзно смотрел на сказителя, – я хочу, чтобы ты знал, что я уважаю тебя за твой поступок. Не многие бы согласились придти сюда…
Он обвёл взглядом просторную ложбину и окружающие её горы. Глаза сказителя блеснули.
– Спасибо тебе, Картиан… За то, что позволил дать шанс.
Вожак склонил голову, испытующе глядя на собеседника.
– Тебе известно моё имя?
– Мы – сказители помним то время, когда ты приносил на своих крыльях дожди для жаждущих влаги полей. И мы помним о твоём поступке, спасшем тысячи жизней.
Изумрудные глаза Картиана расширились, в их мудром спокойствии заметалось волнение, а сам вожак бла-годарно склонил голову.
– Спасибо тебе, сказитель... А ведь я уже стал забывать, что когда-то мог нестись наравне с ветром…
– Спасибо ТЕБЕ, вожак драконов.
– Куда ты пойдёшь?
– К людям, – сказитель тепло улыбнулся. – Попробую и до них донести истину.
Картиан долго смотрел ему вослед. Наконец, когда фигура человека растаяла вдали, он вздохнул и повер-нулся к стаду. Драконы уже занимались своими делами, словно никакого сказителя и не было. Только один смотрел на него.
– Кто он, Картиан? – молодой Эфрайт робко приблизился к вожаку.
– Просто человек, – в словах старшего дракона чувствовалось глубоко запрятанное сожаление.
– Ты жалеешь, что он не из нас? – догадливо поинтересовался Эфрайт.
– Он мог бы многому научить молодёжь. Последние несколько десятков лет молодые стали совсем неуправляемыми. Они не хотят знать ни о своём прошлом, ни о своём предназначении. Их устраивает нынешняя никчёмная жизнь!
Дракон вскинул огромную голову к темнеющему небу и издал гортанный рёв. Снизу, сверху, со всех сторон ему откликнулись несколько удивлённых голосов – драконы интересовались в чём дело.
Вожак не ответил им, только издал ещё один тихий полустон-полукрик и опустил голову.
– Этот человек не побоялся придти к нам, хотя понимал, чем это ему грозит, – Картиан опустился на землю, поджав под себя лапы и устало вытянул шею. – И что он получил в  награду за свой самоотверженный поступок? Равнодушие? Несколько смешков? А ведь он один из тех немногих кому не всё равно…
– Но некоторые задумались. Не все драконы равнодушны… – немного волнуясь, Эфрайт распахнул и снова сложил крылья. – А правда, что мы раньше летали?
В его взоре горели восторг и надежда. В глазах Картиана мелькнула улыбка.
– Да…
– А откуда он узнал про нас?
– Для сказителей местоположение нашей долины никогда не было тайной, они передавали это знание из поколения в поколение. Мы почти ничего не знаем о внешнем мире, этот человек говорит, что там сейчас не очень благополучно. Но мы ещё можем всё исправить… Да ты сам слышал…
Он замолчал, увидев, что к ним приближаются несколько молодых драконов. Не доходя до вожака несколь-ких шагов, они нерешительно остановились.
– Картиан… – крупный багряно-алый самец выступил вперёд.
– Слушаю вас.
– Человек не обманул? Его слова правдивы?
– Ты же знаешь, что я не позволил бы ему обманывать вас.
Алый дракон раздражённо зашипел.
– Может быть, ты просто хотел заронить надежду…
– Нет! – Картиан высоко вскинул голову. – Неужели вы на самом деле думаете, что мы рождены ползать по земле подобно ящерицам?! Для чего вам крылья?! Во время выяснения отношений поднимать ими клубы пыли?
Видя гнев вожака, алый дракон смиренно пригнул голову. Стоявшие за его спиной остальные драконы неловко топтались на месте. Видя их смущение, Картиан успокоился.
– Если мы будем продолжать жить также как и сейчас, то через несколько веков наши дети будут рождаться бескрылыми, – в его голосе звучала невыносимая горечь.
Он повернулся к соплеменникам спиной и стал смотреть на горный хребет, окружающий долину, ставшую им домом.
– Неужели никому из вас не хотелось бы преодолеть горы, летя, а не карабкаясь по узким тропам?
Молодые драконы за его спиной смущённо молчали.
– Уходите, – голос Картиана звучал устало. – И возвращайтесь, когда примете решение.
Растерянно переглядываясь, драконы потянулись прочь. Дождавшись их ухода, Картиан повернулся к Эфрайту.
– А ты что?
Глаза Эфрайта смотрели уверенно.
– Я принял решение.
От звучавшей в его голосе торжественности Картиан не смог удержаться от улыбки.
– Тогда будем ждать остальных?

***

Они прождали до самого утра. И дождались…
Вереница драконов вывернула из-за обломка скалы и потянулась к ожидающему их вожаку. Картиан внимательно следил за ними, чувствуя как в груди разгорается волнение – они пришли все!
Рядом беспокойно разворачивал и складывал крылья Эфрайт.
Картиан не стал утомлять их разговорами, он просто повернулся и двинулся вниз по тропе. Там, внизу, у подножия горной гряды жили люди. Иногда, рискуя жизнью, Картиан, изо всех сил цепляясь когтями, забирался по отвесной скале на выступ, с которого можно было их увидеть. Ему нравилось смотреть на маленькие аккуратные домики внизу, на крохотные человеческие фигурки, снующие по своим делам. На такой высоте он был невидим для их слабых глаз.
Дорога вниз заняла у драконов больше времени, чем предполагал вожак – солнце достигло зенита, а они всё ещё шли по камням. Поначалу владевшее всеми радостное возбуждение сменилось усталостью, однако надежда продолжала гореть в  их сердцах. Молодые драконы не пользовались этой тропой – их устраивала сытая спокойная жизнь в долине – по ней ходил один только Картиан. Он-то знал её назубок, до последнего изгиба. Поэтому, когда солнце начало нещадно палить, он опустил голову и шёл, сверяясь только с каменным рисунком у себя под лапами.
– Картиан…
Услышав голос Эфрайта, он вскинул голову и не смог удержаться от изумлённого вздоха – навстречу им, из-за уступа выходили люди.
В их глазах читалась та же надежда, что светилась во взглядах драконов.


Рецензии
Красиво вы пишете...

Йорка   05.06.2011 00:09     Заявить о нарушении
Вам так кажется? Спасибо.

Оксана Залилова   06.06.2011 23:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.