Z-мир. 46. Чему нет цены
Любопытно, что для подавляющего числа людей экономика не является самоцелью: дай им то, чего они желают, и они больше палец об палец не ударят, а будут только блаженствовать и наслаждаться. Следовательно, самые интересные моменты в бытии человека находятся ДО экономики (в мире целей) и ПОСЛЕ нее (в сфере конечного потребления).
Зона вне экономики – особая: в ней не действуют рыночные законы. У Верзилина я вычитал впечатляющую историю на эту тему. В 16-м или в 17-м веке одесский купец отдал за кокосовый орех с Сейшельских островов два корабля, груженых товаром! Суть истории не в точности мелких обстоятельств, а вот в этом факте: за «сущий пустяк» отдать целое состояние. Продавец ореха бизнесом, может быть, и занимался, но вот купец-покупатель – точно нет! Он не товар покупал – он отдавался ЧУДУ! (Заметим – не мистическому.) Продавец – фигура мелкая, меркантильная, а вот покупатель – само чудо! До такой степени любить оригинальность, редкость, невероятность может только чувственный гений! А притянутая к этой истории экономика (два корабля с товаром) – сущий пустяк, не стоящий и внимания…
Самое грандиозное в действиях человека и в цивилизации находится за пределами экономики и ее фундамента – неинформативных потребностей. Из внеэкономических явлений на первом месте по значимости стоит, безусловно, ЛЮБОВЬ, мало кому ведомая Великая Любовь. В другой раз я постараюсь проанализировать этот феномен более тщательно. Пока же важно отсечь от феномена Великой Любви явления мимикрии. Любовь – это не секс, не влюбленность, не дружба, не взаимовыгода. Они – лишь «приправа» к Великой Любви.
Сдается мне, что сказанного достаточно, чтобы в 12-14 (от силы в 17) лет постигнуть феномен Великой Любви и стремиться к ней – хоть всю жизнь. При этом Великая Любовь к противоположному полу не сильно отличается от Любви к любому человеку. Вот маленький пример из наших путешествий, иллюстрирующий этот феномен.
Летом 1969 года мы всей семьей (старшему сыну (Вове) тогда было семь лет, а младшему (Руське) – пять) и с нашим приятелем Афониным путешествовали на надувнушках по притоку Западной Дивны – Меже. В одном месте, в конце довольно длинного прямолинейного участка, упиравшегося в крутой берег, мы остановились, чтобы купить в деревне молока. Пока все, кроме меня, ходили наверх, я разговаривал с благочестивым стариком, сидевшим на склоне и провожавшим этот мир в долгий путь...
Скоро вернулись наши, и мы поспешили в лодки, поскольку надвигалась большая гроза. Отплыв метров триста, мы пристали к левому низкому берегу и быстро перетащили поклажу в глубь темного елового леса за узкой полосой луга. Ставили палатку и разводили костер уже в кромешной темноте и под шквальным ливнем.
Когда огонь взял верх над водой и котелок зашумел, послышался шорох. Мы подумали: лоси идут на огонек. Но то оказались вовсе не лоси, а добродушная черноволосая женщина лет сорока пяти с дочкой лет двенадцати (у которых мы час назад купили молоко) – насквозь промокшие. Женщина протянула узелок: "Это вам. Где вы достанете еды? А у вас дети!". В узелке была… картошка.
Мы пригласили их отужинать с нами, но они поспешили обратно. Все произошло так быстро, что никто из нас не догадался хотя бы имя этой женщины спросить. Не знали мы и названия деревни...
Проходят годы, десятилетия. И чем дальше, тем чаще мы вспоминаем тот эпизод. Какая сила вытащила женщину из уютного дома в проливной дождь и штормовой ветер (да еще с ребенком!), чтобы сесть в лодку и разыскать в глухом лесу абсолютно не знакомых ей, можно сказать, чужих людей?
Похоже, что есть в мире нечто, к чему даже рассудком прикасаться нельзя: можно поранить. Это – святое. Способность на такие поступки и даже просто понимание их специфичности – мир особый. И не с этого ли начинается уникальное явление, которое мы называем Человек с большой буквы?..
Много подобных историй можно найти в художественных произведениях Александра. Грина, которого я считаю родоначальником особой этики. Впрочем, на этой этике основана и наша с Соней семья.
Вторым внеэкономическим способом бытия является творчество, особенно научное. Стимулом к творчеству являются различные информативные потребности, а главным инструментом – в той или иной степени изобретательство. Творческий человек может творить произведение, противоречащее всякому здравому смыслу. Но никто не может гарантировать, что бесполезное, на первый взгляд, творчество непременно не принесет пользы, ибо извне невозможно увидеть то, что видит сам творец.
За научное чудо многие ученые готовы пожертвовать собственной жизнью. Например, когда появилась возможность запускать спутники Земли без их возврата, было немало желающих совершить ради научного чуда безвозвратное путешествие в космос.
Чем большую независимость человек получает от своего тела, от своих физиологических инстинктов, тем больше у него появляется таких ценностей, которые не подвластны золотому тельцу.
Если для А-человека наивысшей ценностью является его биологическая жизнь или способность к получению неинформативного удовольствия, то для Z-человека существуют ценности куда более значимые. Так, ни за какие деньги он не продаст своих друзей. Януш Корчак имел право не входить в газовую камеру вместе с еврейскими детьми, но ему и в голову не пришло соизмерять свою жизнь с будущими угрызениями совести: сила Великой Любви перекрыла все расчеты…
Свидетельство о публикации №209021000001
Скажи, Господь, откуда силы взять,
Чтоб каждый день свой, начиная снова,
Мне помнить, что всему первооснова –
ЛЮБОВЬ,
Что не купить и не продать.
Любовь, что первая спешит на помощь,
Когда в глазах слеза
И не унять тоски,
Когда кого-то вновь
Беда в тиски…
И о себе ты в этот миг не помнишь.
Я вот над чем задумалась Виктор, Z-человек, это человек будущего, или такие люди были и их время прошло?
Одни сгорели в газовых камерах, другие первыми бросались под пули, их уничтожали в гулагах...
Поставить свою подпись под воззванием "Свободу беременной женщине" смогли многие, а смогли бы все те же приехать в Москву бойкотировать Правительство?
Любовь Рунова 17.02.2009 02:46 Заявить о нарушении
Конечно, Z-человек, в первую очередь – это человек будущего. Но, Z-люди не боги – они были, есть и будут всегда (по сочетанию нравственных и интеллектуальных характеристик). Если не вдаваться в философские точности, то это можно назвать бескорыстным самопожертвованием во имя справедливости. В одних случаях для такого самопожертвования не требуется никакого душевного усилия, ибо добро в первую очередь идет от сердца, от порыва чувства; в других случаях добро в первую очередь идет от ума, от долга. Что из них лучше – не знаю, оба хороши.
По поводу «Поставить свою подпись под воззванием "Свободу беременной женщине" смогли многие, а смогли бы все те же приехать в Москву бойкотировать Правительство?»
Ваш вопрос звучит как упрек. А на самом деле уже само воззвание практически является бойкотированием правительства, допускающего ТАКИЕ деяния. К тому же, не надо забывать, что ПОСТУПОК начинается с мысли: «Сначала было Слово». Это значит, что главную! часть поступка подписанты совершили весьма достойно, и в нормальном обществе это является абсолютно ДОСТАТОЧНЫМ. Но для российского руководства (и немалой части его общества) мнение и обращение ста тысяч граждан – пустое место, более того, подписанты для них – ВРАГИ!
И еще. Как Вы себе представляете, например, приезд для уличного бойкотирования огромного количества подписантов многих европейских стран, включая и американцев. Вы наверняка знаете, что уличные бойкотирования власти в «лучшем» случае не разрешают, в худшем – избивают участников?
Уличные акции имеют смысл, если в обществе есть масса сочувствующих. В демонстрации протеста 25 августа 1968 года участвовали всего семь человек, но тысячи изолированных друг от друга духовно угнетенных людей на кухнях чувствовали то же самое. Для этих людей демонстрация явилась спасительным глотком воздуха: МЫ НЕ ОДИНОКИ! И не было четкой грани между этими тысячами и всем обществом.
Сегодня же сайт бахмина.ру определил довольно четкий водораздел: ЛЮДИ и НЕЛЮДИ (вкупе с правительством), и потому очень многие не видят смысла в уличных акциях, и винить их за это не стоило бы.
Соня-Витя
Виктор Сорокин 18.02.2009 01:16 Заявить о нарушении
Если, как вы пишите Виктор, нет смысла в уличных акциях, то в чём же тогда смысл? Сегодня, нам не запрещают в интернет сообществах обмениваться мыслями, высказывать всё, что наболело… Собирать подписи…. Но это ничего не меняет. И нелюди бесчинствуют. А люди,.. что будет с людьми? Останутся ли они людьми, или их всех изведут со временем?
Любовь Рунова 18.02.2009 08:29 Заявить о нарушении
– Дело вовсе не в деньгах. Даже если человек и захочет приехать, осуществить это совсем не просто: это посложнее, чем организовать международную научную конференцию: визу для антиправительственной демонстрации могут и не дать…
Но самое главное, вопрос бессмыслен: ответить на него могут только сами люди, которые все РАЗНЫЕ – кто-то приедет, кто-то нет. Каждый решает сам: идти ему на демонстрацию или не идти.
«Если, как вы пишите Виктор, нет смысла в уличных акциях, то в чём же тогда смысл?»
– Во-первых, я не писал, что «нет смысла». Во-вторых, в сегодняшней России в нравственном отношении смысл в уличных акциях есть в любом случае. Но в политическом отношении смысл есть только в том случае, если демонстрация будет массовой, общенародной. А для этого Россия еще не созрела.
Но смысл есть в создании НЕ липовой либерально-демократической партии.
И еще. Жизнь в любой стране такова, каково сознание общества. А перестройка сознания российского общества может занять два-три поколения. Самая крупная позитивная политика (не считая работы по пониманию того, что именно следует делать) лежит внизу – в быту и в ближайшем окружении. Это для тех, кто хочет спасать общество.
Виктор Сорокин 23.02.2009 13:09 Заявить о нарушении