Морис Зюндель - гражданин мира

 Морис Зюндель (1897-1975) – теолог-персоналист. Практически неизвестен в России.

Родился в Швейцарии. В колледже учился со знаменитым психологом Жаном Пиаже. В 14 лет пережил глубокий духовный кризис.
В 1919 году Зюндель был послан в самый отдаленный от Женевы, приход Святого Иосифа. Молодой священник оказывается неспособным преподавать катехизис по книгам. Зюндель предпочитает приводить детей к Богу через восхищение произведениями искусства или через свет недавних научных открытий. С молодыми людьми он говорил о социально- экономических проблемах, о браке и, даже, о половом воспитании. Но новаторство не всегда оценивается положительно. Один из коллег Зюнделя  рассказал о его воззрениях епископу Бессону. Епископ решает изгнать Зюнделя из прихода. В 1925 году Зюндель уезжает в Рим, где продолжает занятия теологией. Через два года он представляет свою докторскую диссертацию «Влияние номинализма на христианскую мысль».
Для Зюнделя, наука больше, чем наука. Она – исследование правды мира и в то же время является диалогом с правдой творца. «Ученый – тот, кто пытается взрастить в человеке знание и мастерство ответственности за мир».
Зюндель всегда хотел помогать бедным и призывал их ощущать свое достоинство. Заботы о бедных он никогда не оставлял. Зюндель всегда остро реагировал на проблемы социальной справедливости. В 1921 году он выступил публично в пользу утверждения женщин. Начиная с 30-х годов он пишет о безработице, предлагая современные решения; рассматривает демографические проблемы. Это было весьма незаурядно для священнослужителя.
Зюндель не поддерживал схоластические традиции, которые, как ему казалось, рассматривали Бога, как систему. Он писал, что «Бог не является изобретением, это открытие». Бог не есть великий правитель, господствующий над миром, единственный Бог о котором необходимо говорить – это Бог сердца человека». Для него теология рождена из опыта, а опыт –это Бог.
В 1937 году Зюндель смог наконец осуществить, свою главную мечту: провести год в библейской школе Иерусалима. Там он с подлинным неистовством изучает библейские языки и тексты.
Зюнделя часто упрекали в презрении к Ветхому Завету. Он действительно  критически говорил о Ветхом Завете. Пассажи, где Бог выступал, как гнев, наказание, запрет, он считал неверными. Бог может быть только Богом любви. Зюндель видел в Ветхом завете только божественную педагогику, а не жестокость.
В 1938 году он публикует книгу «Исследование Личности». Эта книга была изъята из продажи по приказу епископа, обосновавшего свой запрет тем, что Зюндель слишком ръяно и открыто говорил о семье и браке, а это неуместно для священника.
После объявления войны Зюндель возвращается в Швейцарию, но не может найти работу. Прислушавшись к советам своих друзей, он отправляется в Каир.
Наконец-то Зюндель чувствует себя полезным, но он неизбежно сталкивается с исламом. Зюндель испытывает восхищение и страх. Он восхищен поэтикой Корана, изучает исламскую мистику. Но не приемлет Бога Ислама, поскольку для него дорога  свобода человека. Он пишет, что Бог ислама – «это недоступный деспот, перед которым можно только согнуться и кто абсолютно неприемлет свободной духовной жизни человека».
Зюндель с новой силой защищает тайну тринитарности Бога. «Бог единственен, но не одинок», - пишет он. Бог создает свободного человека, создает его как союзника.
С тех пор Зюндель не перестанет говорить, что божественная тринитарность составляет ключ к тайне человека и что оно составляет основание освобождения человека, который освободившись от себя, может отдаться в руки Бога, который является свободой.
Во время поездки в Каир Зюндель нашел множество друзей, которых посещал до самой смерти.
В 1946году он возвращается в Швейчарию и получает скромную должность помощника в приходе Святого сердца в Лозанне. На этом посту он будет значиться до конца своих дней.
Примерно в течение 30 лет Зюндель ведет жизнь странствующего проповедника, он путешествует по Франции, Англии, Египту, Ливану. Пишет несколько книг – «Диалог с Правдой, Моралью и Мистикой», «Я есть Другой» и др.
В начале 1975 году он перенес эмболию, которая лишила его дара речи. Это было последнее испытание для того, кто знал множество языков.
Морис Зюндель скончался 10 августа 1975 года. Многие из тех, кто о нем знал, сказали, что он был святым.


Рецензии