Юбилейный год Мендельсона

Григорий Ганзбург

ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД МЕНДЕЛЬСОНА

3 февраля 2009 года отмечается 200-летие гениального композитора и выдающегося общественного деятеля Феликса Медельсона-Бартольди. Новаторскими музыкальными произведениями, основанием Лепцигской консерватории, новыми подходами к музыкальному исполнительству и организации концертного дела Мендельсон повлиял на последующее развитие мирового музыкального искусства, в частности украинского (в основанной им консерватории учился М.В.Лысенко).

В свое время Мендельсон весьма удивил современников пылким отношениям к музыке прошлого. То была новость для общества, где привыкли интересоваться лишь новой, модной музыкой. Гектор Берлиоз, иронизируя по поводу, как тогда казалось, "чудачества" Мендельсона, сказал, что тот "чересчур преклоняется перед покойниками". Несмотря на непонимание и насмешки Мендельсон внедрял в концертный репертуар неправедно забытые произведения Баха, Генделя, Бетховена... Он раскрыл для слушателей очарование контраста стилей музыки разных исторических эпох. Тем он начал новую эру в концертном исполнительстве, привнес в музыкальную жизнь новый принцип, который действует и доныне; этот принцип позволяет сосуществовать на концертной эстраде музыке прошлых веков с музыкой, которая создана сегодня.

Руководствуясь этим принциом, Мендельсон первым осуществил идею "исторических концертов", где стили предстали перед слушателем в хронологической последовательности. От той новации Мендельсона берут начало и знаменитые "Исторические концерты" Антона Рубинштейна в Петербурге, и многообразная практика современных филармонических абонементов, концертов и фестивалей классической музыки. Мендельсон ощутил внутреннюю потребность «воскрешать» музыкантов прошлого еще за полстолетия до Василия Федорова, который сформулировал родственную идею об оживлении предков как философскую доктрину. Глубоко близким к такой позиции Мендельсона является, например, тематическое содержание фестивалей "Харьковские ассамблеи", которые поочередно раскрывают перед современным слушателем ценности музыки разных эпох и стилей (напомню, что фестиваль дважды был посвящен Мендельсону - в 1994 и 2008 годах).


Рецензии