Мой рабоче-крестьянский взгляд на кризис

"1995 год.

- Мама, вы дура, мама. Кто же держит деньги в валюте? Ведь есть же Гермес, Первый ваучерный фонд, МММ наконец!

1998 год.

- Мама, вы дура, мама. Кто же держит деньги в банке «Чара»? Ведь есть же приличные банки. «Империал», «Российский кредит» наконец.

2008 год. Январь.

- Мама, вы дура, мама. Кто сейчас покупает доллары? Ведь есть же акции ВТБ, Сбербанка, ПИФы разные.

2008 год. Июнь.

- Мама, вы дура, мама. Кто же держит деньги в акциях ВТБ? Купите рубли, поверьте хоть раз в жизни телевизору.

2008 год. Июль.

- Мама, вы дура, мама. Срочно хватайте нефтяные фьючерсы. На худой конец, акции Газпрома и Роснефти. Храните деньги в килокалориях, скоро зима!

2008 год. Октябрь.

- Мама, вы дура, мама. Голубые фишки – смерть инвестора. Только московская недвижимость спасет ваши сбережения.

2008 год. Декабрь.

- Мама, вы дура, мама. Кто сейчас купит вашу недостроенную квартиру в Митино? Только доллары, доллары, доллары!

2009 год. Январь.

Из протокола допроса подозреваемой в убийстве собственного зятя гражданки Худяковой Серафимы Ивановны:
«Мама - дура, дура, дура… Дура была моя дочь, когда вышла замуж за этого недоумка. А еще доктор экономических наук, в правительстве работал, премьер-министра консультировал. Тьфу на всех вас!»
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-24883/



Подменяя термины, получаешь эффективное запудривание мозгов.

Итак, вроде бы у нас индекс деловой активности самый низкий с 1999 года. Идут сокращения, оставшимся работникам замораживают или урезают зарплату. Клиентов меньше. Не растет ВВП. Цены на жилье пошли вниз. Ах да, крупные зарубежные компании декларируют миллиардные убытки. Нефть подешевела.
Это в Интернете. Что на деле – у каждого свое. По выходным ходили по магазинам, так народа в них полно. В строительном покупатели вывозили товары огромными телегами – набор ламината на целую квартиру, новая кухня в коробках, полный пакет для смены всех дверей в квартире -  с дверными полотнами, коробками и наличниками…

Однако, кризис…
Существующий спад деловой активности сравнивают с Великой Депрессией. Что это был за зверь?
Рецессия производства, говорят. Ага, производить стали меньше. А почему? Народ перестал потреблять, никому ничего не надо? Перестали жениться, рождаться, умирать?
Нет.
Так что произошло?

Оказывается, за один день в 1929 году с нью-йоркской фондовой биржи вывели 10 млрд долларов. А это была не чета современным бумажкам. Инфляция за годы составила сотни процентов. Это сопоставимо с тем, как сейчас за один день вывели бы триллионы долларов.
И что дальше?
Был спад активности деловой. Видимо, как у нас сейчас. И что?
В 1932 году обанкротились многие банки (видимо, акционеры исчезли с деньгами). Было бо-ольшое кидалово, первая часть которого была в 1929 году. Люди оказались без работы. Стояли в очередях за плошкой супа.
А вот с этого места подробнее.

Отмотаем хронологию назад.
Как вообще оказалось возможно одномоментно сорвать куш в 10 млрд долларов образца 1929 года? Для этого их кто-то должен был положить на кон, то есть принести на биржу.
Как их принесли? Возможно, по аналогии с современностью, чтобы заработать. Прикупить себе немножко предприятия. Стать его чуть-чуть владельцем. Гениальный был пиарщик, кто придумал эту сентиментальную мульку.
Для того, чтобы собрать на кон эти 10 млрд, надо было запеть ту песенку, которая загипнотизирует владельцев денег и сделает так, чтобы они сами, в очаровании своих иллюзий, принесли тебе купюры. А потом, не предупреждая о своих планах, забрать эти деньги.
Такая вот финансовая пирамида под авторитетом экономики США, которая пришла к логическому финалу.

А деньги – это бумажное воплощение всех произведенных в экономике товаров и услуг. Если взять и изъять часть денежной части экономики, конечно, будет спад производства. Это как правая и левая половины тела. Отрубишь часть – это отразится и на другой.

А потом, в 1932 году, наступила вторая часть Марлезонского балета. Банкам-то доверяли. Те, кто не был на бирже, принесли свои деньги в банки. Их изъяли и оттуда. Под внушающей доверие вывеской оказалась еще одна финансовая пирамида. Из нее изъяли куш.

И здесь наступил стопор системы. Как будто отрубили бОльшую часть половины тела. Зачем производить товары и услуги, если нет денег? Ну, будешь ты работать, а зачем?
Система и встала.

Вопрос о том, как вообще оказалось возможно строить финансовые пирамиды под вывесками институтов экономики, замылили в годах. Или не задавали.

Между тем, сквозь века дошел главный вопрос древнеримских юристов: Кому это выгодно?
"С латинского: Cuiprodest?Cui bono?(куй продэст, куй боно).

Из истории Древнего Рима. Автор выражения — знаменитый римский юрист Кассиан Лонгин Равилла (I в.). Как сообщают древние авторы, он рекомендовал судьям при разборе дела всегда искать, кому может быть выгодно данное преступление: как правило, этот путь рассуждений ведет к обнаружению или самого преступника и (или) того, кто за ним стоит, направляет его действия.

Стало широко известно благодаря речи «В защиту Милона», произнесенной римским государственным деятелем, писателем и оратором Цицероном (Марк Туллий Цицерон, 106 — 43 до н. э.).

Смысл выражения: во всяком преступлении, запутанном деле, хитро- сплетении интриг и прочем всегда надо искать того (тех), кому выгодна сложившаяся ситуация". 


Итак, кому-то было выгодно создавать такие финансовые пирамиды. Под финансовой пирамидой я имею в виду структуру, где доход формируется за счет взносов следующих участников, а не за счет финансирования производства дополнительных товарных или нематериальных ценностей с их последующим сбытом.

Предварительной пропагандой был раздут пузырь, затем шприцем создателя он был сдут. Некоторые семьи баснословно обогатились, и удалились от корчащегося в агонии мира в райские места на земном шаре.
А вот назвать эту разводку Великой Депрессией – значит, хорошо запудрить мозги тем, кто попытается разрулить ситуацию.

Как разрулить? Мир бился в конвульсиях. Он не имел альтернативы! Он знал только спекулятивную экономику – ценность западного мира. И ничего другого не было. Никакого иного выхода, кроме реанимации старого строя.

За счет чего реанимировать? Ведь деньги, согласно закону сохранения энергии, из ниоткуда не появляются и никуда не уходят. Значит, несколько семей, стоящие у руля мировой экономики… Предупреждая вопросы – я знаю, что всегда есть капитан. Даже если его не видно, он есть. И не Господь. Есть капитаны поближе. Так вот, были те, кто прибрал к рукам деньги тех, кто любил их меньше, чем те, кто хотели их забрать.
Вернуть эти деньги в мир в виде кредитов?
Хм, можно. А кому их дать?
Толпам безработных? … Есть ли решение получше? Есть.
Война.

Сделай оптовые продажи. Дай деньги не частным лицам, а государствам. Желательно какой-нибудь военной машине. А затем собирай ресурсы тех, на кого нападет машина.
Очень удобно. Государство-агрессор отдает тебе платежи по кредитам, а государство-жертва сливает тебе свои ресурсы в обмен на вооружение.
А на ресурсы жертвы ты даешь работу толпам безработных на своих военных заводах. А если бывшим безработным еще и кредиты дать, то рабочие на твоих военных заводах обойдутся тебе бесплатно.
И так ты имеешь доход из трех источников.

Вот так, на второй мировой войне, закончилась для США Великая Депрессия. И текли во время войны в США старинные европейские ценности. И СССР расплачивался по ленд-лизу, в том числе, золотом (недавно нашли затонувшее судно с золотом – платежи СССР по ленд-лизу. Теперь изобретают способы не возвращать золото России). Но то, что СССР платил ресурсами – это точно. Не советскими же рублями он платил.

На эти деньги поднималась технологическая мощь США. Скупленные открытия, приглашенные умы. И кредиты разоренным странам Западной Европы и Японии.
Мир вставал из руин на финансовой игле.

А принципы экономики остались те же. Спекулятивное раздувание пузырей, приманивание денег, их изъятие. Кризис за кризисом, выдаивание за выдаиванием. Свое население, чужое… Материальные ценности национальности не имеют.

Смешно читать о безответственности воротил с Уолл-Стрит. Они, мол, увлеклись. Ай-ай-ай, надо было умерять аппетиты. Как система может умерять аппетиты? У нее нет контролирующих рычагов – мол, на 2 564 239 обманутом пора остановиться. Волк травой не питается. Он волк. Он режет свои жертвы, и делает это регулярно. Ему всегда нужна свежая кровь.

Сама система питается свежей чужой кровью. И раз в десять лет, не реже, наступает кровопускание – система отрыгивает старую порцию обескровленных жертв.

А почему этот кризис мощный, аж до уровня Великой Депрессии дошел?
По поводу подмены терминов я уже писала. Если слив жертвенной крови из изначально построенной для жертвоприношений системы называть Великой Депрессией, до сути не доберешься.
А 2008-2009… В переводе на рабоче-крестьянский это означает – ай-ай-ай, что-то вы увлеклись! Да нет, исполнители здесь не при чем. Они делали свою работу – принимали жертвоприношения. Просто баблишко у жертв закончилось. Весь ХХ век их сцеживали, поколение за поколением.

К чему я это пишу?
Я вижу ту же тему, что и раньше – нет альтернативы. Есть отчаянные, массовые попытки реконструировать старую систему. Давайте раскупорим государственную заначку тех государств, у которых она есть, и вольем ее в бездонную пасть системы жертвоприношений.
Давайте возьмем кредиты, и на наш век хватит.
На ваш век… Может быть. Но жертвенные животные, по сути, уже сожрали пастбища будущих поколений.  Промывание мозгов привело к залогам уже будущих доходов. Граждан, фирм, корпораций, государств.

Сама система была построена на пожирании того, что тебе не принадлежит.
- Бери кредит!
- Зачем?
- Твоя фирма будет стоить дорого, ведь обороты у тебя ого.
Потом выясняется, что рентабельность у этих оборотов отрицательная. И каждый рубль типа выручки на деле означает рост долга. И человек сам себя загнал в ловушку, и каждый день сам(!) копает ее в глубину.

Анекдот в тему:
"1998 год
Девушки бегают за парнем на джипе, так как это означает, что у парня высокий доход.

2008 год
Девушки бегают от парня на джипе, так как это означает, что у него кредитные выплаты на пять лет".

Много можно писать о системе, построенной на понтах и прожирании будущих доходов.
Удивляет настойчивое нежелание ее менять. Кому это выгодно?

Можно, конечно, кредитами поддержать экономику. Да что это даст? Платежи по кредиту с процентами, которые будут выплачивать наши дети? В угоду нашему идиотизму их запроданная жизнь?

Каждая упущенная попытка исправить существующую спекулятивную модель экономики означает более жестокие следующие волны кризиса. А они будут. При этой системе их не может не быть.

Есть ли выход?
Прежде всего, надо искать альтернативу. Вариантов должно быть рассмотрено чем больше, тем лучше. И каждый должен быть просчитан на несколько шагов вперед. Лет на 100, как минимум. Речь идет о стране, а не о человеке.

Любое решение должно быть принято на основе ЗДРАВОГО СМЫСЛА. Это означает видеть то, что есть на самом деле. Из этого надо строить логические цепочки, где одно вытекает из другого. Четкая, простая логика, основанная на аксиомах – очевидных вещах.
Ни одна теория, ни один «-изм», ни одна предвзятость не должна руководить. Истина одна. Она очевидна и неопровержима. Когда до нее добираешься, споры исчезают. Но, чтобы до нее добраться, надо пройти через тонны маскирующей лжи. 

Очевидные мне нелогичности в существующей системе:
1. Слепое копирование европейского пути развития для России.
Да, мы можем брать лучшее из европейского опыта, и внедрять его у себя с учетом имеющихся возможностей. Но! Средняя европейская страна не имеет ресурсов. Все, что у нее есть – это ее культура, и уровень сервиса. Кто может, создает производство. Но производство работает опять же на привозном сырье.
Россия – иное дело. И пространств хватает, и ресурсов. Смекалка даже имеется. При этом страна практически на уровне середины прошлого века по производству и сельскому хозяйству. Можно вкладывать государственные деньги, но – они не резиновые. На всех не хватит. К тому же, зачем сдерживать народ запретами, а затем пинать его из-под палки и выманивать сладким пряником? Это была политика советской власти, и она потерпела сокрушительное фиаско.
Как в такой огромной стране можно дать гражданам возможность обрабатывать землю лишь в пределах населенных пунктов, а все, что за ее пределами – не трожь? Да у нас населенных пунктов – несколько точек на карте. И огромные, заросшие сорняками территории. Я не имею в виду леса.
Дай каждой семье по гектару, установи ограничение использования – срок три года на освоение. Не начали освоение, не получили результаты – значит, оно вам не надо. Отдай тому, кому нужнее. А уж что народ будет делать на своей земле – нефть добывать, овец разводить или страусов, охотхозяйство устроит, или озеро зарыбит – дело его. Главное, чтобы состояние земли не ухудшал, и вредные продукты не производил. А это и так сейчас прописано.
Какая-то часть народа землю бросит – отбери у нее. А кто землю поднимет – тому не мешай.
Такие наброски, детали можно обсудить хоть даже со страждущей общественностью. И от кризиса такое обсуждение отвлекло бы.

Не исключено, что наиболее подходит для России… американский путь развития. Хоть и разный у нас сейчас взгляд на мир, но изначально ситуация и ресурсы схожи. И путь освоения ресурсов (когда страна поднималась за счет предприимчивости граждан) можно взять американский.


2. Надо прийти к пониманию, что деньги – главная ценность в современном мире.
Даже бОльшая, чем ресурсы. Ведь ресурсы меняются на деньги….
Накопили деньги – не надо их тупо разбазаривать. Например, давать кредиты западным странам из чувства сострадания. В бизнесе такого не существует.
Если страны проиграли в рулетку под названием «спекулятивная модель экономики», кредиты им можно давать только под залог высоколиквидных активов. Современных предприятий, оцененных по их реальной стоимости, а не на фондовой бирже, качественных земельных угодий. Нет таких законов в стране – примите. Опыт России 90-х годов показывает, что это возможно – под деньги принимать любые нужные законы.
Установите реальный срок возврата кредита. Не отдали – обращается залог на имущество. И вот уже предприятие работает, принося доход казне России. Земля сдается в аренду. Может, и своим бизнесменам, кто захочет. Почему нет?
Нормальная политика тех, у кого есть деньги. СССР и Россия  в качестве просителя испытывали ее не раз. Сейчас не время для странной благотворительности в духе СССР – держите деньги, и мы забудем, что мы их вам дали.
Не надо заначку сливать на социальные пособия. Например, по безработице. Иждивенчество развратило не одного человека и страну. На деньги есть смысл нанять опытных западных менеджеров, оставшихся без работы, и пригласить их сюда строить здесь современные высокоэффективные предприятия. Земли и ресурсов полно, безработных – 7,5% от экономически активного населения. Арбайтен, пли-из (работайте, пожалуйста). Не фиг на шее сидеть. Глядишь, кризис схлынет, а предприятия останутся.
А для того, чтобы это было возможно, надо – УМЕРИТЬ АППЕТИТЫ ЧИНОВНИКОВ.
Запретами чинушам красть ситуацию не изменишь. Ведь в силе остается система, почему они крадут. Чтобы разрушить фундамент системы, надо:

3. Устранить запреты в законодательстве.
Законодательство, особенно подзаконные акты, испытывает наследие советских времен. А в советское время по отношению к гражданам смысл был один – запретить и искоренить все возможности проявления мелкобуржуазного инстинкта предпринимательства, наживы  и обогащения.
Лучше толпа нищих на шее у государства, чем один обеспеченный чувак, который сам заработал деньги. На что будем нищих кормить? Недра распродадим. Так страна пускается в расход в угоду социалистическим идеям.
И эта система практически без изменений действует и поныне.
В Конституции, кодексах и федеральных законах вы ее не отыщете. Там все пристойно.
Она спряталась в подзаконных нормативных актах – правилах, инструкциях, письмах.
Той сфере, которая отдана на откуп специалистам – санитарным врачам, пожарным, налоговым инспекторам, природоохранникам…
Если соблюдать все запреты, пирожное, например, должно стоить не меньше 100 рублей. Понятно, что за такие деньги его никто не купит. А даже если бы и покупали, почему граждане ценой своих неудовлетворенных других потребностей должны оплачивать аппетиты чиновников?
А аппетиты немерены…
Мне рассказывали реальную историю, как выглядит скромная чиновница одной разрешающе-проверяющей структуры. На шее золотые цепи, как у нового русского 90-х. Тяжелые золотые серьги, толстые золотые браслеты. А золотых колец на каждом пальце надето столько, что пальцы… не смыкаются между собой. И сидит такое перепончатое и требует еще денег.
Мой звонок в одну из таких структур:
- Подскажите, пожалуйста, вот для этой деятельности какие нужны разрешения?
- У нас все консультации платные.
- И сколько стоит?
- 650 рублей в час.
- И какова тема консультации?
- А тему вы мне обозначили. Приходите, платите, я вам расскажу.

Приплыли. Здание, где она сидит, аренду не платит – они же бедные бюджетники. Зарплату она получает из налогов, которые заплатили сограждане. Отпуск у нее оплачиваемый, естественно. Продленный, как работнику тяжелого бюджетного труда. Квартира ей положена бесплатно, как бедному бюджетнику. Путевки там всякие в санатории. Льготы разные за ее тяжкий труд. А она еще и с тех, кто все это оплатил, вторую плату берет. 650 рублей в час.

При такой узаконенной официальной коррупции о чем вообще можно разговаривать? Вспоминается причина поражения Византии в войне – коррумпированные чиновники продали весь военный флот…
А вся эта … армия чиновников кормится на запретах, которые щедро прописаны в нашем законодательстве. Это типа забота о гражданах.

Граждане у нас, конечно, тоже требуют заботы. Мол, почему власть не пресекает деятельность финансовых мошенников, грабителей, лохотронщиков… . Во всем виноваты власти.
С точки зрения гражданина, к каждому жителю страны надо приставить отдельного чиновника, который будет водить его за ручку и указывать ему, на какую рекламу смотреть, в какой магазин заходить, что брать с полки, в какой кассе платить. Как деньги зарабатывать, в какой валюте их получать, куда и как вкладывать. А если у гражданина хоть один чих, то, конечно, власти виноваты. Почему чиновник недосмотрел?

Вот так полная безответственность со стороны рядового гражданина соединяется с советским нормативным мировоззрением «держать и не пущать» и превращается в раковую опухоли коррупции размером с параллельное теневое государство.


Подводя итог.
Для реального преодоления причин кризиса, а не сбивания его симптомов, чьими-то интересами придется жертвовать. Быть всем милым и хорошим безболезненно для себя не получается.
Поэтому я говорю о просчете разных альтернатив на ближайшие 100 лет. Такое дерево вариантов дает представление о возможных путях развитиях, убытках и благах. Выбрать оптимальный вариант становится проще.
Но смотреть надо на реальность. И видеть то, что есть на самом деле. Это трудно. Но это того стоит.
Ведь, как говорит русская пословица: «Всяк сам себе и друг, и недруг».


Рецензии
Трудно не согласится, увы, с каждым витком эволюции повторение не выученных вовремя уроков карается гораздо суровее.

Екатерина Паранина   19.07.2016 20:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.