Глава 4. Транспорта
На этом, пожалуй, описание своей работы закончу. Можно было бы ещё много понаписать, но это мало кому интересно. Так что – хватит.
По поводу российского транспортного флота… Сразу оговорюсь – компаний много, дела у всех идут по разному. Есть действительно нормально развивающиеся компании (те же Совкомфлот и Новошип, кстати, они не так давно объединяться собирались). В этих компаниях регулярно строятся новые суда, зарплаты там вполне на уровне с не худшими подфлажниками, социалка нормальная. Короче, действительно солидные конторы. Правда, сам я там не работал, сужу по отзывам пары шапочных знакомых и по информации из прессы. Но большинство российских судовладельцев сродни нашему Пароходству. Старые суда, хреновые зарплаты, не успевающие за ростом цен, непомерно раздутые штаты руководства. И огромная куча бумажной работы. В упоминавшейся уже конвенции СОЛАС есть девятая глава, т.н. МКУБ (Международный Кодекс Управления Безопасностью). На основе МКУБа, каждый судовладелец в мире должен разработать для своей компании СУБ (Систему Управления Безопасностью). В этой Системе должно быть прописано ВСЁ. Начиная от обязанностей всех членов экипажа, всех ежедневных, еженедельных, ежемесячных проверок оборудования и до политик компаний в различных направлениях (кадровая, защита окружающей среды, безопасность мореплавания, перевозка грузов, антиалкогольная и антинаркотическая и т.д. и т.п.). В идеале, вся эта лабуда направлена на минимизирование человеческого фактора. Вышел на вахту, взял чек-лист проверочный и по пунктам: проверить рулевое, огни, компас, и т.д. Подходишь к лоцманской станции, взял другой чек-лист и опять по пунктам: приготовить лоцманский трап, освещение, круг спасательный… Запланировали сварочные работы, взял чек-лист и… Ну, дальше понятно. И так на каждый случай и каждую ситуацию. От приёма-сдачи вахты, до пожара и нападения пиратов. И на бумаге всё это выглядит прекрасно. Ещё раз повторю - на бумаге. А на практике приводит к тому, что я иногда полвахты, вместо того, чтобы реально следить за обстановкой и безопасностью должен кучу всяких журналов, бумаг и бумажек заполнять. Какая на хер безопасность? Раз в полчаса из рубки штурманской выскочишь, в локатор посмотришь, вроде никого и обратно – а то ведь придут, проверят. Вообще, всё громче раздаются голоса, что введение МКУБа привело только к «бумажной безопасности». Такие разговоры заводят уже даже в самом ИМО, которое всю эту байду и ввело. Но надеяться, что что-то будет отменено или хотя бы упрощено – глупо. Слишком много людей во всём мире с этих бумажек кормится. При этом надо сказать, что на подфлажных судах всех этих бумаг меньше в разы, а безопасность там почему-то не страдает от этого. Но у нас в конторе ведь целый отдел этим дерьмом занимается. Им ведь надо как-то свои зарплаты (и не маленькие весьма) оправдывать. Вот и изгаляются. Постоянно какие-то новые инструкции сочиняют, новые чек-листы вводят, старые заменяют или вообще отменяют. Плюс постоянно какие-то месячники объявляют – то по связи, то по судовождению, то по технике безопасности. А потом отчётов требуют. Если мы все эти месячники и совещания реально проводить будем, то работать будет просто некогда. И так иногда за сутки пару часов поспать только удаётся. И сводится всё просто к отпискам. Мол, провели совещание, проверили, обсудили. Конечно, чем нормальную робу и рабочую обувь на судно поставить (а это у нас реальная проблема, я с собой вожу и комбез и ботинки, многие другие тоже), легче бумажкой ограничится – усилить, углубить, с честью нести… А потом каждый заход в родной порт - на судно пара-тройка таких орлов из управы прибегают и копают, нарушения ищут. На моей памяти, ни разу не было, чтобы хоть какого-нибудь замечания не написали. Они же работают! В общем, грустно всё это. И, честно скажу, одной из главных причин повального бегства из нашей конторы, помимо зарплаты (она у нас примерно на нижнем уровне, установленном МФТ, меньше платить - у конторы проблемы могут возникнуть), является отношение к своим же работникам. В разговорах между собой свой порт приписки иначе как «вражеским» никто не называет. Кстати, во многих других российских компаниях, отношение к своим работникам такое же. Т.е. у власти реально сидят временщики, которым, в общем-то и на флота и на людей похеру. Главное успеть хапнуть по-больше, а что там дальше – не важно. И когда по ящику очередные возгласы раздаются типа: «Возродим российский флот!», в исполнении президента, какого-нибудь министра, депутата или ещё какого шибко важного чина, мне просто смешно. Кто возродит, если те, кто возрождать собираются, сами же российский флот и уничтожают? Нет, железа-то построить можно много. Государство, глядишь, подмогнёт. А кто на этом железе работать будет? Средний возраст экипажей давно к 55-60 годам подбирается. Сколько пенсионеры ещё протянут? У нас сейчас в команде одному матросу 60, а электромеханику вообще за 70. Большинство остальных за полтинник. И так практически на всех судах. Молодёжь есть, но она, как правило, приходит на год-три, опыта набраться после мореходок. А потом - счастливо оставаться и ходу. Причём доходит до того, что сами капитаны, всю жизнь здесь отработавшие, молодым вопрос задают: «А ты что здесь ещё делаешь? Беги пока молодой». Честно, я не преувеличиваю ни сколько. Работников самого продуктивного возраста 25-40 лет (уже опытные, а до пенсии ещё далеко), остаётся всё меньше и меньше. И даже по нашему экипажу (вернее двум, замены мне не дали, некого направлять, людей нет; оставили пока работать со сменным экипажем). Из десяти человек, в возрасте до сорока, в ближайшие год-три планируют уволиться восемь. Двое пока не решили, но всю жизнь здесь работать тоже не планируют. Так что поднимайте флот и возрождайте что хотите, а мы посмеёмся. Хотя и не до смеха, честно говоря.
По поводу новых судов. В нашей компании практикуют переделку старых судов. Т.е. загоняют в Китай (там дешевле) на верфь двадцати-тридцатилетнее корыто, переделывают его и потом с помпой спускают на воду. Мол, мы новое судно построили. Согласен, после переделки эти суда ещё не один год прослужат, но это не новые! Лет на десять им возраст снижают, на пятнадцать максимум. А шуму то! Особенно наша пароходская газетёнка старается, есть у нас такая. В просторечии «Туалетный листок» называется, а вообще-то «Арктическая Звезда». Не, я понимаю, что тем типа журналистам, что там работают, тоже кушать хочется. Поэтому что ни номер, то сплошь зализалово начальству. Скоро языки сотрут. А о реальных проблемах конторы – ни полслова. По-моему это не журналистика, это как-то по-другому называется. Ладно, не судите, да не судимы. У них ведь тоже семьи есть, кормить надо. В общем, много я здесь желчи вылил, но накипело, если честно. Хорош, буду завязывать с этой главой. Ругаться надоело. Перейду к предпоследней. Типа, где был, что видел.
Свидетельство о публикации №209021000684