Вадим Сыромясский. Нас питает надежда

Вадим Сыромясский
Нас питает надежда
Эссе
О вере и надежде.   Верить – значит надеяться. В надежде надо искать истоки любой веры. Беззащитному перед роковой опасностью человеку ничего не оставалось, как надеяться, что и в этот раз пронесет, как это случалось  раньше. Разум непроизвольно искал того, кто помог. То, что  чудесным образом произошло, требовало образ исполнителя. Обращаясь к Богу, и современный человек надеется, что его услышит в трудную минуту тот, кто может все. Вера есть продукт ума человека, его инстинкт, который внушает надежду и сохраняет присутствие духа в критической ситуации. Страх перед неизведанным  привносит в институт веры мистику и оккультизм. Мы наделяем высшую божественную инстанцию  всемогуществом и нравственным совершенством, ожидая (надеясь!), что нас услышат и нам помогут в безысходности. Таким образом, вера – это кредит наивысшего доверия, которым мы награждаем созданный собственным воображением образ создателя, судьи и защитника. Да святится имя твое, поселившийся в душе моей светлый образец совершенства, справедливости, любви и признательности!!
Мы питаем надежду, что позвонившие к нам в квартиру – порядочные люди. И в ходе общения начинаем робко верить, что предлагаемые ими заклинания и молитвы разрешат наши житейские проблемы и даруют в скорбный час вечное блаженство в мире ином. Наша душа гостеприимно  раскрывает объятия пришельцам, а разум теряет бдительность и не задает вопроса: а что, собственно, нужно этим людям? И зачем им нужны наши души?
В русле нашей темы хорошо прослеживается механизм зарождения и трансформации веры на примере обитателей Новой Гвинеи, пребывающих и ныне в первобытной фазе развития человеческой цивилизации. Именно здесь и в ближайших окрестностях океана зародился культ карго – подогреваемая шаманами вера в то, что масса ценных и необходимых в хозяйстве вещей падала с неба как дары ушедших на небеса предков. Карго – это груз. Культ карго – ироническое выражение, предложенное нобелевским лауреатом Ричардом Фейнманом. Возникновение культа карго у папуасов связано с событиями второй мировой войны. Воевавшие с японцами американцы соорудили на территории Папуа свой аэродром подскока для обеспечения войск всем необходимым: оборудованием, горючим, продовольствием.  Все это и необычные белые люди падало с неба, и распаляло воображение аборигенов. Происходящее вокруг и масса ценных подарков напоминало чудесный рай, о котором толковали нахлынувшие на острова миссионеры. Но надеждам провозвестников Христовой веры не суждено было сбыться. Оставаясь на своем уровне развития, аборигены продолжали верить в не преходящую заботу предков об их благосостоянии. Поэтому в послевоенные годы, когда закрылся аэродром, но в периоды разгула стихии поступала гуманитарная помощь, они продолжали верить, что ящики с грузом продолжают падать с неба по велению их озабоченных предков. И устраивать по этому поводу ритуальные празднества и моления по возвращению на их землю чуда карго.
Не следует думать, что мировоззрение карго присуще только народам, стоящим на низкой ступени развития. Наша страна во время Великой Отечественной войны пережила глубочайший синдром карго в связи с поставками американской помощи в виде военной техники и американских продовольственных “подарков”. Измученные войной люди были глубоко благодарны за оказанную помощь и преисполнены почти религиозного благоговения перед мощью и щедротами  Америки. Во времена соперничества двух социально-политических систем мировоззрение карго питали кока-кола, джинсы, твист, с одной стороны, и балет, гуманистические идеи, черная икра, с другой. В постперестроечный период мировоззрение карго обогатилось идеями свободного рынка, индивидуализма и ницшенианства. Неутомимый глашатай американской модели свободы и демократии Буш позаботился о распространении на все страны и континенты этого идеологического карго. Взрывоопасный карго цветных революций упал с неба на территории неустойчивых переходных режимов недавних партократов, и поднял тучи пропагандистского пепла. И, наконец,  теперь на наши головы обрушился карго мирового кризиса, который мы не ждали и не заказывали. И с приходом которого мы никак не можем понять: это наказание Господне или гнев наших предков за нашу непредусмотрительность и грех недомыслия?

&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&


Рецензии