Сказка бабушки Натальи о теремке

На дом опускался тихий зимний вечер. В печке горели дрова, а зайчики огня, проскальзывая в щелочки   заслонки, весело плясали по полу. В доме было тепло и уютно, пахло травами, а тишину нарушало равномерное тиканье часов с кукушкой. На маленьком стульчике у печи сидела бабушка Наталья,  в фартуке ее лежали стручки фасоли. Она не спеша извлекала из хрустящей кожуры, словно жемчужины, белые семена фасоли, а затем, осмотрев их, ссыпала в чашку. Распахнулась дверь, и в клубе ворвавшегося пара на пороге появилась девчурка лет восьми с красными от мороза щеками.  Одежда была мокрой, местами покрыта  снегом, в руках она держала санки, но с сияющей улыбкой на лице.
- Бабушка, как здорово, что столько выпало снега, на горке столько людей, я так люблю зимние каникулы, – затем, звонко рассмеявшись, добавила, - но тебя я люблю больше!» Внучка ласково прижалась к Наталье.
- Погоди, егоза, - произнесла она, - Видишь ты вся мокрая,  снимай одежду, буду тебя отогревать и кормить!
- Я кушать буду, когда деда вернется, - щебетала внучка, - а сейчас сделай мне мое любимое лакомство к чаю, у тебя оно самое вкусное!
   Наталья, нежно улыбаясь, погладив  девочку по голове, ответила:
- Милочка, да какое это лакомство, хлеб да сахар? В мои детские годы это действительно было лакомством, а теперь то, вон, сколько разных сладостей в лавке.
   Внучка, усаживаясь возле стола, щебетала:
- Что ты, ба, я люблю твой чай из травок и хлеб, который ты сама выпекаешь, лучшего я нигде не ела, честное слово! А когда еще и сахаром сверху – вкуснотище!
   Наталья, развернув полотенце, достала хлеб с румяной корочкой, отрезав ломоть, умакнула его вначале в воду, а затем в сахар, и протянула лакомство Людмиле. Девочка, улыбаясь, стала кусать хлеб, запивая ароматным настоявшимся чаем, а Наталья, вернувшись к печке, села на свой стульчик и с нежностью стала наблюдать за внучкой. Мила, уловив теплый взгляд бабушки, произнесла:
- А ты мне сегодня расскажешь сказку?
  Наталья, улыбнувшись, ответила:
- Я сегодня расскажу сказку о теремке-варежке.
- У-у, бабулечка, ну что ты, я же уже большая, мне эту сказку читала мама, когда я была совсем маленькой. Там все звери вместились в маленькую варежку лесничего и жили в ней как в избушке. Это ведь только маленькие могут такие сказки слушать, не интересно…  -  слегка надув губки произнесла девочка.
- Нет, Милочка, я тебе расскажу эту сказку, но уже как взрослой и верю, пройдет время, я покину этот мир, а ты будешь вот так же рассказывать эту сказку своим внукам, вспоминая меня.  Они же, передавая ее своим детям и внукам, будут вспоминать о тебе, а значит, вспомнят и меня, - немного с грустью и нежностью говорила Наталья.
    Девочка, допив чай, взяла маленький стульчик и, присев рядом возле бабушки, положила ей на колени головку. Наталья, поглаживая веселые завитушки на голове внучки, начала свой рассказ….
  -Ты, верно, вспомнила ту сказочку о теремке–варежке и помнишь, конечно, тех зверей, что жили в том домике. Первой прибежала мышка, затем еж, третьей была  лягушка, затем зайка. Волк и лиса пришли позже, а последним был медведь. Вот и давай посмотрим, что же нам хотели рассказать наши прабабушки в этой сказке. А ведь в этой сказочке сокрыт секрет приготовления хлеба. Хозяйка-мышка каждый колосок, каждое зернышко собирает на поле и несет  в свою норку – кладовую, запасы на зиму заготавливает, ведь так? Так вот мышка словно  говорит нам: будет зерно, будет и мука. Значит мышка это основа хлеба - мука. Лягушка - хозяйка водного знака, а значит, она несет подсказку – вода. Да и как без влаги запаришь хмель,  замесишь тесто?  Ты видела шишечки хмеля, разве они не похожи на ежа? Помнишь, ты спрашивала меня, зачем у нас во дворе растет столько хмеля, и я отвечала, что в нем вся сила хлеба. Вот тебе три первых и основных  жителя избушки, – улыбаясь, говорила Наталья. А еще, подумай, почему лягушка и еж  приходили в слезах и что в себе хранят слезы?
- Я знаю, ба, слезы соленые, значит и вода должна быть подсоленной, так? – радовалась внучка.
- Молодец, милая, а теперь скажи, когда я замешиваю тесто и ставлю его для брожения, то о чем тебя прошу?
- Чтобы я не бегала, не шумела, громко не хлопала дверью, а то тесто испугается, - отвечала, улыбаясь, Мила.
- Все так и есть -  тесто  пугливо, с ним нужна осторожность, нежность, оно очень схоже с зайкой.
- Но кто же тогда волк и лиса? – загоралась любопытством Мила.
- Волк и лиса всегда не разлучные в сказках, но и не друзья. Лиса всегда обманывает волка, а он то - на кого похож? Говорят в народе «глуп и сер, как бревно». Так вот полено  и есть наш волк, а вот лиса рыжа и яркая  она на огонь похожа… Вот видишь как тепло нам от лисоньки, - улыбаясь, Наталья указала на пляшущие  языки огня в печке, - но не согреет она нас, покуда к ней волк в гости не заглянет.
- А волк с лисой разве зайку не съедят? – Лукаво улыбаясь, спросила девочка.
- Зайку в гости отправлять к этим проказникам не стоит, - продолжала Наталья. Тесто ставят в печь, когда там нет огня, а одни горячие угли. Хлеб огня не любит, а только жар - остатки огня и дров!
- Бабушка, а медведь это печь? – с любопытством смотрела на Наталью внучка.
- Нет, милая. Помнишь, как дедушка однажды тебе силу хлеба показывал? Он завернул свежеиспеченный   каравай в полотенце,  положив его на стульчик,велел тебе сесть на хлеб. Ты вначале растерялась,  а затем, послушавшись, села на каравай. После этого, он положили хлеб на стол, и через несколько минут каравай снова поднялся и стал таким же пышным и воздушным, как и в начале, только корочка слегка потрескалась сверху. Скажи, разве мишка не похож на каравай? Сильный, коричневый и намного больше вырос от зайчика, - улыбаясь, говорила Наталья. Ведь он вобрал в себя силу и энергию всех тех сказочных животных.  Варежка – теремок это и есть печь, в которой вместились все жители. Вот мука, вода, соль и хмель – зажимая по очереди четыре пальчика на ладошке внучки, продолжала Наталья свой рассказ – и остался один: он и есть зайка! Каждый в отдельности пальчик мал, а собери их вместе – круглый кулачок, как пирожок.
- Бабушка,  ты самая лучшая в мире сказочница! Я всем своим подружкам расскажу, какой секрет хранит  наша сказка и кто такой медведь. А ведь я на него всегда сердилась, мне было жалко зверей, которые остались без домика, а он такой хороший….

Сколько лет пронеслось, Людмила уже сама дважды стала бабушкой и с нежной  радостью встречает своих маленькую внучку и внука. Она знает, что в один из вечеров, усадив их рядом, она расскажет повзрослевшим внукам сказку о теремке, но новую, им неведомую,  такую далекую и такую родную ее сердцу……


Рецензии
До чего ж уютно и тепло у печки бабушки Натальи. А вкуснотища то какая!
Пахнет домашним хлебом и чаем из травок.

Много мудрости в сказках сокрыто. И читать между слов надо. Наши предки это умели.

Ладослава Идущая   06.03.2009 21:13     Заявить о нарушении
Дорогая моя, да ты не представляешь сколько там сокрыто тайн!!!! Я несколько сказок уже написала, но некогда отредакт... и набрать ;-(((((, забегалась совсем, все черновиках! Вот когда выйду на пенсию ))))) - будет (наивная!!!) больше время ;-)))! С нежностью...

Жук Радомила   07.03.2009 19:33   Заявить о нарушении
"Вот когда выйду на пенсию ))))) - будет (наивная!!!) больше время ;-)))!"
Я тоже тешу себя подобными иллюзиями )))
Хотя до пенсии пока еще далеко.

Ладослава Идущая   08.03.2009 02:07   Заявить о нарушении