С С С Ридеология

В предыдущем номере "Уезда" в своих рассуждениях мы пришли к утверждению что экономический уклад Советского периода это не есть что-то принципиально новое, построенное по новейшей вненациональной коммунистической доктрине начала двадцатого века, а не более чем продукт развития многовековых основ национального российского экономического уклада.

Вывод этот действительно является парадоксальным, но только на первый взгляд. Главным аргументом в доказательство новизны нового экономического строя являются его несомненные достижения --индустриализация, электрификация, перевооружение армии перед Великой Отечественной войной и в ходе ее, победа над самым страшным военным противником каким являлась гитлеровская Германия, достижение ракетно-ядерного паритета с США. Может показаться что без экономики построенной на совершенно новых, небывалых прежде основаниях все эти достижения до этого аграрной России были невозможны.

Но в таком случае еще более невозможными следует считать достижения России времен Петра1. Русский флот за несколько десятилетий от первого ботика юного Петра стал одним из мощнейших в мире. Во время полтавской битвы артиллерия русской армии (самый передовой род войск того времени) в десятки раз превосходила по количеству пушек и в еще большей степени по их мощи артиллерию Карла12. Что это если не самое грандиозное перевооружение армии?

Разумеется такие военно-технические достижения невозможны были без самой настоящей "индустриализации", соизмеримой, а возможно и превосходящей в масштабах своего времени "социалистическую" "индустриализацию". Нелишне напомнить в этой связи что Петровский завод в Карелии (нынешняя ее столица) появился отнюдь не в советское время.

Победа над шведской армией была победой над самой сильной армией своего времени и в этом смысле вполне сопоставима с победой СССР над гитлеровской Германией.

И заметим, все эти грандиозные достижения были совершены без следования каким-либо коммунистическим экономическим доктринам, которых еще попросту не было, и которые в действительности не имеют никакого отношения и к экономическим достижениям советского времени.

Тут следует обратить внимание на то какими методами, и какой ценой доставались эти достижения?

Общеизвестно что население России за петровское время уменьшилось, то есть уровень насилия, человеческого страдания, жертв этого времени вполне соответствует насилию, страданиям и жертвам советского времени. И именно эти жертвы являются ценою которую русское общество заплатило за свои великие достижения и при Петре1 и при Сталине.

Что касается методов. Не большевики придумали завозить в страну западные технологии, целые производства, западных специалистов. За два века до них Петр1 с не меньшим успехом занимался тем же самым.

Если не ошибаюсь, то именно Петр1 закрепостил крестьян, создав тем самым первые "колхозы" своего времени.

Им же создан пресловутый "Табель о рангах" с успехом, надо полагать, примененный большевиками в строительстве номенклатурной системы с ее спецпайками, спецраспределителями и прочим спецобслуживанием.

Даже по отношению к религии Петр был предтечей большевиков. Именно он снимал колокола с церквей чтобы лить из них пушки. Да и вообще, как известно, не останавливался перед разнообразным унижением национальных форм религиозной жизни.

Да и только ли религиозной! Все эти балы, ассамблеи, фейерверки, ношения европейского костюма, стрижка бород. Действительно ли большевики намного отличались от Петра1 в уничтожении национальных, коренных обычаев, в том числе в уничтожении религии, в уничтожении национальной интелигенции, в уничтожении крестьянства, как главного носителя старых национальных устоев? Действительно ли насаждение ими новой идеологии по энергичности процесса отличалось от насаждения Петром западных обычаев?

То есть, как мы видим, новая, светлая, коммунистическая эра Советской России в действительности не есть какое-то изобретение большевиков, а ничто иное как повторение давно пройденного, как дальнейшее, естественное, объективное, последовательное развитие давно, вернее говоря, всегда, существовавшего в России уклада общественной, государственной и экономической жизни. Крайнее проявление ее, ее кажущаяся оригинальность, необычность обусловлены всего лишь особенностями исторического момента.

И все-таки есть нечто в эпохе победившего социализма, что делает эту эпоху радикально отличной от любого другого периода российской государственности. Но это нечто заключено как раз не в экономическом укладе общества, а в его идеологии.

Что являлось государственной идеологией дореволюционной России? Припоминаю два государственных лозунга того времени в общем повторяющие друг друга: "За веру, царя и Отечество" и "Православие, самодержавие, народность". Прежде чем перейти к разбору того чем они отличаются от идеологии советского времени следует сказать несколько слов о том насколько эти лозунги применимы к вполне самодержавной петровской эпохе.

С "православием" и "верой" в петровском государстве все достаточно очевидно если уж возможно снятие колоколов с церквей.

Слова "самодержавие" и "царь" тоже на стягах не писали, хотя бы потому что царь России был же и первым ее работником и именно в этом качестве мыслилась миссия царя в его собственных глазах и в глазах его единомышленников. А отнюдь не в качестве предмета национального культа.

Остается "народность" и "Отечество". С "народностью" все просто, судя потому как Петр1 эту самую "народность" "в голандцев нарядил". А вот с "Отечеством" вопрос не так прост. "Отечество" во всей полноте его --это помимо прочего и "вера" и "народность" и даже "самодержавие" этого отечества. А судя по тому как относился к этим вещам Петр1 "Отечество" в понимании государственной идеологии 19 века так же не являлось ценностью Петра, смыслом его деятельности. Разумеется Петр1 служил России, служил Отечеству, но понимались под этими словами не то что можно выразить стихом "и дым Отечества нам сладок и приятен", а, в первую очередь, экономическая мощь России, ее территория, мощь ее вооруженных сил, влияние на международной арене, прочность государственного устройства. И ради этих приоритетов допускалось жертвовать всеми остальными составляющими безграничного понятия "Отечество". Таким образом лозунгом петровских времен могли бы скорее быть слова "Россия, сила, прогресс".

Раньше уже было сказано что методы Петра1 полностью аналогичны действиям большевиков и по масштабу и по характеру их, но за одним исключением. Ради силы и прогресса России Петр1 в беспрецедентных масштабах занимался импортом западных достижений. Символом этого импорта является государственный трехцветный флаг России позаимствованный у Голандии.

Большевики тоже занимались импортом не в меньшей степени, даже коммунистическая идеология большевиков, Советского государства, была произведена на Западе, и попала в Россию в результате того же самого импорта. Однако она не просто была импортирована в Россию. Она стала государственной идеологией огромного государства и это государство, в свою очередь, занялось экспортом этой идеологии во все страны мира и в огромных масштабах. И опять флаг Советской России демонстрирует нам суть и масштаб этого явления, как и радикальное отличие Советской эпохи от самой близкой к ней по духу эпохи Петра1. Если флаг петровской России --это флаг чужого государства, то флаг России советской сам послужил образцом для национальных флагов десятков государств!

Таким образом именно при большевиках, Россия занялась тем чем она никогда в своей истории не занималась, а именно масштабным экспортом глобальной идеологии так или иначе востребованной во всем мире. Без этой идеологии, без ее экспорта Россия никогда бы не заняла место одной из двух сверхдержав 20 века.

Боюсь что не все читатели достаточно отчетливо понимают значение этого явления, вообще значение идеологии в нашей жизни. Боюсь что слишком многие полагают что идеология --это просто какие-то пустые слова, что-то несущественное, малополезное, даже, пожалуй, мешающее реальной деятельности. В нашем обществе как-то более уважается существенность, материальность. Рубли, например, или доллары. Может быть именно в этом причина нашей слишком частой неуспешности и малого количества этих самых вожделенных рублей и долларов. Потому что прежде чем появляется существенное, материальное, все эти машины и станки, рубли и доллары, должна появиться идеология. Она лежит в основании всего --"сначала было Слово", значение которого в той идеологии которую оно в себе заключало!

Заготавливать лес с помощью трелевочных тракторов или, может быть, посредством комплексов, по шведской технологии или, напротив, какой-нибудь канадской --ведь это и есть вопросы идеологии. И только следом за их решением на делянке появляется трактор и начинает приносить доход своему владельцу. А может быть и убытки, все зависит от того насколько хороша была изначальная идеология.

И так во всем в этой жизни --всякому действию предшествует идея этого действия.

Крохотный Ватикан доходен и играет большую роль в мировых делах только потому что единственное его достояние --это католическая религия, по сути своей та же идеология. Если вдруг исчезнет католичество, то значение Ватикана станет равно его материальности, то есть стоимости средней дачи где-нибудь на Рублевке.

Некто, хорошо понимающий суть вещей, утверждал что намного выгоднее создания доходного предприятия создание собственной партии, но еще более доходно создание собственной религии. И это так именно потому что идеология в чистом виде, чем по сути своей является любая религия --это и есть самая ценная составляющая и промышленного предприятия, и успешной политической партии.

После этого небольшого рассуждения нам будет легче понять причину гибели царской России. Чего еще следовало ожидать от не самого успешного государства, идеологией которого к тому же стал лозунг "Самодержавие, православие, народность"? Кого во внешнем мире могла увлечь сугубо национальная, пожалуй даже местечковая, идея сохранения или даже процветания русского самодержавия, русского православия и русской же народности? Но даже и внутри государства эта крайне консервативная, патриархальная идеология не могла ни приобрести достаточного влияния в обществе, ни явиться адекватным ответом на вызовы своего времени. Таким образом дореволюционное самодержавие не могло получить достаточной поддержки ни на международной арене, ни внутри собственной страны.

Большевики, напротив, явились носителями глобальной идеологии, будучи по существу российским филиалом международного социал-демократического интернационала. До революции это помогало их борьбе с самодержавием, после революции благодаря этому Советское государство могло рассчитывать на серьезную поддержку на международной арене. Внутри российского общества идеология большевиков оказалась столь же востребованной. Строительство в будущем нового, светлого, вненационального, внеконфессионального, внеклассового мира в котором все равны, в котором нет богатых и бедных, в котором нет государств и нет войн, где все люди братья --разве такое великое строительство не оправдывает разрушение собственного национального государства, не оправдывает миллионов жертв братоубийственной гражданской войны, не оправдывает рабского труда целой нации? Легко ! Именно нацеленность большевистской идеологии в будущее, именно нереальная сказочность этой идеологии, именно великость поставленной цели делали "настоящее" игрушкой в их руках, позволяли им легко оправдывать самые страшные преступления, самые великие жертвы в этом "настоящем".

Итак, вполне традиционная национальная экономика (как и социальное и государственное устройство) Советской России усилиями коммунистической идеологии, коммунистической пропаганды стала представляться как некая новейшая экономика созданная по некой суперсовременной экономической доктрине, как экономика будущего (светлого, надо заметить), как пример для подражания.

Примеры такого сказочного превращения мы каждый день видим на экранах своих телевизоров когда самая обыкновенная реклама наделяет самые обыкновенные предметы самыми необыкновенными свойствами.

Мощь коммунистической идеологии, мощь ее воздействия, ее глубину и, если угодно, ее историческую правоту, просто невозможно переоценить! Целые государства, целые народы во всем мире, даже такие великие как Китай попав под воздействие государственной идеологии Советской России круто меняли вектор своего развития.

Кто-то скажет: "Вот, большевики были лжецами --они всех обманули!" Ну почему же? Они просто гениально, удачно прорекламировали, пропиарили тот новый для мирового сознания факт что в мире может успешно существовать общество основанное на экономическом укладе кардинально отличном от классического капиталистического уклада западного мира. Успех этого пиара в значительнейшей степени объясняется тем что мир ждал этой идеи, не конкретно идеи коммунизма и плановой экономики, а любой великой идеи способной бросить вызов беспредельному господству западной идеологии. И не просто идеи написанной на бумаге, например, в "Капитале" Маркса, или бродящей в головах европейских социал-демократов, а идеи воплощенной в жизнь, идеи подтвержденной успешным существованием великого государства.

Миру нужна была альтернатива идеологии западной цивилизации. Ведь это только при поверхностном взгляде может казаться что колонизация мира западной цивилизацией к началу 20 века была осуществлена только посредством современных пушек и крейсеров. Главным оружием этой тотальной и безкомпромиссной колонизации, ее оружием "массового поражения", являлась именно идеология Запада дававшая ему превосходство избранности, эталонности, миссионерства, безупречности в несовершенно устроенном мире. Именно безальтернативность устоев демократично-капиталистического Запада оправдывала его эгоизм и агрессию как в его собственных глазах, так и в глазах его многочисленных жертв.

Такая великая страна как Индия не выбрала социалистического пути развития, но несомненно, коммунистическая идея, появление этой идеи, сыграли огромную роль в ее освободительной борьбе и в ее уверенности на пути собственного независимого развития. Если чья-либо монополия быть лучшим, единственным, правым, неподсудным подрывается появлением другой мировой идеологии, то появление третьей, четвертой, пятой-десятой --это только вопрос времени, причем весьма недолгого. Труден первый шаг, первый брошенный вызов --каждый последующий дается со все возрастающей легкостью. Таким образом, демократизация мира, его национальное освобождение --это тоже заслуга коммунистической идеи, составной частью которой являлась доктрина коммунистической экономики в реальной части своей опиравшейся в свою очередь на самобытный национальный российский экономический уклад.

Так незаметно мы подошли к двум наиболее актуальным проблемам нашего времени.

Продолжение следует.


Рецензии
Мне кажется очевидным глубокое различие между идейной составляющей и персоналиями ленинского периода и сталинского. Сталин повёл себя как в том анекдоте. Новый лидер спрашивает у водителя, служившего и у предыдущего лидера:"Куда, говоришь, прежний поворачивал на этой развилке? Налево? Включай левый свет и езжай направо." Со сменой власти в двадцатых годах поменялось многое, и народ эти изменени поддержал. Несогласна с тем, что при Сталине, якобы, имело место колоссальное падение численности населения. 700 000. Признают даже демократы, когда их припирают статистикой. Добавляют, правда, "Но, зато какие 700 000!"

Оксана Радчик   25.09.2011 22:18     Заявить о нарушении
Погибло ещё 28 млн. в войну, 8, кажется, в голод. Но дело не только в этом. Я всего лишь хочу сказать что нашей стане всегда приходится дорого платить за свои достижения.
Да что говорить о стране. Отдельному человеку приходится жертвовать многим в нашей жизни. Хотя он может об этом не задумываться.
Человек счастлив, занимается любимым делом, у него семья, дети, всё хорошо. Но он не может выехать за границу, например, не дай Бог изменить ему своё позитивное отношение не только к советской действительности, но и просто по какому-то частному поводу и т.д. Да и этого не надо, достаточно просто попасть неудачно в чей-нибудь расклад (властей) и тебя никто уже не защитит и сам себя уже не защитишь кем бы ты не был. Ограничения, принуждения были бесчисленны и всеобъемлющи в советское время. И это цена общественных достижений того времени.

Олег Салмин   25.09.2011 22:47   Заявить о нарушении
Не трудно будет у меня глянуть "Психолог. причины..."? Чтобы не повторяться...

Оксана Радчик   25.09.2011 22:53   Заявить о нарушении
Прочёл, Оксана. Не понимаю о чём мы спорим? Вы ведь согласны что принуждение применялось по полной. Не важно кем именно. Я не обвиняю лично Сталина, да и вообще никого не обвиняю. Я просто говорю что это мол, "было так", безоценочно.
Ничего что я здесь продолжил разговр? Чтоб не кусочничать.

Олег Салмин   25.09.2011 23:38   Заявить о нарушении
Ну, и ладненько Олег! Вы приятный собеседник.

Оксана Радчик   25.09.2011 23:42   Заявить о нарушении
Спасибо, Оксана! И мне было приятно!

Олег Салмин   25.09.2011 23:48   Заявить о нарушении