Руфь Тамарина

Поэт, рождения 1921 года. Пережила – много чего, талантлива. Училась в Литературном, знала многих поэтов, которые на слуху. Жизнь потрепала. Отец репрессирован, мать тоже; при немцах погиб младший братишка (жертва холокоста).
Была на войне, почему-то в штрафной пехотной роте. Там «слюбилась» с девятнадцатилетним. Была демобилизована (из-за беременности, скорее всего, потому что вскоре родила ребёнка). В холодной Москве 1943 года малютка-дочь умирает.
После войны – арест, Степлаг.
В лагере вышла замуж за Морозова – тоже политзека (кажется, хотя – не уверена). Родила сына.
Со средины 90-х годов жила в Томске. Ослепла. Умерла в 2006-ом году  в возрасте 84 лет.
Незадолго до смерти организовала в Томске отделение Российских писателей, зачинатель издания альманаха «Каменного Моста».
Очень достойная жизнь.
Все её стихи, как у многих поэтов – это рассказ о себе. Рассказ с горечью. Чувствуется, как у всех стариков с трудной судьбой, которые с судьбой справились, не уступили, не упали, - характер она имела – ой-ой. «Она нас всех тут «строила», - это слова В. Костина, одного из редакторов альманаха «КМ».
...В её стихах не хватает глубины мироощущения.
Если сравнивать её с другими поэтами, пострадавшими от эпохи сталинизма, например, с Д. Андреевым или Ю. Груниным, то видишь: у тех собственная судьба неотделима от судьбы страны, той беды, что с нею произошла. У Тамариной – ощущение несправедливости к ней лично: и еврейка, и сирота, и заключённая, и вот старость «в обнимку» с одиночеством.
В стихах  очень чувствуются и упрёк, и самолюбование, и назидательность: я же вот, мол, держусь, и вы - должны…
(«…я всю жизнь учусь тому,
Чтоб быть к любой беде готовой…»)
За пределы своего «я» - не вышла. Свою судьбу не экзистенционально воспринимала, а только, как лично несчастливую, невезучую, со многими испытаниями.
А у кого она счастливая? И как можно быть счастливой в несчастливое для всего народа, страны время!
У Тамариной, как у многих (Солженицын, наш Макшеев, Ахматова), судьба неразрывно связана с тем, что происходило в стране – победа Зла. Кто Злу служил – был благополучен, кто противостоял – сидел по тюрьмам и в лагерях.
Руфь Тамарина старалась «устроиться», даже была вынуждена дать «подписку», то есть согласилась стать сексотом. Что на ней «висит» - не известно. Но ареста не избежала, была осуждена на 25 лет.
Женщина – и судьба. Кто кого?
Судьба одарила даром, но все силы ушли на противостояние судьбе – большого поэта не получилось.

Вот одно из стихотворений Руфь Тамариной.
***
Ещё могу я через борт
полуторки,
как ногу в стремя,
рвануться вдаль во весь опор
и обогнать на время Время.
Ещё могу я в дальний тот
край неизведанный метнуться
от неурядиц и забот,
метнуться,
словно об пол блюдце….
Ещё могу, про сон забыв,
цедить с друзьями до рассвета
сладчайшую из всех забав –
вино полуденного лета.
Ещё могу…
Да вот беда –
куда мне от себя податься,
когда в окне – моя звезда,
и от неё не оторваться.
Она мне предана, как пёс,
и в Заполярье, и на Юге.
Она вернейшая из звёзд,
я в том готова дать поруку!
Я обмануть себя могу,
а вот её – не удаётся.
Я от себя –
к себе бегу.
Звезда всё той же остаётся.


Рецензии