Как ладить с медведями

                (Рассказ лесника Василия Ивановича)
          Вы, ребята, ежели где-нито в лесу на медведя наскочите, вы его не пугайтесь. Он робких не любит. По запаху чует, боятся его, ай нет. Смело идите своим путем, он и удерет прочь. Поймет, что не на тех напал.

          Но бежать от него – упаси Бог! Во-первых, он бегает шибче паровоза, никак от него не убечь. И потом, увидит, убегают, недолго и осерчать. Зверь он и есть зверь. Раз убегают, охота поймать, пощупать: ктой-то такой пужливый.

          С медведям* недоразумения чаще у баб выходят. В запрошлом годе Евдокия по клюкву ходила. Ягоды сгребает, сходит к ей Аннушка. Ну, та, что коромысло носит - ведра по земле волочит. Вот сошла к ей и спрашивает: «Ты одна тут, Захаровна?» – А та ей: «Да вон мужик какой-то за кустам шебаршит. Кликала его -  молчит. Глухой, что ли?» – Аннушка глянула, кто там, и взбледнела враз. Кто б вы думали? Медведь пасется на клюквеннике! Тут, понятно, истошный вереск поднялся. А он, медведь, бабьего визгу страсть как не любит. Закрыл уши и убег. Не до ягод ему стало.

         А то еще вот было. Полоскала бабка Клавдия Кривая Ручка белье на мостках. В деревне тихо было, все на покос ушли. Сошел медведь из леса, больно любопытно стало, чтой-то там у воды деется? Подошел потихошеньку к ей, к Клавдии, то есть, сзади и засмотрелся. А потом лапой поддел  под зад, Клавдия с мостков и вспорхнула. Ушла в воду ласточкой. Медведь сцапал простыню коготам и ну полоскать ее туды-сюды. Клавдия вынырила своя не своя, к берегу пограбала, да к дому с криком.

         Все бы ничего, да  утопил зверина белье совсем. Которое со дна достали, а которого-то и не досчитались.

         Больно любопытны они, медведи, да и хитры. Повадился один такой малину имать от публики. Затаился возле глобушки, где с добычей идут. Подходят с лукошкам да пестерям к этому месту, а он как выскочит, как рыкнет! Побросает народ лукошки с малиной и ходу прочь. Ему того и надо. Чегой-то по ягодке собирать, когда тут их ворохом в пасть закидывай.

         И заметьте: медведь все на женщин бросается. Зверь, а понимает, что мужичья голова дороже, чем бабья.

        Однако вот медведица, ежли у ней прибылые,  этого не соблюдает. Тут держи ухо востро, мужик ли, баба ли – ей все едино. Почудится ей, медвежонка хочешь обидеть – задерет, пикнуть не успеешь. Но и бежать не смей. Потихошеньку отходи.

        Шел я лесом по дороге. Надо было норы барсуков наведать. Где есть жилые, а где – кинутые. Иду себе, ничего худого не думаю. И только за поворот завернул, а там совсем рядом она. И медвежонок возле крутится.
 
        А когда я во второй раз заглянул за поворот, там уж никого не было. Ражая медведица попалась. Я таких огромных ранее не видывал.

         Это все ничто. А вот как следвает с медведем я стренулся так это весной в запрошлом годе.

         Надо было найти берлогу по следам.  Медведь зараз встал, успел набегать по снегу. Чтоб вы знали, берлогу ищут так. Выходят на след медведя и идут в пяту. Значит, туда, откуда он вылез. Медведь – зверь ходкий, набегает больно много по лесу. Бывает, не один день ищешь, где он зимовал, берлогу евоную то есть.

         Моя старуха сготовила в дорогу пирог с черничным вареньем. Оклал в ерзак носки в запас, фуфайку, сверху этот пирог и бутылку молока. Чтоб, значит, не было в дороге тяжко. Оно бы не худо взять хмельного, да нельзя. Медведь винный дух не переносит.      Авдотьинские мужики по осени имали медведя. Порушили, а не до смерти. Потеряли его в лесу. Воротились домой, сидят, вино пьют. Вот один из их, Лимоном кличут, вызвался. Я сам по себе, говорит, имаю раненого. Почему Лимоном прозвали? Чудно! Он в евоном захолустье отродясь лимонов не видывал. Ну, ладно. Похахатили над ним и забыли. А он потихошеньку наладил на мост, захватил ружье – и на охоту. Медведя зараз нашел. А я думаю, не он, медведь его зараз нашел. По духу. Лимон стрелил, попал, не попал – неведано. Тут медведь его и охапил. Урчит, цапает голову коготам и зубищам. Конец Лимону приходит. Так и пропал бы, да собак выручил. Вцепился медведю в гузно клещом. Медведь оборотился скинуть его, Лимон выполз из-под медвединого брюха, стрелил жаканом и убил медведя до смерти.

          Посейчас живет  Лимон с окривелой личностью.

          Вот, значит, сошел я с пирогом в ерзаке в лес. Место, где ранее набрел на следы медведя, было приметное. Туда и пошел вутром. В те поры стояла погода. Морось падала с неба. Снег, что твоя рисовая крупа. Хрусткий и колючий, к лыжам не пристает, а царапает. Осел он, и без лыж держит, шибко не провалишься. Ну, ничто. Иду себе помалу.
Дошел до следов давешних. От дождя их размыло, большие стали. Пошел в пяту. Отгануть, куда идти, пустое дело. Следы вточь, как у человека, только мыскам не враскорячь, а вовнутрь. Косолапит. У нас в армии один так ходил. Думали, косит от службы. Доктора проверили – нет, не косит. Вот и приставили его к кухне, там он два года и просачковал. Отъелся, шире самого себя стал. А куда его?  Иначе, на строевых занятиях только горготанье одно на него. Даже старшина за живот хватался, глядя, как он тянет мыски. Был он вовсе не ражий, махонький, в шеренге с правого фланга не видать, окромя пуза, а все одно, медведем прозывали: косолапый, дак.

         Иду в пяту и обычаюсь. Чем далее, тем более. То старые были следы, размытые, а поперек пошли следы поновее. В одном месте, потом в другом. Все чаще и чаще. Будто медведь и не бегает далеко, а кружит вокруг да около. Виданное ли дело!

         Спросонья медведь - как? Станет, отряхнется и наладит ходу! По прямой норовит, пока волчий след не стренет. А как волков учует, чешет за ими вдогон. Бывает, сутки кряду бежит. Найдет стаю, когда она лося рвет, отымет добычу. Сшибки меж волкам и медведем никогда не бывает. Уважают его. Только выйдет на них, потихошеньку отходят от лося и сидят подале, ждут, когда он сытым станет, уйдет прочь. Тогда подходят и доедают, что осталось.

        А тут смотрю, совсем не то. Уже и сегодняшние следы кое-где видны Сегодня прошел. Что за притча? А тут мне на дороге был частый ельник. Взяло меня сумление: уж ли не в этом ельнике берлога? Больно подходящая дебря. Лезу я, значит, сквозь ее, только хруст вокруг стоит. Елки не высокие, по мою макушку, но до того плотные, будто ватное одеяло. Вот и лезу, одно, что слон по Африке. И чую, смрадом откуда-то попахивает.
Долго ли коротко лез, не помню. И вдруг мне навстречу над елкам вознеслась огромадная голова медведя с верхней половиной евоного тулова. Как он рявкнет на меня, ребята! Слюной мне всю харю обрызгал...

        Ну, прошло дня три. Думаю, ладно.  Пирог с черникой -  Бог с ним! Но ерзак-то новый. Сыном, что в городе работает, подаренный. Фуфайка тоже. Дорогие вещи, спасать надо.  Вутром сдобился, старухе ни слова, сошел в лес. Иду на старожа. Подхожу к тому ельнику. Глядь, лежит ерзак и вовсе не тронутый. Вымок только весь. Пошел далее. Ага! Вон и шапка на елке повиснувши! А там и лыжи стоят. Поманил мало, не слыхать ли медведя. Нет, только душком нехорошим несет. Ну, думаю, коль не урчит, видать, ушел. Дай-кось, гляну, отчего он взъерепенился в прошлый раз. Протиснулся еще, а там кулижка и корье по ей раскидано. Много корья. По краям кой-как, а под высокой сосной – грудой. Сосна сухая, толстая. С ей корье содрано от земли поверх моего роста вдвое. Подошел я к той груде, ногой пнул и вижу: остатки лося зарыты в ей. Остатки тухлые, мясо от костей отпадает. И что чудно, под грудой нет совсем снега. Мох да травка примятые. Кругом бело, а тут ровно и зимы не бывало.

         Расписал я в дневнике и лося, и корье, и протал под грудой у сосны,  отправил дневник в научную часть. А потом зам по науке Альвира Гуревна мне по телефону благодарность выслала. Это, говорит, медведь с осени лося имал и берлогу прям на ем устроил из корья. Сытый, дак. И к свежатине не привыкши. К весне лось протух, медведю в самый раз. Ценные, говорит, Василь Иваныч, ты научные наблюдения открыл. В нашем заповеднике это всего-то второй похожий случай. И еще, говорит, тебе сильно повезло: медведя на месте не оказалось во второй раз. Очень уж он зол, если у добычи тревожат.

      Примечания.
*В вологодском говоре творительный падеж множественного числа совпадает с дательным.
    Глобушка – тропинка.
    Стренуться – встретиться.
    Зараз – недавно, сразу.
    Окласть - уложить.
    Порушить – убить, навредить.
    Мост – сени, крыльцо.
    Погода – ненастье.
    Отгануть – угадать.
    Обычаться – удивляться.
    Сдобиться – собраться.
    Старожа – старое место, место, о котором упомянуто раньше.
    Поманить – подождать.
    Кулижка – полянка.


               


Рецензии