Чеглок

     В мае лес оживает задолго до восхода солнца. Чуть посветлеет небо, чуть проступят из мрака кроны деревьев и кустарников - и просыпается птичья мелочь. Зорянки, пеночки, малиновки звонкими голосами   заполняют окрестности. А когда солнечные лучи готовы обрызгать вершины деревьев, в общий хор врывается страстное клокотание тетеревов, задумчивое буханье вяхирей.

     В то утро меня подняло с постели новое птичье пение: короткое цвирканье, как бы проносящееся по небу. Так и есть! Ласточки прилетели!

     Вот они кружат над кордоном. Полет их стремителен и непредсказуем. Птицы то резко ныряют вниз, то бросаются в крутой вираж, то взмывают свечой. Они неутомимы. После долгого перелета из Африки, не дав себе времени на отдых, сразу же подправляют старые гнезда, спешат обзавестись птенцами. Кажется, никто и ничто не может прервать их стрелой летящую жизнь.

     Я любуюсь ласточками и вижу, чиркнула по небу тень. Испуганный птичий писк, два темных комочка, едва не задев меня, упали на груду хвороста около сарая. Забившись под прутья, истошно верещит ласточка, а сверху над ней стоит чеглок. Чеглок старается просунуть голову между прутьями, чтобы достать несчастную. И вот-вот достанет.
Ах ты, негодник! Я кинулся на помощь. Чеглок улетел, немного спустя выпорхнула и ласточка. Надо полагать, весьма довольная тем, что легко отделалась, она тут же затерялась среди хлопотливых подруг.

     Я готов невзлюбить безжалостного хищника. Какая от него польза!

     Но вот летом на мою капусту напали полчища гусениц. Кто собирал огородных вредителей, тот знает, насколько неприятно это занятие. Досаднее всего, чем больше уничтожаешь, тем больше их остается. Но однажды я обнаружил на зарождавшемся капустном вилке своего старого недруга, чеглока. Что он там делает? Подсматриваю за ним незаметно, а он голову наклонил, заглядывает под листья, ищет там что-то. Да никак, гусениц склевывает?

     Несколько дней подряд наведывался чеглок на мой огород - и гусениц как не бывало. Вот и пойми, вред приносит хищник или пользу!  Нет, все же славная птаха, этот небольшой соколок. Я прощаю ему гибель мелких птичек. Не так уж много их попадает ему в лапы. Да и самих чеглоков не часто увидишь. А понаблюдать за ним - одно удовольствие. Величиной он покрупнее галки, но мельче вороны. Когда пролетает на высоте, его и не заметишь. Зато он отлично все различает внизу. Нацелится на мелкую пичужку, сложит остроконечные крылья и падает в пике. Скорость при этом развивает невероятную, быстрее экспресса. Только свист стоит. Не успеет увернуться жертва - бьет ее… Вот тут надо заметить: кажется грудью сбивает жертву. На самом деле, не так. Как издавна приметили знатоки соколиной охоты, хищник режет ее когтями задних пальцев, чуть высунутых из-под перьев брюшка во время атаки.

     Кому посчастливилось видеть это, тот надолго запомнит захватывающее зрелище. Недаром охота с ручными соколами была столь популярной на Руси и входила в круг царских забав.

     И еще вот что подумалось. Чеглок не преследует птичку, если промахнется. Видно, был сильно голоден, когда пытался достать ускользнувшую от него под хворост ласточку. Ведь он тоже прилетел к нам на лето из дальних-дальних краев. Отощал в пути. Стало не до правил приличия.


               


Рецензии