Борода

С чего же все началось? По-моему, с шапки, то есть с того, что я прошлой зимой утерял меховую шапку. Впрочем, шапка-то свое уже отслужила – шестой сезон чуть-чуть не дотянула. Летом я о ней и не вспомнил. Осень – в фуражке перекантовался. Да и начало зимы выдалось теплое. Ну, я и не вспотяшился.

А тут уже январь на исходе, – бац! Минус пять, десять, пятнадцать... Кто больше? Ну, и ветер как всегда у нас, на Дону, сами знаете. Я – по магазинам. Там одни кепочки ситцевые да шляпы от солнца. Я – на базар. Ондатра – четыреста, нутрия – триста. В месячный заработок шапка не укладывается. Глядь, у дедули какого-то - кроличья мелькнула.

– Сколько? – спрашиваю. А дед глуповато (так мне, по крайней мере, показалось) переспрашивает.
– Сто?..
Ну, думаю, глухой он, что ли, да еще и шепелявый? Я – громче:
– Дед, сколько твоя шапка стоит?
А он мне – скучным голосом.
– Чего орешь? Сказал уже – сто рублей.
– Ты че, дед? – говорю. – Это же кролик.
А дед:
– Сам знаю, что кролик, потому и сто, а не триста.

Я начал тянуть волынку про то, что они, то есть кролики, в магазине больше четвертного отродясь не стоили, а он мне резонно:
– Ну, иди в магазин да купи.
Я ему про совесть, а он мне:
– А ты сам попробуй вырасти их.

Пока я препирался, подошел какой-то хмырь, сунул дедy «павловку» и забрал шапку. Я туда-сюда. Одни норки да ондатры и остались. Я – деда скорей догонять.
– Дед, – говорю, – ладно, пойдем, согласен за сто.
А он:
– Поздно, парень, это последняя, и дома больше нету. Есть, – говорит, – три шкурки невыделанные. Как раз на шапку. Как выделать – научу, и цена сходная: за двадцатку отдам.

Так я и остался без шапки, зато со шкурками и рецептом.
Как я с ними мучился – это долгая песня. Короче, пока я их выделывал да за ивовой корой по балкам без шапки шлялся – схватил простуду. Слег. Лежу и ду¬маю: что за жизнь пошла? Все что-то химичат, разводят, выращивают, продают, перекупают... С ума сойти. Чем бы мне заняться? Все в уме перебрал. Не подходит.

Сами посудите: ни коров, ни свиней в городской квартире не заведешь – отпадает. Огород бы взять – да зима на дворе. Но надо же с чего-то начинать. Совсем затосковал. Собрался на прием в поликлинику – с расстройства спалил электробритву (забыл напряжение со 127 на 220 переключить). А лезвий у меня отродясь не было. Да и где их взять в наше время перестроечное. Пришлось идти к врачу небритым. Ничего, приняла. И даже больничный продлила.

Прошло с неделю. Я все на больничном... Зарастаю потихоньку, но не умышленно пока. Бритву сдал в починку, а у них запчасти какой-то нету: ждите, мол. Жду. Обородел уже. Жена ругается. От нежностей моих отказывается – колючий ты.

Идем мы с ней как-то не то в магазин, не то в аптеку. Знакомую встретили. Ну, женщины свое разговаривают, а я курю в сторонке. Слышу вдруг, знакомая эта в мой адрес, но жене:
– А вы, я смотрю, бороду отращиваете...

Не помню, что там жена ей ответила, а меня как будто озарило: «Вот именно. Я отращиваю бороду. Как это я раньше не догадался? Вот с этого я и начну. Вот на чем я опыта наберусь. А там пойдут фрукты, овощи, куры, ути, поросята. Главное – начать!»

Знакомая эта пошла своей дорогой. А я давай жене свою идею излагать. Она у меня лоб потрогала и вздохнула:
– Ну, вырастишь бороду. Стричь ее, что ли, будем и пряжу прясть? А потом что тебе из бороды связать – носки или шапочку?

Я махнул на нее рукой. Что ей объяснять! Что они, женщины понимают? Ну, как ей объяснишь, когда я сам тогда еще не полностью осознал. Я лишь интуитивно нашел свой путь. И с того момента уже с гордостью выставлял свой дикообразный подбородок, не пытаясь прикрыть его рукой. У меня появилась цель, и я плевать хотел на все подначки и ехидные вопросы.

Признаюсь – было трудно, но я терпел. Потихонечку, ни для чьего глаза незаметно, росла моя борода. И вместе с нею росла моя уверенность, что и в этой неразберихе я не пропаду: я не бороду растил и холил, а свое терпение воспитывал, закалял. У меня теперь есть опыт, навык и уверенность.

Вот погодите, весна настанет – я огород возьму, огурцы, помидоры буду выращивать, овощи всякие. Да что там огород! Я дачу возьму. Деревьев понасажаю и сад выращу. А там, на пенсию пойду – кроликов заведу. Из собственных кроликов шапку носить буду. Я все смогу, потому что у меня есть главное – терпение и целеустремленность.
Сомневаетесь? А я нет! А коли найдет когда – ущипну себя за бороду: вот она, доморощенная! И – прочь сомнения!


Рецензии