Встреча с издательством АСТ - ничего нового!

Я не считаю себя писателем, пишу эту заметку как читатель. Я не собираюсь издавать свои работы. Но я бы очень хотел читать хорошие книги, только их не издают. Поэтому я и читаю книги и стихи на сайтах «Проза.ру» и «Стихи.ру». Здесь можно что-то найти интересное.

Вот и состоялась разрекламированная встреча представителей крупнейшего издательства АСТ с авторами «Прозы.ру» и «Стихи.ру». Те, кто не смог попасть на это пиршество мысли, наверное уже прослушали аудио-вариант встречи (http://www.proza.ru/events/ast/).
И что же нам сказали нового? Да ничего! Всё, как и было написано в моей статье «Встреча с издателями 13 февраля – бесполезно!» (http://www.proza.ru/2009/02/11/602). Те, кто ожидал большего, жестоко ошиблись.

С первых же слов было недвусмысленно заявлено, что издательство ориентируется в первую очередь на два самых раскупаемых жанра — детективы и любовные романы.

Как же точно об издателях сказал Ю. Новиков:
«…Народ наш глуп и похотлив.
Где драки, секс и наркоманы?
Народу нужен детектив
Или любовные романы…» http://www.stihi.ru/2002/10/19-12

Ради приличия была упомянута и «современная проза», но только «известных авторов». Было сказано, что новому автору труднее издаться, чем известному. Какая глубокая мысль! Скороговоркой были произнесены слова о «хорошем качестве текста», о «профессиональных и опытных литераторах», о «русском языке», но было понятно, что всё это далеко не самое важное. Самое важное совсем другое: книги, отобранные редакциями, «поступают на утверждение в отдел маркетинга». Так что к жёсткой цензуре редакторов добавляется ещё более жёсткая цензура маркетологов (т.е. торговли).
Всё это было повторено тремя гостями многократно и с разными вариациями, на этом встреча и закончилась. О позорно низких гонорарах издаваемых авторов гости поговорить не пожелали, так как это «не самое главное». Конечно, о чём тут говорить, когда гонорар за книгу в 300-400 страниц при 5-тысячном тираже составляет обычно не более 15 тыс. руб. И время продажи 3-5 лет.

Мои выводы.
1. В издательском деле главное — прибыль. А прибыль гарантируют две вещи: модные темы (или жанры) и известные имена (искусственно раскрученные современные писатели и «для приличия» — классика). Отсюда следует, что «неформатные» и новые авторы не имеют никаких шансов, если они сами не оплатят издание и раскрутку (издательство раскручивать, рекламировать новых авторов не будет).
2. Никакой работы по воспитанию читателей, по повышению их этического и эстетического уровня издатели не только сами проводить не будут, но и писателям не дадут.
3. Посылать свои книги в издательства (по e-mail или по почте) нет никакого смысла, так как неоднократно уже писалось, что всё, пришедшее по «самотёку», немедленно отправляется в корзину.
4. Чтобы опубликовать свою книгу, есть несколько путей: заплатить свои деньги, найти известного покровителя (писателя, редактора), найти спонсора и т.д. Всё это не имеет к творчеству никакого отношения. Есть ещё путь — стать очень известным не через издание книг, но это крайне трудно.

Читатели у нас разные. Есть среди них глупые, средние, умные. Есть большие группы, имеющие свои особые интересы. Они хотят иметь СВОИ книги. Но издателям нужен объём продаж, поэтому они всегда будут ориентироваться на самый низкий уровень и на усреднённого читателя. Для исправления ситуации, видимо, нужны государственные программы по изданию малыми пробными тиражами книг новых талантливых авторов и по широкой их пропаганде. Рынку это не нужно.

И напоследок о «профессионализме», который, как утверждают издатели, совершенно необходим. Неужели они считают, что все классические писатели обязательно кончали литературные институты? Что Шекспир, Омар Хайям, Бальзак, Дюма, Марк Твен, Пушкин, А.Н. Островский, Толстой, Чехов, Достоевский имели дипломы писателей, подписанные ректорами и профессорами? Да нет же, ВСЕ ОНИ БЫЛИ ЛЮБИТЕЛЯМИ. А современные признанные писатели? Все они кончали литинститут? Михаил Задорнов — МАИ, Григорий Горин — медицинский, Эдвард Радзинский — историко-архивный, Владимир Высоцкий — театральный и т.д. Все авторы «Прозы.ру» учились в школе, воспитаны на классической литературе. Изучать тенденции современной литературы им не нужно. А если редактору для оценки произведения нужны диплом автора и напечатанные им ранее работы, то это не редактор.

Издатели должны сами искать авторов в Интернете, на «Прозе.ру», в журнале Самиздат и т.д. Но они считают это унизительным для себя. И из их выступлений на встрече я понял, что они хотят, чтобы авторы упрашивали их, ползали перед ними на коленях, звонили, доказывали свою нужность. А вообще-то чувствуется раздражение издателей самодеятельными авторами, ведь теперь в обход их писатели могут публиковать свои работы (спасибо за это Д. Кравчуку). Только непонятно зачем они захотели встречаться с сетевыми авторами? Видимо, у них серьёзный кризис, несмотря на весь их профессионализм и гонор.


Рецензии
Забавно. Среди умных и образованных людей встречается больше всего людей наивных, верящих в привитые с детства идеалы.... Казалось бы, времена такие настали что ничто не должно удивлять, однако читатель, особенно настоящий читатель, все еще удивляется позиции издательств!))))
Ранее, в этой же теме, Надежда Спеваковская высказала свою точку зрения. Только почему-то она решила что высказывает свое несогласие с Вами, на деле подтверждая все Ваши выводы.
Да, издательства не благотворительные организации. Кто бы сомневался....
Да, им в первую очередь нужна прибыль. Ещё бы! Это бизнес. Как любой бизнес он требует жертв. В итоге жертвами становятся читатели....
Самый "простой" способ опубликоваться в наше время - заплатить за публикацию деньги. И не важно свои, или спонсора. И тут абсолютно никого не интересует, продастся книга или нет, каким языком она написана, о чем она вообще! И тех кто издает свои книги за свой счет достаточно. И с каждым годом меньше не становится. Так зачем рисковать издательству? Достаточно понаблюдать за таким автором, за спросом на его творчество, а потом уже принимать решение, стОит ли заключать с ним контракт. Все отработано, проверено.... Риск убытков сводится к минимуму.
А мы роемся в кучах мусора на прилавках.... Причем, чтобы просто найти для себя нового автора, приходится раскошеливаться. Т.е. опять прибыль для издательств....
Я давно рассталась с надеждой издать что-то своё не за свой счет. Да никогда, если честно, не надеялась. Обидно за очень хороших авторов, с творчеством которых познакомилась в сети. Можно сколько угодно говорить о том, что и в интернете можно издаваться... но желанием любого писателя было и есть, издаться в бумажном варианте.....
Спасибо Вам.
P.S. Только сейчас обратила внимание на дату этой статьи. Получается, высказалась я с опозданием на три года. Ну что за растяпа!)))))

Ольга Варварская   29.02.2012 08:14     Заявить о нарушении
Так уже прошло три года? А ведь ничего по сути не изменилось. Всё так же издательства требуют от авторов детективы, любовные романы, иногда ещё - фантастику. И надеются всё это потом продать. Не понимают, что эра массового чтения в России безвозвратно ушла. Причём именно благодаря их близорукой политике. Люди уже привыкли к тому, что книги ничего не дают ни для ума, ни для сердца. Так - убить время. А убить время можно ещё и тысячами других способов. Если же нужна полезная информация, то её гораздо проще найти в интернете. Более того, любая более-менее ценная книга уже откопирована и размещена на пиратских сайтах. Видимо, скоро большинство издательств ждёт банкротство. Но они ведь уже успели нахапать на издании чернухи и порнухи.
Что касается книг на бумаге, мне кажнтся очень интересным такой подход. Автор посылает в издательство вёрстку. Издательство высталяет рекламу в интернет-магазинах. А дальше - есть заказ, печатается одна книга и высылается покупателю. Автору - процент от продажи. Нет заказов - не печатается ни одной книги. Нет макулатуры на прилавках, экономится древесина. И авторское самолюбие удовлетворено: можешь заказать себе сколько угодно книг.
С уважением, Алексей

А.С.Гусаров   29.02.2012 18:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 45 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.