Неудачник Че
Вспомнилось мне как в году эдак 1973, проходя таким же знойным днем, все по той же Дерибасовской, я наткнулся на лотке, возле существовавшего тогда магазина «Военная книга», на написанную собственноручно Че Геварой книгу воспоминаний о революционной войне на Кубе. К тому времени, Че, не дожив и до 40 лет, уже погиб в каком-то боливийском медвежьем углу, куда отправился делать революцию. Делал он ее видимо столь настойчиво и рьяно, что те самые крестьяне, которым он силой оружия пытался втолковать марксистские идеи, отправили ходока, который и привел отряд правительственных войск, дабы положить конец его бурной деятельности, вконец опостылевшей аборигенам.
Тогда, от прочтения той книги, у меня остались странное, двойственное ощущение. С одной стороны, революционный романтик, преодолевая неимоверные препятствия, чуть ли не силой гонит своих людей в отчаянный бой с проклятыми врагами кубинского пролетариата, которые в свою очередь, столь же отчаянно воевать не хотят. А с другой стороны, он показался отнюдь не романтичным кровавым маньяком, вполне заслуживший свой далеко не героический конец.
Но наиболее забавно то, что случилось потом уже после его смерти. Герой революции и бессребреник, всю жизнь боровшийся против империализма, превратился в самый настоящий бренд, эдакую «золотую жилу» для производителей разносортной продукции. Этот лик можно сейчас увидеть на футболке лихого экстремала и на рюкзаке чинно идущего на занятие школьника, в витрине новомодного бутика и на бутылке водки. Часы «Че Гевара», пиво «Че Гевара», одеколон «Че Гевара»… Так что может вполне прав был французский философ Режи Дебре, когда говорил о том, что Че был убит два раза: сначала - автоматной очередью, потом – миллионами своих портретов.
Вот только понимает ли та моя тинэйджерка, что человек, портрет которого она на груди носит, свою, отнюдь не такую уж однозначную борьбу с треском проиграл. А мертвый неудачник никому уже не опасен и поэтому его дозволенно миллионами тиражировать на майках, бутылках, часах и многом ином, что с прибылью можно «впарить» юному, переполненному гормонами, романтику.
Свидетельство о публикации №209021700293
Элана 2 16.03.2011 22:59 Заявить о нарушении