запах бузины

 

З А П А Х   Б У З И Н Ы


Так бы, вероятно, вся эта история мною и забылась, но сегодня я проснулся под какие-то нервные голоса. На радио "Эра" приглашённый Олесь Бузина отвечал на вопросы дозвонившихся. Некий, судя по всему, пожилой мужчина обвинял журналиста в приписывании Тарасу Шевченко гомосексуальной ориентации. Он был очень возбуждён, буквально захлёбывался словами от негодования. Его аккуратно отключили. Бузина, так же захлёбываясь (но уже от удовольствия), защищался: "Я не писал, что Шевченко был гомосексуалистом, наоборот, я писал, что он посещал публичные дома, я писал, что он болел гонореей..." Его тоже аккуратно отключили (ведущая культурно прекратила этот поток саморекламы, резонно заметив, что желающие ознакомиться с содержанием творчества Бузины несомненно найдут способ это сделать).

Конечно, дозвонившийся гражданин был неправ. И резонным был ответ, мол, нечего критиковать то, чего не читал. И за какого-нибудь другого автора, не Бузину, я бы только порадовался. Однако вспомнилась мне одна давняя история. Сама по себе она вряд ли может считаться общезначимой. Но я принимал в ней непосредственное участие, поэтому воспринял тогда очень эмоционально. Коротко говоря, Бузина опубликовал заметку о событии, на котором присутствовал и я. Вот эта заметка.
---------------------------------------------------

«Киевские ведомости», 19 мая 1997
Олесь Бузина

ПОЭТЫ НА УНИТАЗАХ

В субботу в планетарии прошёл фестиваль поэзии, посвященный отлёту кометы Хейла-Боппа. Несмотря на небесный повод акции, почему-то красной нитью её прошила именно туалетная тема. Начиналось всё, правда, довольно прилично. Александр Ирванец из группы «Бу-Ба-Бу», самый титулованный из присутствовавших, открывая вечер, даже пообещал, что не будет употреблять неприличных слов. И глубокомысленно заметил: «В поэзии есть что-то от кометы». Но, прочитав нечто незапоминающееся, «мэтр» скрылся, а его более молодые коллеги бросились энергично развивать тему.
Задала тон скромнейшей наружности поэтесса лет двадцати двух – Наталья Медведева, – тихим голосом прочитавшая:

Девочка поймала ласточку,
Быстро закрыла форточку,
Вздёрнула детскую юбочку
И засунула ласточку в попочку…

Её поэтический накал поддержал Александр Степаненко. Извинившись, что он «по-спортивному, прямо со стадиона», этот юноша в очках и шортах тут же продекламировал произведение о радости творчества, нигде не покидающей его лирического героя:

Поэт сидел на унитазе
И на коленках сочинял.
Пером работал по бумаге
И кал поэту не вонял.

Шедевр вызвал у дожидавшихся очереди зависть – наглым совершенством рифмовки – и даже некоторую стыдливость. Один из выступавших смущённо заметил, что, к сожалению, ничего не приготовил о сантехнике и будет читать о звёздах.
Впрочем, всё происходило крайне прилично. Помнится, в конце 80-х на фестивале в Смоленске одна упитанная дама средних лет читала стихотворение «Метро». Размахивая полами плаща, накинутого на голое тело и блистая тестообразным животом, она выкрикивала: «Двери открываются! Двери закрываются!» Ничего подобного в киевском планетарии не было. Никто из выступавших даже в носу не посмел ковырнуться. Что значит культура!
Кульминацию же экскрементального поэзо-концерта подарил всем Андрей Белай, хиппообразный, волосатый молодец, заявивший: «У меня всё, в общем-то, вызвано кометой». И хотя его бессмертные строки:

За спиной твердыня ночи
Заслонила горизонт
Опустив с плеча помочи
Я мочусь на мамин зонт

навсегда останутся в моей памяти, я всё же переспросил, правильно ли записал. Поэт строго поинтересовался:
– Ругать будете в газете?
– Нет, изумляться.
– Тогда напишите, что я панк и работаю в журнале «Кал»!
– Можно я напишу, что вы хиппи?
– Вы ретроград! – заявил господин Белай и потребовал, чтобы я не шумел и не мешал ему наслаждаться выступлениями остальных.
На этом заканчиваю. Ретроград. Консерватор. Гонитель поэзии.
---------------------------------------------------

Статья эта вызвала во мне два чувства - отвращение к автору и чувство попранной справедливости. Я как очевидец того же события написал отповедь, надеясь по неопытности, что такое серьёзное издание, как «Киевские ведомости», опубликует её в качестве опровержения.
---------------------------------------------------

ВЗГЛЯД С УНИТАЗА

(реплика по поводу статьи Олеся Бузины «Поэты на унитазах» в «Киевских ведомостях» за 19 мая 1997 года)

Приятно иногда взять в руки газету и прочитать какую-нибудь правду о происходящем в мире. Например, статью Олеся Бузины, посвящённую фестивалю современной поэзии. Прочитать и удивиться, насколько правда этого автора не похожа на действительность. А не похожа она по простой причине: она правда неполная, правда, вырванная из контекста. И правдой поэтому может считаться только очень условно.

Во-первых, заслуживает внимания тот факт, что Бузине уж очень без труда удалось посмеяться над многовековой традицией народной смеховой культуры – над «туалетной темой». Молодые киевские поэты при этом были разгромлены наголову. Непонятно только, зачем из пушки-то по воробьям?! Высмеял бы сразу покойного Рабле, одного из мэтров «туалетной темы». Кстати, он и ответить уже не может. Ну, это вопрос мировоззрения. Оставлю автору его дешёвую победу, но сам предпочту остаться с Рабле на унитазе, чем с Бузиной на одном поле.

Во-вторых, сложилась парадоксальная ситуация. Каким-то странным образом человек, столь едко высмеивающий «экскрементальность», отрицающий её право быть предметом поэзии, обратил почему-то особое внимание (своё и читателей газеты) именно на неё. И цитаты предъявил, как на подбор, строго «экскрементальные». И даже совсем невинных поэтов-участников вечера усадил на унитазы. И не обошёл милостью даже самых «звёздных» из выступавших в планетарии, которые, на взгляд автора, продемонстрировали «нечто незапоминающееся». Спасибо господину Бузине от имени всех, им усаженных! В результате, если на фестивале «экскременты» были разбавлены хорошей и разной поэзией до полной их нейтрализации, то в статье уважаемого автора они заняли всю полезную площадь. На подобную статью пушкинская Марфушка в своё время ответила:

Молчи ж, кума: и ты, как я, грешна,
А всякого словами разобидишь;
. . . . . . соломинку ты видишь,
А у себя не видишь и бревна.

И совсем уж ерундовая придирка с моей стороны: упомянутого автором Александра Степаненко зовут на самом деле Ярославом. А Андрей Белай работает в журнале "Галас", а не то, что послышалось настроенному на свою волну журналисту.

Вот в таких напряжённых отношениях с действительностью находится правда господина Бузины. Моё почтенье!
---------------------------------------------------

Текст этот я отправил по почте в редакцию, а копию оставил на проходной (поскольку внутрь меня не пустили) - "для Бузины лично". Естественно, ответа я не дождался, публикации опровержения тоже. Может, это всё делается в каком-то особом порядке, сейчас меня это уже не интересует. С тех пор я частенько слышу эту фамилию из средств массовой информации. То он Шевченко "опускает", то Лесю Украинку, то за политику двумя руками берётся. И расчёт безотказный - ну, какой уважающий себя гражданин Украины сможет бесстрастно пройти мимо правды о гонорее Шевченко! Я прошёл с огромным трудом, честно. И всем советую. Там - нехорошо (сужу по словам самого журналиста). Что бы там ни было написано.

- А что это там за запах такой характерный?
- Это Бузина свою правду из действительности выковыривает. Давай обойдём подальше.


Рецензии
Грешен я. Вся эта интеллигентская тусовка "пусик-мусик"
мне не по нервам.
Привет.

Владимир Отдельный   12.01.2010 07:24     Заявить о нарушении
Кто, я интеллигент?! На себя посмотри :)

Тхоривский Максим   12.01.2010 20:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.