Однажды два приятеля, пиво и синее-синее небо

- Слушай, ну как ты всё-таки умудряешься при любых обстоятельствах оставаться в пре-красном расположении духа? Объясни, пожалуйста, откуда берется такое спокойствие, или как ты его постоянно поддерживаешь, что ли? – Володя затянулся и практически замер в ожидании ответа.
Пашка удобно облокотился на “спинку” скамейки, откупорил банку пива и тоже закурил, жадно втягивая в себя дым.

Павел уже давно слыл в компании своих близких и знакомых этаким “специалистом по ощущениям”. Это действительно был человек с идеальным чувством такта, абсолютно точно улавливающий все резкие смены настроения собеседника, даже если последний тщательно скрывал это. Более того, Паша постоянно практиковался в совершенствовании своего внутреннего чутья и сдержанно, по-спортивному, радовался очередным победам, не унывая при этом от промахов, а рассматривая их как учебное руководство для исключения в дальнейшем аналогичных ошибок.
Ему часто приходилось слышать приятные фразы, типа: “Вот блин, от тебя ничего нельзя скрыть! Ты всегда подходишь и задаешь вопрос, от которого невозможно увести глаза в сторону. И всегда приходится отвечать правду, потому что от тебя невозможно что-то утаить...”. Или, например: “Ты весь вчерашний день болтал всякую ерунду и специально даже не упомянул и не намекнул о том, о чем я хотела с тобой поговорить! Потому что ты знал, что мне будет больно говорить об этом, и уверенно и грациозно выжидал, когда я смогу сама тебе спокойно всё рассказать…”. Ну и тому подобные высказывания…
А Володя, наоборот, в том же кругу друзей слыл этаким черствым куском хлеба. Отнюдь не злой, нервный  и постоянно обиженный, но он как-то избегал интимных бесед, был необыкновенно пунктуален, чёток, с математической дотошностью пытался принять и объяснить всю существующую действительность, ну и конечно же весь свой процесс жизнедеятельности подчинял собственноручно составленным графикам и распорядкам…

- Да как тебе сказать, Володь? Я просто стараюсь отбрасывать все лишние переживания. Пытаюсь посмотреть на любую вещь со всех сторон и найти приятный и удобный для меня ракурс. Вот и всё, - Павел глотнул холодного пива, затянулся и откинул голову назад.
- Ну это понятно. Это ты общие фразы говоришь, - Володя выдохнул дым и подался телом вперед, откупоривая свою жестяную порцию холодного пива. - Неужели тебя не беспоко-ят постоянные запарки по работе? А домашних проблем разве у тебя не существует? Неужели всё на всех фронтах идёт как по маслу?
Володька сделал шумный глоток и замер неподвижно, будто бы пристально вглядываясь в асфальт.
- Ну а ты знаешь, я сегодня отпросился с работы как будто по очень важным делам этак на три часа пораньше! – Пашка посмотрел на часы и самодовольно улыбнулся. - Я так устал просиживать там с утра до вечера. Ты посмотри какая погода сегодня, а? Мне так захотелось плюнуть на всё и посидеть на лавочке и попить пивка!
- То есть ты наврал, что у тебя важные дела, а сам фактически сбежал с работы, чтобы попить пива на лавке? – выпалил Володя, продолжая всматриваться в серый асфальт.
 - Ну пускай будет так, ну и что? – Паша продолжал мечтательно улыбаться. - На работе от этого ничего не изменится, зато я подарю себе незабываемые минуты наслаждения!
- Ну попить пива можно и в пятницу, после окончания трудовой недели. Мне кажется будет ещё больше удовольствия, потому что всё заслуженно и законно. Вот у меня отпуск, я тебя встретил на остановке; ты, обрадованный встречей, предложил посидеть-поболтать-попить пивка, и я согласился без задней мысли, потому что на данный момент я совершенно свободен и могу делать всё, что мне хочется, - Володя сделал ещё глоток и откинулся всем телом на скамейку, подражая Павлу.
- И я абсолютно свободен! – улыбка Паши переросла в легкий смешок. – Мне не нужно для этого уходить в отпуск или дожидаться конца рабочей недели, понимаешь?
Володя понял, поскольку был знаком с Павлом довольно продолжительное время, что сейчас последует ответ на его самый первый вопрос, поэтому счел нужным промолчать (или так получилось?), и продолжал курить, понемногу отхлебывая пиво из банки.
- Вот ты сам задал первый вопрос, что, мол, почему я такой всегда жизнерадостный и всё такое? - Паша отставил банку и стал пристально смотреть вверх. – Понимаешь, я не могу постоянно подчиняться сложившимся обстоятельствам. Я не иду против тех законов, которые мне подсовывает жизнь, но и не вижу ничего плохого в том, чтобы иногда их нарушать. Ну, подумаешь, сбежал с работы на пару-тройку часиков пораньше под каким-нибудь незамысловатым предлогом. Ну и что? Зато посмотри, какое мы видим над собой небо, ну ты только посмотри! Ну зачем, как заколдованному, ждать пятницы, чтобы сесть и попить пива, потому что это не противоречит правилам, потому что так делают почти все твои коллеги? А потом обижаться, что, мол, ну почему так всегда, когда такой прекрасный настрой, именно в пятницу зарядил мелкий и мерзкий дождь, испортивший всё настроение, такси пришлось ждать почти час, а дома жена многозначительно и с укором встречает: “Ну понятно, закончилась рабочая неделя…”
Ну да бог с ним, с этим пивом по пятницам – это лишь малая часть. Понимаешь, Володя, вот в таком вот строго очерченном размере жизни очень быстро забываешь о самых простых и, казалось бы, заурядных вещах. Ну ты посмотри всё же на это небо над нами! Неужели там ничего не видно?!!
- Да не знаю даже, - Володя поднял взгляд наверх.
- А я столько в нём вижу воспоминаний, ты даже себе не представляешь! Я совсем маленьким выходил из дома рано утром, бродил по двору и постоянно задирал голову кверху. А там была ослепительная синева, по которой неслись точно такие же белые облака. И я никак не мог найти себе места, бродил то тут то там… Не знаю почему, но в моём детстве всегда было ужасно жаркое лето и это прекрасное синее небо с облаками…
Я посижу то на одной лавочке, то на другой. Пройдусь от одного края футбольного поля к другому. Потом пойду за дом и усядусь в траву, пахнущую всё тем же синим небом. В уши бьет стрекот кузнечиков, а через дорогу ездят трамваи, набитые счастливыми людьми. Бабульки бегут через дорогу, потому что хотят первыми занять очередь за молоком, а проезжающие машинки им постоянно недовольно сигналят. Я оборачиваюсь назад и машинально задираю голову вверх, ища взглядом окошки и балкончик своего восьмого этажа. Там выглядывает мама, и я машу ей ручкой, бессловесно подтверждая, что у меня всё в порядке.
И я сижу в траве, поймаю кузнечика и отпущу, другого поймаю и снова отпущу. Смотрю то на небо, то на дорогу. Опять на небо и снова на дорогу. А потом вижу, как из трамвая вылезает мой братишка, который приехал ко мне в гости на целое лето, и которого я так ждал с самого утра. И мы бежим с ним домой, к моей маме. Я, такой весь местный завсегдатай, и он, этакий иностранец с бултыхающимся во все стороны рюкзачком за спиной…
А дома мы едим блинчики и макаем их в сгущенное молоко, а потом мама выгоняет нас на улицу, со словами: “Посмотрите, какая погода стоит! Нечего дома пухнуть! Ну-ка марш гулять!!!”. А мы смотрим в окно на восьмом-то этаже, и виден почти весь наш город. А над городом царствует синее-синее небо со снующими туда-сюда белыми-белыми облаками…
И мы, облопавшиеся блинов и безмерно счастливые от встречи, несемся по дворам, бегаем от края до края по футбольному полю теперь уже вдвоем, под лавочками ищем “бычки” и пытаемся их курить. Счастливо щебечем и делимся новыми “фишечками” и секретиками, кропотливо собранными за год с последней нашей встречи. И нам ничего больше не надо. Лишь бы только над головами было это безумно красивое синее небо с белыми облаками – этакий символ той замечательной и незабываемой поры…
Павел замолчал, продолжая смотреть вверх на проплывающие по небу облака.
Знаешь, Паша! – Володя прервал молчание, закинув окурок в урну и насупившись. – Если ты не хочешь отвечать на мой вопрос, то уж скажи тогда прямо!
- Я по-моему наоборот ответил, как мне кажется, совершенно искренне на твой вопрос! - Пашка снова улыбнулся, продолжая гулять глазами по небу. - Просто когда мне плохо или я устаю, я всегда начинаю вспоминать мои самые счастливые моменты в жизни – и настроение сразу меняется в корне! Это ведь совсем просто…
Но твоя самая большая проблема, Володь, заключается в том, что ты просто убегаешь от этого синего неба с белыми облаками. Оно тебя догоняет, постоянно шлепает по плечу и обиженно кричит: “Эй, Вовка, ну обернись же! Ну хватит бежать, давай передохнём и вспомним как мы встречались в прошлый раз, а???”. А ты даже не оборачиваешься, а только бормочешь: “Отстань, пожалуйста, я так занят! Ну почему ты вечно лезешь, когда у меня столько дел?!!”…
И небо отстает. И только смотрит тебе вслед с легким недоумением и обидой. И облака больше не бегут за тобой, а только медленно и нехотя разворачиваются…
И так каждый раз, только лишь ты всё меньше и меньше оборачиваешься на бегу, да и небо с облаками всё тише и тише кричит тебе вдогонку…
- Слушай, ну ты уже достал с этим небом, если честно! – Володя от злости одним махом затушил одну сигарету и тут же начал закуривать свежую. – Ты так и скажи, что иногда просто приятно сбежать с работы, посидеть повалять дурака, а потом с прекрасным на-строением рассказывать всем о чудесных целительных свойствах неба! Или может всё дело в пиве, а? Немудрено искать ответы в небе, сбегая от работы и распивая пиво на лавке!
- Эх, Володь! – Пашка наконец-то отвлекся от неба и взглянул на Вовку. – Да забудь ты про пиво, старина! При чём тут оно! Ты уж прости, что я опять про небо, но я сегодня в обед выглянул на работе в окошко и увидел свои любимые облака, с которыми я знаком с самого детства. И тут же вспомнил, что уже давно с ними не встречался. Ну потом слукавил на работе самую малость и оказался здесь. И мне сейчас так хорошо на душе, что ты себе даже не представляешь. Я встретился с небом, поддался навстречу всем нахлынувшим воспоминаниям из глубокого детства, встретился с тобой, мы пьём пиво! Черт возьми, ну как можно грустить в такие моменты?!! Я больше не знаю, что сказать тебе в ответ на твой самый первый вопрос, Володька!

Погода в этот день преподнесла настоящий сюрприз. Две недели без перерыва моросил наимельчайший и наинуднейший дождь на свете, утром и вечером всё пространство, которое только можно было охватить человеческим взором, обволакивал густой белесый туман. Под ногами хлюпала бесконечная слякоть, а ломоту в костях от сырости чувствовали, по-моему, все от мала до велика. В общем трудно было поверить, что в такую погоду кто-то был способен на необыкновенные открытия и внезапный прилив творческих сил…
А сегодня вдруг всё внезапно поменялось, как по мановению волшебной палочки. Володя и Пашка сидели на уже успевшей высохнуть от двухнедельной сырости лавочке, над их головами в прекрасной и совершенно неописуемой по красоте синеве неслись крупные, но необыкновенно легкие белые-белые облака – неповторимые и прекрасные плоды наконец-то вступившей в свои полные права весны! А под ногами празднично сверкал серый потрескавшийся асфальт – ещё чуть-чуть, и он будет прогибаться под напором вылезших на свет и тепло букашек…

Володька довольно долго молчал, отхлебывая помаленьку пива, покуривая и продолжая несколько бессмысленно смотреть на асфальт. Пашка же наоборот, продолжая улыбаться и запрокинув голову наверх, совсем забыл про сигарету, которая уже даже прекратила дымиться в его согнутых пальцах. Однако внезапно очнувшись он таки зашвырнул “бычок” в стоящую рядом урну, тут же потянулся за банкой недопитого пива, и, ухватив её растопыренной пятернёй тут же, довольный, отметил про себя: “Ты смотри! Постояла всего ничего, а уже такая теплая… Весна…”.
- Знаешь, Паша, - Володя наконец оторвался от асфальта. – Я все равно как-то не очень тебя понимаю. Я тоже, конечно, безумно рад сегодняшней погоде и этому весеннему солнцу, но… но не настолько, чтобы забыть обо всех проблемах. Если честно, мне всё это кажется каким-то беспечным что ли? Или немудрым совсем, а каким-то наивным? Я не знаю точно, но не обижайся, Пашка, ладно? – Володя снова опустил взгляд.
- Да всё нормально, Володь, чего ты вроде как извиняешься? – Паша сделал глоток теплого весеннего пива. – Ты спросил, я постарался ответить… Ну понятно, что наши позиции противоположны, ну и что? Зато мы с тобой встретились, посидели, попили пива, поболтали. Ты знаешь, я очень доволен, дружище! А ты как? Что скажешь?
- Да я тоже, честно говоря, очень доволен! – Володя приободрился, выпрямился и первый раз улыбнулся. – Ну что? Давай тогда прощаться, хорошо? Пиво мы вроде допили, даже, мне кажется, немного засиделись, но зато наболтались!
Пашка улыбнулся в ответ.
- Ну что, в общем я пошёл, - продолжил Володька. – Надо ещё кое-какие дела поделать, потом домой – тоже дела есть, так что давай, старина, ещё увидимся!
Владимир поднялся, выбросил в урну окурок и пустую банку так и не успевшего согреться пива и протянул Паше руку.
- Давай до встречи, - кивнул Пашка, едва улыбаясь. – А я ещё немного посижу, подумаю.
- Ну ладно! Увидимся! – сказал улыбнувшись второй раз Вовка и пошёл на остановку.
Он дошел почти до самой остановки, но, не удержавшись, обернулся.
Пашка сидел на лавочке, запрокинув голову наверх, допивал пиво, курил сигарету, смотрел на небо и чуть заметно улыбался…


Рецензии
Здорово! Напомнило слова из песни Бутусова, где ученик просит Спасителя объяснить секрет хождения по воде. Да и, кстати, глупо ждать от окружающих, что они тебе настроение поднимут. Самому надо, самому.

Анастасия Слизова   20.02.2009 06:58     Заявить о нарушении