37 проклятая промышленность

Так всё-таки, какая же промышленность была в Венгрии в те времена, когда мы с дочкой приехали сюда на постоянное место жительства?
А ещё раньше?
Приезжая из Москвы, мы покупали и везли обратно на продажу и туфельки на шпильках, и джинсы, и свитерочки – и потом в университетском общежитии это продавалось по такой цене, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Точно.
Туфельки за двести-триста форинтов шли в Москве по сорок рублей. Точно сейчас не рассчитаю, но двести форинтов здесь было дешёвой ценой, а сорок рублей в Москве – да у меня стипендия была тридцать пять! на такие денежки можно было скромно, но прожить целый месяц!
И у людей были такие деньги на туфельки, несмотря на скромные зарплаты – но почему и как так?
Да вероятно, потому, что остальные аспекты жизни стоили тогда гроши. Но вот одеться покрасивее – на это люди выделяли деньги с удовольствием.
Итак, продолжаю. Что мы привозили ещё? Ткань джерсовую, под названием... хмм, забыла! Нет вспомнила – кримплен! Красивое название.
Такую ткань, джерсовую, как бы вязаную и с выпуклыми узорами, производили на Западе, но и в Венгрии тоже. Я и сама любила шить себе из неё и брючки, и юбочку, и дочке то да сё. Купивши сколько-то метров на одёжку себе, из остатков можно было нашивать дочкам и юбочки, и жилетики, и т.д.! А я это делать и умела, и любила.

Что было ещё такого, что нам нравилось? Томаш здешнюю обувь не ценил – ему нужна была итальянская. А мне и здешняя нравилась, к тому же я всегда находила, где есть скидки, так что когда тут меня дочки попрекают, что я мол, не умею обращаться с деньгами - это просто смешно – я всегда выискивала наиболее выгодные решения денежных вопросов.
Это попрёки указывают наоборот, на то, что они  сами не разбираются в этих делах. У такой мамы надо учиться, а не критиковать её. Я-то у моей мамы научилась весьма и весьма многому – а именно хозяйничанью -  и варенье варить, и шить, и пироги печь с тортами, и борщи варить, и стирать так, чтобы стиральные порошки экономить, и т.д. А вот мои девчонки этого не умеют, не хотели учиться – так что мне, за ними бегать надо было? Моя мама за мной не бегала, чтобы меня научить чему бы то ни было, ни хозяйству, ни литературе, или же рисованию.

А тем более это глупость сегодня, когда вопрос стоит не о том, как жить пошикарнее, а о ВЫЖИВАНИИ! Да, к сожалению, несмотря на кризисы ПЕРЕПРОИЗВОДСТВА, цены на продукты растут, вместо того, чтобы снижаться.
Но это сегодня, я же пишу о прошлом.
О «проклятых сорока годах».
Итак, приезжая сюда, я любовалась, как красиво и стильно  одеваются здешние девочки и ещё – какие прекрасные, длинные, распущенные волосы они носят! У нас же длинные волосы тогда полагалось заплетать в косы – либо носить стрижку.
Возращаясь к теме лёгкой промышленности – с этих пор я одевалась уже почти только в Венгрии. Например, покупала плащи и пальто, головные платочки и бельё. Всё было очаровательно и недорого.
Особенно же прекрасна была детская одежда – через несколько лет родилась моя младшая дочь Настенька, и я просто наслаждалась теми ползунками, тёплыми комбинезонами, и тому подобными вещами, которые тут просто за гроши можно было ей накупать! Детские вещи получали государственную дотацию и продавались, наверное, по ценам ниже стоимости их производства. То же самое было и в других странах народной демократии – детская одежда была на высоте и очень дёшева.

В то время в Венгрии настолько дёшево продавались лекарства, что и без рецепта стоили очень и очень мало – намного дешевле, чем в Союзе. А по рецептам так часто и вообще бесплатно. Я много лекарств возила домой, по просьбе родственников. И так поступали все, причём врачи без всяких проблем прописывали всё, что бы мы не попросили. Народ тут был очень  услужливый, дружелюбный, любил оказывать любую помощь, какая только была в его силах, и мне это очень нравилось! Это была этакая всенародная солидарность.
О сегодняшних здешних ценах на лекарства я и упоминать не хочу – невероятно высокие! Невероятно, причём пенсии очень и очень маленькие, так что не знаю, что будет с болезненными пенсионерами – наверное, отвыкнут от болезненности!  А то раньше принимали в день по восемь а то и  десять различных таблеток. А ведь химия есть химия.

Но по правде сказать, не все вещи производились лучше и стоили меньше здесь – было такое, что стоило привозить из Союза – например, электротовары. Эим вещи стоили здесь дорого, а в Союзе дёшево – и этим «бизнесом» занимались наиболее активно здешние советские военнослужащие. Цен особенно не помню, но и мы с Томашем, когда приехали после университета на постоянное жительство, привезли с собой лодочный мотор – это не электро-, но всё равно техника – и выручили за него 10 тысяч форинтов, что было равноценно тогда чуть ли не пятимесячной моей зарплате. Неплохие денежки, а вот сколько он стоил дома – не помню.
Также мы привезли из дома холодильник Минск – помню, как кто-то в газетном объявлении написал, что продаёт холодильник Минск, который холодит «как зверь», и мне очень понравилось это выражение. Телевизор был нами куплен в Венгрии, венгерский, чёрно-белый. Я не особенно хотела иметь его, но приблизительно через полгода после нашего переезда в Венгрию Томаш уехал работать на Запад, и мы купили мне телевизор, чтобы я не скучала одна с ребёнком.
Кстати сказать, у Габриэллы после отъезда её отца сильно испортился характер – она начала капризничать, и даже с истеричными замашками. Жить стало трудно и утомительно, помощи-то не было, всё приходилось делать одной. Ну вот только сестра Томаша всё  же время от времени помогала, Она была приветливая и Габика её очень любила. Но папочки её ей, конечно же, нехватало.

В те времена в стране были валютные магазины, где за валюту можно было покупать западные товары без пошлин, то есть по выгодной цене. Томаш зарабатывал валюту, и мы купили с ним в таком магазине проигрыватель «пайонир», он уже не работает. А вот колонки к нему были куплены венгерского производства. Они и до сих пор работают – неплохое качество, да? Более 35 лет. И чего мы настолько критиковали сами себя, собственные товары, а, кто подскажет?

Мы долго не покупали мебели, так как мне не очень хотелось иметь шкафа-стенки, но ничего другого тогда не производилось – так что спустя некоторе время шкаф-стенка всё же был куплен. Красивенький, светлый, как солнышко – но всё равно – мне мешало, что вся моя стена закрыта таким шкафом, плюс я не любила, когда у меня мебель не индивидуальная, а такая как у всех подряд. И я разбирала эту стенку на её составные части и расставляла их по отдельности, как бы играя ими в кубики.
Квартира у нас была малюсенькая, 46 кв. метров – не полезной, а всей площади! Самое жуткое в ней была кухня приблизительно 4,5 кв. метров, без окон! Но о ней я уже писала, и пока хватит, зато не писала о прихожей – куда мы, зайдя в квартиру сразу все втроём, а позже вчетвером, настолько не помещались, что вынуждены были сразу вваливаться в ванную конату - в уличной обуви – что не особенно-то было полезно с точки зрения гигиены. Размер этой прихожей был таков, что открывши сразу дверь в кухню и ванную, человек там поместиться уже не мог. Да и опасно было с точки зрения – разбить себе нос. Теперешняя моя прихожая такой же ширины, но длиной в целых четыре-пять шагов, и дверцы ванной, туалета и кухни тоже упираются в друг друга, но по сравнению с той – просто люкс! Да. Такая здесь культура жилья, ничего не поделаешь – это  «заслуги» архитекторов, то есть архитекрура как наука в Венгрии была безумно неразвита, хотя после смены власти зато появились необыкновенно красивые здания. Теперь эту красоту заменили компьютерные  и куда менее оригинальные «произведения», а жаль!

Когда мы вселились в эту квартиру, Томаш уже жил в ней чуть ли не полгода, ожидая, пока мне сделают документы. Приехавши, я познакомилась с соседями, и они мне начали показывать, какой ремонт своих новых квартир они сделали – и новые обои, и новый кафель в ванной, и деревянные панели в кухнях – венгры очень любят заниматься отделкой своих квартир. У меня же такого опыта не было, да и Томаш не был слишком-то пылким квартировладельцем – мы ничего не меняли. А жаль, потому что позже, когда мебель была куплена, книжные шкафы битком набиты книгами – кстати, этот шкаф-стенка никак не учитывал привычных размеров  книг – книжные полки в нём были слишком глубокие и слишком низкие – непонятно, кто и зачем разработал эту мебель именно так. Наверное, просто и не задумывались над её функциональностью. Итак, позже делать ремонт и переклеивать обои стало просто невозможно. А обои пачкались быстро. Мне кажется, немалую роль в этом играл также и клей, которым они были приклеены – он мог со временем темнеть, а бумага дешёвых обоев была тонкая. Может, я и не права, но стены становились всё чумазей и чумазей, а сил делать ремонт у меня одной – Томаш уже уехал на Запад – не было, увы. Так что через 10 лет, когда эту квартиру мне поменяли на новую, мне было даже немного стыдно её сдавать – но слава богу, приняли, ведь новый её хозяин всё равно сделал ремонт! Ах, какие молодцы эти венгры, как они умеют красиво ремонтировать свои квартиры.
Мы всё моё детство жили в казённых квартирах для офицеров – и ремонтом никогда не занимались, отсюда и отсутствие опыта, но зато сегодня! Я крашу мои стены каждый год, чтобы они были чистенькие и свеженькие.

Когда соседи рассказывали и показывали, как они отделали свои квартирки, можно было познакомиться с тем, какие обои, какой линолеум и прочие строительные материалы тут использовались – например, линолеум венгры с удовольствием привозили из Чехословакии, хотя в Венгрии его тоже производили -  у чехов он был и дешевле, и красивее – так же и с обоями! А вот кафель любили покупать итальянский – тут производился свой и был дёшев, но итальянский был необыкновенно красив и элегантен, его уже тогда импортировали и продавали за бешеные деньги.

В те времена в Союзе ковры были ещё дефицитным товаром, непонятно почему и для чего. В Венгрии тоже существовало явление дефицита, но с ним легко и быстро расправлялись – либо импортируя недостающие товары, либо налаживая их производство. Ей-богу, здешняя социалистическая экономика была в руках талантливых людей, да и к тому же питалась откуда-то сильным профессионализмом. Конечно, не без изъянов, но во многом именно так как я пишу. Жаль, зря венгры забросили всю свою экономическую науку как будто «на помойку», ибо ещё неизвестно, сколько времени продержится здесь эта самая капиталистическая – в ней-то как раз талантов я обнаруживаю маловато! Хотя, конечно, тоже есть – одна медовая абрикосовая палинка чего стоит! Палинка крепче водки раза в полтора.

Итак, ковры. В этой стране их производили в больших количествах, очень красивые и не слишком дорогие. На стенку больших ковров вешать не полагалось, их стелили на пол, а на стенку вешались более тонкие и небольшие  коврики. В те года было очень модно делать на стенки вручную так называемые «коврики-шуба», их делали крючком из длинного ворса, по специально разработанным  схемам. Например, голова лошади или собаки, или же негритёнок с подносом ну и т.п. Кроме такой ручной работы, в большой моде были венгерские вышивки и ришелье.
О венгерских вышивках можно было бы написать целую книгу, так что пока я эту тему отложу. Но потом займусь снова, ибо тема ручных работ для меня всегда была интересна. Вышивки гладью мне как-то не очень удавались, так что венгерских вышивок я не делала – зато привозила себе из ГДР наборы для вышивания крестиком и этоми работами я наслаждалась до упаду! Обожала. А вот венгерские женщины так обожали именно гладь. Конечно, это очень красивая работа, и мне она тоже очень нравилась. И очень нравились шёлковые разноцветные нитки для таких вышивок – их я покупала, но не использовала, и они так и лежали без толку. Вот беда. Если бы у меня был подвал или чердак, то может, этими вещами попользовались бы мои внуки – но так как тут хранить ничего нельзя, мне пришлось все эти лишние вещицы пораздавать. Как и вязанные мною изделия – а ведь они были просто прекрасны! Вязала я настолько хорошей техникой, что мои изделия были как будто связанными машиной, но оригинальных мотивов. Я ими очень гордилась, но увы, в такой квартире хранить их было негде, и пришлось раздать тоже.

Ещё в бытность мою в Москве студенткой я, да и все мы, с удовольствием покупали венгерские консервы завода «Глобус» - зелёный горошек, консервированная стручковая фасоль, маринованные малюсенькие огурчики, лечо, компоты, абрикосовый джем, а вот что ещё было невероятно вкусно – это «гогошары» - по правде говоря, название скорее румынское, а представляло из себя этакое более густое и маслянистое лечо, но не из простого перца, а более толстых стручков. Кстати, маринованные стручки перца, начинённые капустой и тому подобным - тоже пользовались особым успехом у русских потребителей. А ведь у русских необычайно развитые вкусовые сосочки, и всякую ерунду они есть не станут! Кто–нибудь помнит ли ещё маринованные мелкие патисоны? Вот что было совершенно необычайной вкуснотой! Сегодня патисоны продаются в сыром виде и перезрелыми – так они не особенно вкусны, но в малюсеньких размерах и чудном маринаде это было что-то!
Но наверное, самое большое великолепие представляли из себя тогдашние венгерские вина – больше всего мне вспоминаются «Эгри леанька», «Бычья кровь» и «Токайское асу», а также «Токайское самородное» вина. Причём продавались они недорого, и мы постоянно пили Токайское асу – вино из винограда с добавлением  к выжатому соку виноградных ягодок, высохших на корню, нечто вроде натурального изюма. В таком вине большое содержание сахара, чудный аромат, а поскольку оно приготовлено в Токайких горах, то оно обладает и ещё одним невероятным свойством – оставьте бокал такого вина стоять открытым хоть неделю, хоть месяц – и с этим вином ничего не случится, а только наоборот – оно станет  гуще, слаще, душистее! Некогда это вино продавали только в аптеках, как лечебное – у русских лечебным вином считается кагор. А вот Токайское Асу – очень сильно повышает энергетику организма, об этом говорит мой собственный опыт. Когда я работала с моим иридодиагностом в деревне Оласлиска рядом с Токайскими горами, я там покупала такое вино с очень высоким содержанием ягодок «асу» - квази-изюминок – и работая до последних сил, я приводила в порядок мою энергетику именно что попивая вечерком это самое вино! В той деревне тогда был НИИ виноградарства и виноделия – и так называемое 6-путтоновое Асу стоило недорого, я набирала его в парочку канистр и везла себе в Будапешт. Ах, какое это было чудное время!
Но к сожалению, с тех пор этот НИИ закрыли, токайские виноградники скупили то ли французы, то ли Виктор Орбан, бывший венгерский премьер-министр – а моё любимое вино теперь не обладает тем постоянным качеством, которое обеспечивало ему государственное виноградарство и виноделие. Увы и ах!

Собственно говоря, переворот не оправдал надежд народа в очень многих отношениях. Ведь почему он произошёл? Люди хотели жить так же богато, как на Западе, иметь такую же промышленность, больше денег, меньше трудиться, больше прав и свобод...
Увеличить выбор товаров можно было, как и предполагалось, прекратив государственные монополии на то и сё – то есть, если кто-то хочет производить другую продукцию или же подобную, но скажем, лучшего качества – то чтобы ему этого не запрещали, как было при социализме!
Помню очень поучительный случай – один агроном ещё при социализме скупил у здешнего консервного завода за малые деньги вишнёвые косточки и насадил на своей земле таких деревьев. Сначала всё шло успешно, но через несколько лет его разорили и посадили в тюрьму! Вон даже как!
Поэтому я и говорю – социализм не был хорошим общественным строем! Просто тот строй, что возник после него, ещё в сто раз хуже.
Однако есть всё же больше прав – государства считаются сегодня правовыми государствами, ну и свобод – ведь теперь можно ездить куда угодно, были бы деньги!

Так вот что я хочу выразить – надо было оставить государственную экономику, не разрушая её, а только модернизируя – и позволить при этом инициативным людям заниматься тем, чем они пожелают, с возможностью риска и т.д.
Но что происходит сейчас – все предприниматели оставлены на произвол судьбы, пусть мол сами ищут рынки, все подвержены постоянному риску, бывшие государственные фирмы все прогорели – да, но как же так???

Их и продали-то в частные руки, чтобы у них «появился хозяин»! Так где же тот хозяин-то? Но вы извините меня, на самом деле у этих фирм хозяин был! Это был народ. И вся проблема только в том, что он не может собраться и обговорить – что и как было бы лучше делать дальше, а передал эти полномочия многопартийности, к сожалению, никуда не годящейся в качестве государственного аппарата!
Тут разгорелся кризис перепроизводства -  а они дают дотации тем фирмам, которые не могли сбыть своей продукции! Ну чем они вообще думают? Головой или задним местом, а?
И говорят, что главное - это сохранить рабочие места, совершенно не думая о том, какую продукцию производят на этих рабочих местах и полезна ли она кому бы то ни было! Айяйяй.

Но если мы вернёмся к теме пищевой промышленности, то надо вспомнить также и мороженных цыплят и уток, знаменитейшую колбасу салями ( я её так уж сильно не обожаю), консервированную ветчину – а вот это была действительно вкуснота на пять с плюсом!
Бройлерсикх цыплят разводили на множестве ферм, кстати говоря, вкус венгерских цыплят мне не слишком-то нравился – чувствовалось, и даже очень сильно, что их кормят чем-то не особенно чистым – потом я узнала, что заводы биокорма подмешивали в белковые концентраты даже падаль, вот потому-то и вкус! Но это другая тема – а вот количество таких цыплят было велико!
И вообще не понять, как такая малюсенькая страна была способна обеспечивать чуть ли не весь Союз яблоками, консервами зелёного горошка и т.п. Где они вообще могли выращивать его в таком количестве?
Единственный возможный ответ - тут настолько была развитая агрономическая наука, что всё выращивалось самым оптимальным образом! Да, я ведь тоже увлекалась такими темами -  и в популярных книжках по садоводству имела возможность уследить за тем, как предлагалось хозяйничать, учитывая каждый день года.
До сих пор помню, как прочтя метод выращивания очень ранних помидоров, я его тут же и испробовала - в квартирных условиях, конечно, ни места для выращивания рассады, ни поддержания температуры, но тем не менее – семена помидоров сеялись в конце января, когда дни уже чуточку становились длиннее. Потом, в марте - апреле такую рассаду надо было выносить на балкон, чтобы она потихоньку закалялась – на парочку часов в день, если не было слишком холодно! И высаживалась она в конце апреля - начале мая уже с некоторым количеством цветков. Такая рассада не боялась знаменитых майских заморозков, которые, как это ни странно, происходят как в средней полосе России, так и в тёплой солнечной Венгрии.


Рецензии