О Цинизме

                Хорошо, что собака – друг человека, только
                плохо,  если  друг – собака.
                NN
Неблагодарное это дело – писать о циниках, но попробуем. Сдается мне, что цинизм – примета нашего времени. Сегодня под этим термином подразумевают крайнюю степень практицизма. На взгляд многих людей, только лишь заняв крайне циничную позицию, можно выжить, только реальный и достаточно циничный взгляд на нынешнее положение вещей с собственностью, приватизацией, реформами способствует переоценке собственных возможностей и поискам места в новой жизни.
Они и правы и нет. Цинизм – штука заразная.
Журналист Артем Боровик за три дня до гибели в телепередаче "Антропология" сказал, что в России произошла революция цинизма.
Попытаемся разобраться, что же происходит.
"Цинизм - пренебрежение к нормам общественной морали, нравственности, наглость, бесстыдство" /Толковый словарь/.
То есть классическое определение цинизма не тождественно нашим сегодняшним представлениям о циниках, как о прагматиках. По-видимому, спонтанный дрейф в обыденном сознании семантики термина от морально-этического его наполнения к сугубо меркантильному – отражает нагрянувший, наряду с экономическим, кризис духовности нашего общества. 
Из всего многообразия проявлений цинизма можно выделить шесть основных категорий:
1 – Цинизм классический - ортодоксальный цинизм философской школы киников (античная Греция).
2 – "Цинизм силы", характерный для практики господствующих эксплуататорских групп, осуществляющих свою власть и своекорыстные цели откровенно аморальными методами, сопровождаемыми идеологическим и моральным лицемерием эксплуататорского класса (БЭС). Его главный признак – агрессивность.
3 – Псевдоцинизм - цинизм людей, старающихся стать циниками, но не обладающих для этого "необходимыми" качествами: наглостью, бездушием. Сохранивших совесть, достоинство, честь, но безуспешно пытающихся влиться в класс преуспевающих дельцов.
4 – Холодный цинизм. Это немотивированный, абсурдный цинизм.
5 – Глупый цинизм. Это цинизм молодых телеведущих, части журналистов и других людей, старающихся скрыть отсутствие жизненного опыта, непрофессионализм или отсутствие интеллекта.
6 – Веселый цинизм - самый мягкий вариант цинизма, граничащий с иронией. Это сатира, эпатаж, частушки и проч.

1. Цинизм классический

Когда-то давно под лазурным небом у ласкового теплого моря жили веселые беззаботные люди. Отсутствие зимы, обильные урожаи, труд рабов позволяли им отвлечься от насущных проблем и слушать музыку небесных сфер. В их числе был прелюбопытный старикашка. Каждый день слонялся он по улицам Коринфа в поисках наивных обывателей, готовых слушать язвительные насмешки, принимая их за откровения богов, вложенные в уста юродивого. Вволю натешившись, старый киник семенил своими паучьими ножками к большой глиняной амфоре, притулившейся у тихой площади под акведуком. Амфора местами потрескалась от времени и была кое-где сколота, а на ее боку один из почитателей философа начертил белой опокой неприличное слово. Старик его не стирал... Был он лыс, тонкая шея прогибалась вперед под тяжестью большой головы, слегка пружиня в такт шагам. Он старался ее гордо вздернуть, но взгляд все равно получался исподлобья.
Старик, покряхтывая и почесываясь, нырял в свою амфору и там на время затихал, прислушиваясь к журчанию воды в акведуке, которое вкупе с эоловой песней ароматного влажного пассата, трансформировалось в чарующую мелодию. Вскоре в амфоре раздавался мощный храп. Усиленный глиняным резонатором, он накрывал площадь львиным рыком, пугая запоздалых гуляк и воров... В горлышко амфоры подмигивал красным глазом Марс, потом - бесстыдница Венера. Младенец цивилизации спал сном праведника, до рождества Христова оставалось более трехсот лет...
Невероятно, но факт: Диоген, которого, наверное, легко было узнать из описания, главный представитель кинизма, переродившегося со временем в цинизм, не был циником в сегодняшнем понимании. Поэтому, господа циники, вы лишились своего "знамени" и автоматически стали оппортунистами. Может быть, стоит задуматься: не пора ли вернуться к истокам учения? После просмотра трудов Диогена, отзывов о нем, исторических анекдотов, вырисовывается следующее:
1. Диоген был аскетом. Он не имел никакого имущества, презирал удобства. Не имел никаких устремлений к обогащению. Не стремился к власти. Все, чем он обладал в старости, это амфора из-под зерна, в которой жил, как рак-отшельник. Народная молва окрестила эту амфору бочкой.
2. В трудах Диогена мною не обнаружено ни одного циничного высказывания. Наоборот, его тщательность в проработке материала, трепетность в обращении с чужими высказываниями, упорное стремление обозначить автора той или иной мысли, летучей фразы - указывают на щепетильность философа. А ведь многие в античности не стеснялись "заимствовать" друг у друга.
3. Диоген был образован, ироничен (иногда до сарказма), независим, умен.
4. Историки приводят высказывание Александра Македонского, что если бы он имел еще одну жизнь, то хотел бы прожить ее, как Диоген.
На мой взгляд, это высказывание относительно философа символично. Великий полководец, государственный деятель планетарного масштаба, главный носитель агрессивного цинизма в античности завидовал Диогену. Что конкретно его мучило? - Может быть, желание превзойти ортодокса? Или стать подобным ему? - Нет, конечно. Просто его, как любого тирана, завораживала людская склонность к жертвенности. Александр тоже любил постоять на краю этой пропасти самоуничтожения - у черты, которую сам никогда не переступал, ибо настоящие циники, действительно, очень практичные люди.
Весь сыр-бор по поводу цинизма Диогена у потомков, вероятно, возник из-за принципиальных разногласий философов-киников и власть имущих проповедников рабовладельческой морали (истинных циников).
О самом термине: кинизм - производное от греческого слова собака (kynikoi).
Киники считали, что истинную свободу они могут обрести только, отказываясь от благ цивилизации и насмехаясь над усилиями некоторых философов вывести законы морали (этики) путем теоретизирования или ссылаясь на врожденную этику. А может быть они, улавливая скрытую фальшь, в бесконечном  настойчивом схематизировании действительности, не захотели бросаться в интеллектуальный прорыв вслед за Сократом, Аристотелем, Платоном и другими.

Страстен, но бессердечен и театрально-притворен: таковы были греки, таковы были и их философы, в том числе и Платон…
                Фридрих Ницше

Киникам было уютней на плоскости, чем в нарождающемся многомерном мире (вернее в его абстрагированном описании). Отсюда и демонстративная приземленность, и их показной натурализм. Подобное восприятие не сопровождается стереоэффектом, рождающим глубину пространства, поэтому мир похож на экран или рисунок. Именно так видит мир грудной ребенок, собака, камень. И, наверное, поэтому киники любили подчеркивать, что они - собаки.
1. Над Диогеном как-то посмеялись: мол, ты побираешься, а Платон - нет. Диоген ответил, что тот тоже просит милостыню, но без свидетелей.
2. Платон в долгу не остался и назвал Диогена рехнувшимся Сократом.
3. Диоген сказал, что если друзья затевают коварство, то с ними надо поступать так же, как с врагами.
4. Кракет, ученик Диогена, сказал, что философия научила его есть бобы и не знать никаких хлопот.
5.  – Какое вино самое лучшее? – спросили Диогена.
   – Чужое, – не задумываясь, ответил философ.
6. Диоген на многолюдной площади просил милостыню у 
статуи. На вопрос, зачем он это делает? – Ответил, что приучает себя к отказам.
7. Как-то Диоген пытался публично произнести речь, но его никто не слушал. Тогда он зачирикал и сбежалась толпа зевак. Диоген заметил, что глупее людей он еще не встречал)).
8. От Диогена сбежало единственное имущество - его раб, но большой оригинал-хозяин не предпринял поисков, а позлорадствовал: пусть теперь этот болван попробует обойтись без него.
9. Учитель Диогена Антисфен сказал, что в дорогу с собой нужно брать то, что не потеряешь даже при кораблекрушении.
10. Диоген бродил по улицам города с фонарем. На вопрос, зачем ему фонарь? - Ответил, что ищет человека.
11. Киников недруги называли собаками. Но они не обижались, а наоборот - гордились этим званием и, при случае, козыряли.
Вы помните свое раннее детство? Какие мечты посещали вас часто? – Ни спрятаться ли в малюсеньком домике? И чтоб туда приносили поесть, и никто не трогал... Тоска по детскому месту, утраченному после рождения. Не его ли и нашел наш Диоген на старости лет в своей амфоре-бочке? Если подходить с позиций психоанализа к натуралистическим выходкам философа, можно сказать, что он застрял в развитии на уровне подростка.
Сегодняшние циники никак не напоминают подростков. И их недетский натурализм так и прет на нас с экранов телевизоров с прокладками, памперсами, "Калигулой". Один только следственный эксперимент по сличению орудия "преступления" президента США и его макета, выполненного по описанию Моники Левински, затмевает по цинизму все известное до сего времени...
Некий народный целитель не устает писать и публиковать свои перлы по уринотерапии. И многие чудаки, хлобыстнув с утра стопку этого "волшебного напитка", попахивая фекалиями, идут на работу общаться с сотрудницами.
Да, мы не ханжи. Но почему тогда Диоген циник? - Это же смешно. Классический архаичный цинизм умер. Аминь...

2. Цинизм силы

Цинизм силы, довольно-таки полно охарактеризован в "Большой советской энциклопедии". Правда, приведенное выше высказывание из БЭС излишне идеологизированное. "Откровенно аморальными методами" господствующие группы не действовали и не действуют, поскольку условия номенклатурной приватизации, позволяли им добиться всего законно. Условия игры так же требовали считаться с избирателями и действовать грациозней дореволюционных держиморд.

Цинизму силы присущи социальные эффекты, которые условно можно разделить на десять групп:
-конфликты внутри групп, носителей цинизма;
-жажда власти,
-воспитание вины;
-саморазрушение "виноватых";
-веревки благодарности;
-непомерная цена за контакты с агрессивными циниками;
-циничные манипуляции с правдой;
-козлодрание;
-практика "отработанного материала";
-неухоженные томагочи.

Конфликты внутри

В конфликтах внутри группы носителей цинизма отдельные группировки не могут нанести друг другу ощутимого урона, поскольку распухшие чемоданы компромата сдерживают конфликтующие стороны (господа, привычно возвышаясь над толпой, опрометчиво не утруждали себя соблюдением всех табу). Но непримиримые, время от времени, привлекают на помощь третью силу - массы, разрушительная энергия которых разжигается циничной демагогией.
В выигрыше всегда оказываются манипуляторы. А оравшие и бесновавшиеся –долго зализывают раны, а затем перепоручают своим детям и внукам строить "светлое будущее", поскольку то, что создавали сами - разрушили в одночасье.

Жажда власти

О! Вы не знаете этой ненасытной, неутолимой жажды и, слава Богу. Яростное стремление, пожирающее все остальные чувства, уничтожающее родных, взрывающее препятствия на пути. С трудом интерпретируемая, неодолимая тяга. Вероятно, невозможно лишь слегка хотеть власти: ее вожделеют и алчут. Взгляните на чиновников, некогда имевших возможность проявить себя, но не удержавшихся на Олимпе. Какую бешеную активность они развивают, чтоб вернуться.
Власть им нужна, чтобы властвовать, все остальное - на заднем плане: семья, заработки, интересы. Таких людей можно было бы пожалеть, но и у них есть свои маленькие радости: когда лакеи и топтуны заглядывают в глаза и обхохатываются даже неудачным шуткам.
В жизни все карабкаются вверх по служебной лестнице. Кто из инженеров - в главные инженеры, кто из рабочих - в мастера и т.д. Это естественно, т.к. является способом самоактуализации. Но, карабкаясь наверх, далеко не все могут объективно оценить свои возможности, поэтому, рано или поздно, занимают такую высокую должность, где им не хватает квалификации. Этот парадокс зафиксировал Питер Лоуренс в полушутливом законе: "Каждый стремится достичь своего уровня некомпетентности".
Чего Питер Лоуренс не знал, так это того, что агрессивный цинизм позволяет свободно удерживаться на уровне некомпетентности и даже забраться выше.
Цинизм такого качества внешне очень напоминает психическое расстройство, но, разумеется, только внешне. - Толстокожесть и агрессивность, например, приобретенные в схватках за власть, напоминают симптом из анамнеза больного с запущенной шизофренией - бездушие. А в противовес замечаниям скептиков, что в данном случае отсутствует главный признак запущенной болезни - утрата интеллекта, можно было бы привести работу знаменитого итальянского судебного психиатра и криминалиста Чезаре Ломброзо, в которой доказывается возможность сочетания гениальности и помешательства в одном человеке. Но он единственный, кто так считал, и психиатрия со времен Ломброзо ушла далеко вперед.
Важно другое: при утрате обществом морально-нравственных ориентиров, любого его члена можно отождествлять и с идиотом, и с гением, поскольку четкие критерии в таких условиях отсутствуют. Агрессивные циники, например, в ответ на обвинения в бездушии, могут объявить своих жертв малодушными и будут недалеки от истины.
Да и кто (отвлечемся от агрессивных циников) психически стопроцентно здоров в наше сумасшедшее время?
В США, где психологический климат гораздо мягче, поскольку там не было такого количества социальных катастроф, практически, каждый имеет своего психоаналитика.
Кто помогал снять стресс нашим людям?
- Стакан водки и на танки с гранатой. Водочка и психотерапевт, и психоаналитик, и врач невропатолог. На том и стоим...
Может быть, агрессивные циники больны меньше, чем окружающие и поэтому всегда одерживают верх?
Скорее всего, дело с ними обстоит следующим образом:
1. Агрессивный цинизм - это болезненный симптом, который может быть вызван какой-то генетической аномалией или приобретен, при соответствующем воспитании (вспомним, как портят характер бойцовским собакам).
2. Носители агрессивного цинизма достигают вершин власти, потому, что обладают для этого необходимыми качествами: напористостью, интеллектом, незакомплексованностью.
3. Но все же одно качество, очень похожее на комплекс, у них имеется - жажда власти. Можно предположить, что эта жажда - есть компенсационный механизм, сглаживающий страдания у обладателей комплекса неполноценности, проявляющийся в неодолимом стремлении возвыситься в глазах окружающих.
Однако, эта версия может быть и неверной по причине отсутствия в психике агрессивных циников главного признака комплекса неполноценности - обостренного чувства вины.
 
Воспитание вины

Чувство вины - врожденное качество. По З.Фрейду, существуют два главных источника вины: страх перед авторитетом (родителями, Богом, обществом) и страх перед супер-эго (читай - совестью), понуждающих отказываться от животных позывов и запретных желаний. Очевидно, агрессивные циники или от рождения не испытывают этого страха, что и является аномалией, или научились его эффективно нейтрализовать.
Именно наличие комплекса вины у простых смертных позволяет легко ими манипулировать, всячески развивая и взращивая это чувство. Конечно, не будь его, - мы бы превратились в стадо диких животных. Но и насильно имплантированная в подсознание, навязанная извне гипертрофированная вина - тоже людей не красит, ибо виноватые без вины напоминают отару ягнят, сгрудившихся возле живодерни. Вспомним проникновенный баритон на радио изо дня в день:

И где бы я ни был, и чтоб я ни делал, -
Пред Родиной в вечном долгу...

Интеллигент приехал на курорт. Вышел ранним утром на веранду, взглянул на теплое море и мечтательно произнес:
- Сегодня будет прекрасная погода.      
- Смотри, мужик! Тебя за язык никто не тянул,- раздалось из-за тонкой перегородки...

Умение постоянно и эффективно поддерживать тонус виноватости у окружающих очевидно и позволяет циникам намертво удерживать власть, даже будучи абсолютно некомпетентными.
 
Саморазрушение "виноватых"

На субъекта, не обладающего достаточной твердостью характера, прессинг навязанной вины действует губительно: постоянная тревога, самоистязания по поводу нарушений, зачастую мнимых, находят выход в самонаказании, тяжесть которого значительно превышает внушенную вину.
То есть постоянное давление на психику приводит к срабатыванию некоего во многом загадочного механизма самоуничтожения - ритуала принесения жертвы, где жертвой является сам индивид (не путать с самопожертвованием!) или его близкие. Очевидно, постоянно возрастающая тревога прорывает подобным способом плотину здравого смысла и резонов самосохранения. Саморазрушение и самоуничтожение... Алкоголизм, наркомания, немотивированный уход из семьи, вспышки агрессии, самоубийства. Жена убивает кормильца, а потом предъявляет единственное "алиби": мне же не на что будет жить, в случае его смерти.
Наверное, человечество потому так возлюбило Христа, что он своей жертвой снял часть этой непосильной ноши. Не было первородного греха, были агрессивные циники, его придумавшие…
Но в лечении, как ни странно, нуждаются не жертвы агрессивного цинизма, а его носители. То есть, лечить надо корень болезни. И традиционные средства не помогут: слишком болезнь запущена за тысячи лет. Лечение неординарное. Рано или поздно каждый циник упирается в страдание, по какой бы дороге он ни шел (власть, деньги, слава) и только путь духовного совершенства простирается в бесконечность. Он пойдет по нему ... или умрет. Но, пока общество будет не социумом, не союзом личностей, а стадом баранов, - направить циников по этой дороге некому. И печальна их участь.

Веревки благодарности

Привычка быть жертвой приводит еще к одному парадоксу, который нельзя не отметить: непомерная цена за малые удачи и давящая благодарность за малые услуги.
Давайте задумаемся, сколько человек должен убить Данила (Бодров) в фильме "Брат" (обе серии), чтобы познакомиться с рок-звездой или сварить ведро раков близ Чикаго и умиротворенно отрешиться от действительности, глядя в костер напару с непутевым лысым братом киллером?
Да, в обычной жизни не так. Но постоянные унижения перед беспредельщиком частником работодателем, чтобы сварить даже не раков, как Данила, а дрянную накрахмаленную сосиску в своей убогой кухоньке, - убивает не меньше.
Когда же господин, некогда потеснивший вас из-под ласкового солнышка, окажет услугу (промокашку подарит или разрешит "без-воз-мезд-но" подышать в его офисе), то вашу благодарность, не знающую границ, невозможно будет удержать... Наденьте смокинг, галстук-бабочку, манишку и выйдите побираться, представляясь разорившимся банкиром. - Не подадут? - Ошибаетесь. Один чудак из телепрограммы "Человек и закон" пригоршню мелочи за час выклянчил. Ни у кого из профессиональных нищих таких сборов и в помине нет.
Тонкий знаток нравов французского двора философ, мыслитель-моралист Франсуа де Ларошфуко (1613-1618 гг.) давно подметил несоответствие того, что циник демонстрирует, и - его истинных намерений. Вот несколько изящных умозаключений писателя:
1. Своекорыстие говорит на всех языках и разыгрывает любые роли - даже роль бескорыстия.
2. Искренность - это чистосердечие. Мало кто обладает этим качеством, а то, что мы принимаем за него, чаще всего просто тонкое притворство, цель которого - добиться откровенности окружающих.
3. Люди делают добро часто лишь для того, чтобы обрести возможность безнаказанно творить зло.
4. Истинно ловкие люди всю жизнь делают вид, что гнушаются хитростью, а на самом деле они просто приберегают ее для исключительных случаев, обещающих исключительную выгоду.
5. То, что мы принимаем за благородство, нередко оказывается переряженным честолюбием, которое, презирая мелкие выгоды, прямо идет к крупным.
6. Великодушие всем пренебрегает, чтобы всем завладеть.
7. Как бы ни был проницателен человек, ему не постичь всего зла, которое он творит.
8. Умеренность - это душевная бездеятельность и леность, тогда как честолюбие - это живость и горячность, а они никогда не живут вместе.
9. Невелика беда - услужить неблагодарному, но большое несчастье - принять услугу подлеца.
Постигая подобные премудрости, можно вывести еще одну: не понимать все буквально. Философы любят поиграть со здравым смыслом. Примерить его и так и сяк. Прекрасно зная, что никто не обладает абсолютной истиной, умный человек любит поиронизировать в указанных обстоятельствах, мастеря куклу, якобы, ваших суждений и убеждений. А то, в чем вы убеждены, и является истиной в координатах вашего мироощущения. По крайней мере, до тех пор, пока ни появится другая…
Известный психотерапевт Альберт Эллис пишет, что тирания долга (читай, вины) рождает иррациональный способ мышления и соответствующее ему иррациональное поведение. Не сумев распознать и отринуть их сразу, человек получает множество эмоциональных проблем. Вот три главных заповеди, постоянно ранящих психику, по его мнению:
1. Я должен делать это хорошо и / или получить одобрение важных для меня людей, а иначе я - ни на что негодный человек.
2. Вы должны относиться ко мне внимательно и справедливо, вы не имеете прав разочаровывать или огорчать меня, а иначе вы - плохой человек.
3. Мне должны  быть предоставлены те вещи и те жизненные условия, которые я хочу иметь, я должен быть предохранен от всех неприятностей, а иначе жизнь становится невыносимой и я никогда не смогу стать счастливым.
А.Эллис приводит много способов ухода от иррациональных программ, но у нас есть свой довольно простой путь - иррациональное восприятие перечисленных проблем (клин - клином). И непременно уберите и спрячьте иконку из красного угла с собственным ликом, которому вы так привыкли поклоняться, принося в жертву родных.
Казалось, классики все вымерли. Ту чернуху, которую смело повытащили из столов во время перестройки бывшие певцы соцреализма, классикой назвать трудно. Тем более, экранную конъюнктурщину. Я смеялся до коликов, когда один из них отрастил бородищу, влез на лошадь и стал вещать трюизмами: "Мужество - это терпение". Смело ждать и храбро отступать... Чем занимались до 17-го, товарищ? Уж, ни царем ли работали?
Но вернемся к теме.
У Вас усталый вид на обложке Вашей замечательной книги, Виктор Пелевин. Две особи куриного рода Затворник и Шестипалый поразили меня несказанно.
Шестипалый познакомился с Затворником на птицефабрике. Затворник путем долгих и упорных размышлений, что в общем-то не очень свойственно для куриных мозгов (случай исключительный), и обладая к тому же чудовищной интуицией, пришел к парадоксальному, но удивительно изящному выводу: чтобы не превратиться в паштет, надо не жрать все подряд, а наращивать мускулы. Отвинтив тяжелые гайки от конвейера, неумолимо катящего всю пернатую братию в небытие, друзья тренировались, ограничив свой рацион и проводя время в умных беседах. - Какое странное ощущение, - через несколько недель, заявил своему напарнику Затворник, - когда машешь руками, что-то отрывает тебя от пола. Я точно не знаю зачем, но необходимо продолжать... Когда боги, создавшие их тесный мирок (конвейер, клетки, кормушки с комбикормом), решили, что настало время и этих двух сорванцов превратиться в биомассу, те расправили окрепшие крылья и улетели. Думаю, что в Лапландию вслед за Нильсом и его домашним гусем непоседой. Виделись ли они по дороге с лягушкой путешественницей - не знаю.
Вырваться за обыденные рамки, взглянуть на действительность в ином ракурсе, напрячь свой гигантский не куриный мозг, не заглатывать повседневную туфту - "куклу" смысла. Иначе - высосут глаза, обглодают легкие тонкие кости, рвущиеся в небо, набьют нежным пером подушки и будут спать на них сладко.
Тешит, тешит меня мысль, что у кого-то абсурдная реальность, вопреки законам хаоса, покорно сворачивается серебристой змейкой на винчестере компьютера в модель Метагалактики. Не грустите, уважаемый, миром все-таки правят не деньги, а справедливость. А тех, кто в этом сомневается, брат Данила переубедит, потому как волшебное слово знает.

Непомерная плата за общение с агрессивными циниками на равных

И еще из Пелевина в отношении непомерной цены.
"Совок", измотанный перестроечными беспределом, пошел наниматься по объявлению в японскую фирму… За невзрачным фасадом цементной куба, выкристаллизовавшегося из темноты где-то на окраине, скрывалась вкрадчиво приветливая японская деловитость.
В течение продолжительной и довольно странной беседы на отвлеченные темы с раскосым очень респектабельным представителем фирмы, N исподволь тестировали на образное мышление, поскольку мы с японцами по этому критерию сильно различаемся. В итоге был вынесен вердикт о профпригодности.
Будущие коллеги отметили знаменательное событие изрядным количеством сакэ из деревянных квадратных коробочек, потом еще и еще. А когда теплый напиток закончился – сбегали в ларек и по дороге добавили, философствуя о поэзии и ритуальных тонкостях пития на природе. Японец сказал, что прямо у ларька лакать сакэ у японцев не принято, но в угоду своему новому любимому другу, сам же и отыскал лазейку в традициях своей родины,  в обход запрета: оказывается известный японский поэт, выполняя какую-то важную дипломатическую миссию лет триста тому назад, пропустил-таки чашечку-другую огненной воды не у семейного очага в своей сакле, как предписывается этикетом, а на привале по пути к императору. Сей незаурядный и, может быть, единственный за многовековую историю страны восходящего солнца случай и послужил собутыльникам отправной точкой. Они шарахались по ночным улицам под леденящим дождем, затем переправились через воображаемый ручей, привязали, наконец, своих усталых воображаемых коней к дереву, продолжая бесконечный разговор. Бесхитростные ответы N на каверзные вопросы умиляли японца своим изяществом и он не прятал  восхищения.
В офисе контракт был подписан. Но чернила еще не высохли, как откуда-то из-под Фудзиямы пришел факс: компания обанкротилась.
N было предложено помочь другу совершить самурайский ритуал сипоку (харакири): тот должен вспороть себе живот, а N - рубануть сзади мечом по шее, чтобы облегчить смерть. Но затем "щепетильного" японца осенила неприятная догадка: эгоистично заботясь о себе, он совсем упустил из виду, что его новому другу, оставшемуся в одиночестве, помочь-то будет некому! Благородный (лукавый?), соучастник (провокатор?) абсурдного действа, сетуя на свою толстокожесть, протянул ритуальный меч N, чтобы тот первый смог так достойно убежать от позора банкротства. Такой нелепый и леденящий поворот событий ни на йоту не вписывался в ожидания нью - "самурая". Слишком велика была цена за несколько мимолетных часов пребывания в такой подозрительно чахлой фирме. Однако навалившиеся апатия и безысходность не дали выпрыгнуть из ситуации. Мозг фиксировал явный перебор и натяжки в режиссуре затянувшегося эпизода (кто режиссер?), но руки уже согнулись в локтях, направляя обоюдоострый короткий меч в солнечное сплетение. К тому же N вспомнил, как они славно с этим раскосым чертом обжились в виртуальном пространстве - в логосе - кони щипали травку, сакэ была превосходной, сказанное - весомым и ему не захотелось разрушать то мимолетное ощущение чего-то значимого, возникшее между ним и новым знакомцем.
N вспарывал себе живот, но японец не спешил с ударом милосердия – ругался по телефону с покупателем его подержанной "тойоты":
-Небитая.
-Битая.
-Пошел в ж...!
-Сам пошел!!!
…Думаю, что вы тоже каждый день вспарываете себе живот в угоду цинично-безжалостным манипуляторам. Поманившим, посулившим, пообещавшим. Раб ожидания награды? Служитель при невыполненном обещании? Слуга чужих посул?
Что делать, когда ждать больше нечего? Хвататься за ритуальный меч? Обещания для того и даются, чтоб вы замерли в бездействии и не мешали человеку устраивать собственное благополучие. Чем больше мумифицированных, тем меньше остреньких локотков впивается в бока.
Меч возьмите, но разрежьте только лишь свои путы-бинты, веревки благодарности.

И еще о непомерной цене

Профессор Плейшнер чудом вырвался из фашистского рейха. Маленькая альпийская страна, маленький уютный город в приветливых морщинках узких мощеных улочек. Воздух свободы без единой пылинки был подобен тщательно протертым цейсовским линзам профессорских очков и, казалось, имей он дужки, – неизвестно, что вперед нацепил бы на нос старый чудак, поднявшись утром. Спускаясь под горку, в конце Цветочной улицы в открывшемся проеме между белокаменными домишками, одетыми в яркие кирпично-красные чешуйчатые шляпки, наверняка, можно было поймать краем глаза жемчужные блики сказочной Огурцовой реки. А средь облаков над городом нависали не Альпы, а мраморный бок гигантского арбуза...
Агент по кличке Юстас, надорвавшись от манипуляций с тяжеленными черными шахматными фигурами, не смог (упустил? не захотел себя утруждать?) на нужное время завладеть вниманием рассеянного ученого  старика и внушить ему, что цветок в окне – сигнал о провале явки – имеет первостепенное значение. Он и только он, возникни такие обстоятельства, будет предопределять всю дальнейшую жизнь и благополучие профессора. Но, наверное, выполняя столь ответственные операции без серьезной подготовки, с кондачка, всегда рискуешь что-то упустить. И злополучный цветок – это "фиговый листок", который лишь слегка прикрывает осрамившегося поручителя, давая возможность оправдываться словами "ведь я предупреждал". В сущности, провалившийся содержатель явочной квартиры мог и не успеть выставить на окне этот тревожный сигнал.
Плейшнер цветка, разумеется, не приметил, а далее события  стремительно развивались помимо его воли и желаний. Деликатный фашист забрал у него письмо. Потом профессору стали "пудрить мозги" разговорами о преимуществах запивания черного кофе холодной водой. Профессор мог прочесть десятки книг по этому вопросу, сделать свои выводы и сам учить кого угодно. Но информация, достающаяся без усилий, ученых почему-то завораживает. И когда он понял, что "попал", – транс и вялость в членах не дали овладеть ситуацией, что-нибудь соврать, получить отсрочку. А дальше - знаменитый полет над Цветочной улицей...

Циничные манипуляции с правдой

Мы очень много прочли за время учебы и на досуге. Сегодня с сожалением могу констатировать, что не каждый "источник знаний" является безобидным. Талантливые произведения, исподволь, извилистыми художественными путями, на удивление мощно, способны воздействовать на психику и формировать в подсознании устойчивые комплексы связей (паттерны), регулирующие поведение человека в той или иной ситуации. И они потом, являясь устоявшимися чертами характера, формируют в нас как бы независимые сущности, реагирующие на жизненные ситуации, согласно внедренным сценариям.  По большому счету, таких  сценариев два: жизнеутверждающий и пораженческий.
И трудно даже представить насколько мощный резонанс там, в глубине подсознания, находят навязанные извне разрушительные установки и как ловко эти установки умеют рядиться под сермяжную правду. Демонстрация по телевиденью инцеста, например, тут же поднимает волну самоубийств среди  зрителей  с неустойчивой психикой.
Нелогичная легкость, с которой расстаются с жизнью или здо¬ровьем герои классической литературы, поражает: Рахметов, Овод, Корчагин, Павлик Морозов, Базаров, юный Вертер... Я бы назвал подобные произведения черной магией, ни будь их авторы общепризнанными литературными авторитетами. Не находя в повседневной жизни ситуаций, где программа саморазрушения может реализоваться, читатели – обожатели сотворенных кумиров – начинают инстинктивно такие ситуации искать. Искать, хотя сами авторы произведений редко соответствовали своим литературным декларациям. Можно только удивляться, как часто проповедники стойкости, умеренности и аскетизма на поверку оказываются мотами и обжорами, а их проповеди – не более чем фарисейство. Я не знаю, насколько искренен был Конфуций – главный сторонник умеренности в Китае три тысячелетия тому назад – и насколько верен его портрет, но телосложением он совсем не напоминает аскета. Не хочу никого обидеть, но Будда – тоже...

Козлодрание

Сначала люди, желая избавиться от негативных установок, приносили жертвы богам. Но это давало временное облегчение. Тогда придумали сваливать все грехи на одно несчастное животное - козла отпущения - и результат превзошел все ожидания. Эффект замещения и переноса несчастными зомби иррациональной навязанной извне программы виноватости на презренное бородатое дурно пахнущее парнокопытное почти напрочь освобождал от, подобного наркотику, гипнотически расслабляющего и отупляющего воздействия власть предержащих агрессивных циников. Почему именно козел так удачно выполнял эти функции - пока не скажу.
 
Практика "отработанного материала"

В молодом капиталистическом государстве, общество не может принять в свои материнские объятия, нуждающихся по каким-либо причинам: нет ни средств, ни законов о социальной защите. Поэтому капиталист не может простецки без эксцессов передать с рук на руки государству работников, к которым он утратил интерес вследствие изменения их статуса. Заболевшим, постаревшим, гордецам или ставшим ненужными в результате перепрофилирования производства. Некогда, новые правители с обидной легкостью сбыли нас этим дельцам вместе со средствами производства, освободившись для обустройства своего, параллельного нашему, мира. Когда же удачливые приватизаторы отрыгнули часть "вечно должных" и виноватых за ненадобностью (оставив себе средства производства), то те, кто в государственной иерархии по статусу призван о них позаботиться, - близоруко щурятся, присматриваются, но никак не узнают своих пасынков:
    -Вася, ты зачем усы сбрил, паразит?!
    -Да, не Вася я и усов не носил вовсе.
В общем "приезжайте к нам на Колыму"...

В создавшейся ситуации многие капиталисты, чтобы избавиться от "балласта" и гнать чистоган, вынуждены прибегать к самым подлым и циничным действиям: от манипуляций с зарплатой и контрактами о найме, до прямого "выживания", запугивания и провокаций. Где профсоюзы, где закон на страже "маленького человека", где социальные программы с настоящей, а не бумажной помощью вечно виноватым, потерявшимся, беззащитным, беспомощным - никто не знает. Можно только с ужасом констатировать, как с годами наливается силой, вскормленное мясом пассивных наблюдателей, безжалостное чудовище.

Неухоженные томагочи

Вы заблуждаетесь, надеясь что живете собственным трудом. - Новые хозяева жизни цинично считают иначе. Это они денно и нощно пекутся о нашем благе, заботясь, правда, исключительно о собственной прибыли. И необходимость выплачивать зарплату - конечно же досадное недоразумение. Беда только в том, что выращенные за 70 лет томагочи не умеют добывать пищу сами. Они весело бегают по лужайке, когда "папа" нажимает соответствующую кнопочку или "выдают" кучу высотой в свой рост. И питаются они исключительно объедками с барского стола.
Печально, но игрушка попала в руки к плохим дядям, которые не желают честно выполнять все правила, вовремя нажимать кнопочки и все норовят заставить томагочу самому искать себе корм, будучи на коротком поводке. То есть стать бродячей собакой, в скитаниях добывать себе косточки, но оставаться при хозяине и скрашивать его трудную, полную стрессов жизнь. Как разрешить данный парадокс томагоча не знает, и множатся холмики с крестиками.
А начиналось все так хорошо: дяди сказали, что в своей нелегкой жизни мечтают лишь об одном - играть с томагочами, только к кнопочкам скорей подпустите. Но когда они глупенькие  поверили и приветливо махнули хвостиками - все изменилось. Да и не могло быть иначе. Ведь дяденек всегда интересовали только конкретные вопросы, поскольку сами они - люди очень конкретные: сколько шкур можно содрать, какие накладные расходы на выделку.
И этих конкретных и крутых мужиков не мучит совесть, когда томагоча после нескольких ненажатий кнопочек навсегда затихает вдруг - игра есть игра. Им невдомек, что для томагочей за прозрачным стеклышком мир также реален...
Только один маленький мальчик не пережил смерти своего томагочи. Я не знаю его имени, но уверен, что, выросши, он бы не стал моральным уродом.
На этом мы заканчиваем  рассмотрение агрессивного цинизма и переходим к другой разновидности.

3. Псевдоцинизм

Вы думаете, что все поголовно обидится, если их ненароком обзовут циниками?
- Напротив, многие станут гордиться. "Крутость", например, стала эталоном преуспевания, примером для подражания и прочно вошла в обиход. А, что крутые циничны - ребенку ясно. Не особо удивляешься, когда им подражают юнцы, не обременявшие себя упорной учебой. Но смешно и в то же время жутко читать наставления психологов с регалиями, дающих "научно обоснованные" инструкции "крутого" поведения. Так и хочется сказать: господа ученые, преподавать цинизм нормальным людям нет никакой необходимости, они все равно никогда истинными циниками не станут, а к ненормальным - эта дрянь сама прилипает. Но обратимся к первоисточникам.
"Игорь Добротворский - психолог и врач, специалист по социально-психологическим проблемам человеческой коммуника-ции, автор свыше 50 статей по психологии, обучению, социологии. В 80-х годах И.Добротворский прошел обучение у ученика основоположника гуманистической психологии К.Роджерса (США), авторитетного эксперта А.Хараша. После этого обучался психотехнологиям личностного и профессионального развития у Двида Ниннона (США), современным методам коммуникации и менеджмента - у ученика основателя уникального метода психотренинга Вернера Эрхарда видного специалиста Дэнниса Пэрси (Канада), прикладным методикам - у крупного эксперта Хелен Колье (США), ученицы психолога, миллиардера Наполеона Хилла и др." (конец цитаты).
Написал он, безусловно, замечательную книгу "Как найти себя и начать жить", 1994 г., из которой можно почерпнуть много полезного и трогательного. Например:
"Представьте себя маленьким ребенком 5-6 лет. Загляните глубоко в глаза этому ребенку...протяните руки и обнимите этого маленького ребенка, прижмите его к своей груди... Теперь представьте Вашу маму, когда она была в возрасте 4-5 лет, испуганную и жаждущую любви. Протяните ей свои руки и скажите, как Вы ее любите. Скажите ей, что она может на Вас рассчитывать, несмотря ни на что. Когда она успокоится и почувствует себя в безопасности, положите ее к себе в сердце..."
– Когда, после долгой разлуки, с моим отцом и дочкой наша маленькая семья вновь, наконец, воссоединилась и мы  сели за праздничный стол, моя жена зачитала это место из книги, как молитву...
Но вот, что попадается на других страницах:
"Если Вы покорны и смиренны:
1. Ходите по серединам коридоров. Старайтесь ощущать чувство уверенности в себе, даже если Вы не чувствуете пока его. Никогда не здоровайтесь первым!!! (восклицательные знаки расставлял сам Добротворский - прим. мое). Никогда не уступайте первым дорогу человеку, встретившемуся у Вас на пути! Пусть Вам уступит другой! Поверьте, Вы заслужили это.
2. Старайтесь специально толкать людей в толпе и не извиниться, при этом...".
В общем, если вы не были циником, нахалом и грубой скотиной, то станьте - "Вы заслужили это". Такое впечатление, что И.Добротворский в Америке стажировался не у всевозможных "учеников", а толкался в ковбойском салуне. Я тоже противник покорности и смирения. Но глубоко убежден, что чувство достоинства взращивается не на хамстве. Уверен, что господин И.Добротворский здесь добросовестно заблуждался. И отношу эту ошибку к псевдоциничным.
Это не единственный случай, когда люди из одной категории пытаются перепрыгнуть в другую. Но это сделать очень трудно, почти невозможно. Боксер в весе пера, например, никогда не попадет в тяжеловесы. Поэтому множатся и плодятся последнее время псевдоциники - "красные шапочки", пытающиеся скушать собственную бабушку.
Вообще морально-этические категории настолько специфичны, что перенос некоторых понятий из одной сферы деятельности в другую - тоже выглядит цинично.
- Когда я принес песню "Оренбургский пуховый платок" на суд директора Оренбургской филармонии, - вспоминает ее автор поэт Боков, - то этот чиновник, "брошенный на культуру" из народного хозяйства, сказал, что стихи плохие, поскольку в них не отражено, как продуктивно покрывают местных коз, купленные за валюту, английские козлы.
В глазах лирика этот чрезмерно практичный хозяйственник выглядит циничным, хотя тот и имел благие намерения. Дрейф смысла из одной системы мироощущения - в другую, создает этические парадоксы. А к козлам мы еще вернемся.

4. Холодный цинизм

Ненавижу пустое морализование, но и холодной отстраненности, стремящихся быть над схваткой, - тоже не приемлю.
Холодный расчет без оглядки на мнение окружающих циничен не меньше. Во многовековой общинный уклад русской жизни он не вписывается. Поэтому мы и отличаемся так сильно от американцев и европейцев...
 
Как мы читали Булгакова! В списках, в каких-то немыслимых копиях. Читали, не листая, неуловимым боковым зрением, третьим глазом:
"...После некоторого молчания Воланд обратился а мастеру:
Так, стало быть, в арбатский подвал? А кто же будет писать? А мечтания, вдохновение?
- У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет, - ответил мастер, - ничто меня вокруг не интересует, кроме нее, - он опять положил руку на голову Маргариты,- меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал.
 -  А ваш роман? Пилат?
 - Он ненавистен мне этот роман, - ответил мастер, я слишком много испытал из-за него.
- Я умоляю тебя, - жалобно попросила Маргарита, - не говори так. За что же ты меня терзаешь? Ведь ты знаешь, что я всю жизнь вложила в эту твою работу. - Маргарита добавила еще, обратившись к Воланду:
 -  Не слушайте его, мессир, он слишком замучен.
 - Но ведь надо же что-нибудь описывать? - говорил Воланд. - Если вы исчерпали этого прокуратора, ну, начните изображать хотя бы этого Алоизия.
 Мастер улыбнулся.
- Этого Лапшенникова не напечатает, да кроме того, это и неинтересно.
 - А чем же вы будете жить? Ведь придется нищенствовать.
 - Охотно, охотно, ответил мастер, притянул к себе Маргариту, обнял ее за плечи и прибавил:
- Она образумится, уйдет от меня...
- Не думаю, - сквозь зубы сказал Воланд и продолжал:
- Итак, человек, сочинивший историю Понтия Пилата, уходит в подвал, в намерении расположиться там у лампы и нищенствовать? "

Но что же кинулись ставить режиссеры театров, а мы - смотреть, с первых лет перестройки? Нет, не "Мастера..." - "Собачье сердце". А потом - замечательный фильм, с одноименным названием. Евгений Евстигнеев - гигант булгаковского уровня. Он стал реальным, профессор Преображенский. Таким же реальным как профессор Плейшнер. Это колдовство. Только посвященные могли уловить иногда, бриллиантом сверкнувший, лукавый взгляд лицедея.
Профессор талантлив. Задолго до реальных трансплантаций, он решил эту задачу и умело пользуется своим достижением. Его не могут обидеть всякие там домкомы швондеры. – Некогда вылеченный и теперь зависимый могучий сановник сверху прикроет.
– Если хотите иметь нормальное пищеварение, то не разговаривайте перед обедом о большевизме и медицине и не читайте "Правду", – наставляет он своего помощника доктора Борменталя.
      Профессор смело гонит в шею всякие пролетарские делегации и может заявить суровой комиссарше в кожанке, что не хочет подавать в пользу голодающих немецких детей. Он независим, прилично зарабатывает, держит прислугу. В общем, эта фигура - реализация потаенной мечты русской интеллигенции стать независимой. Аллегорическое изображение ее тоски по возможностям, утраченным с падением царизма: вот, если бы, то тогда...
Но есть еще и глубинный подсознательный пласт, эйдос (идея, сущность) произведения, попавшие в резонанс с нашей эпохой:
Профессор Преображенский, оттачивая свое мастерство трансплантации, поймал бездомного пса Шарика и пересадил ему гипофиз, взятый у погибшего Клима Чугункина (профессия - игра на балалайке по трактирам). Всем на удивление, с животного после операции постепенно слезла шерсть, отпал хвост и оно превратилось в плюгавенького человечка. Манерами обладал - не ахти, но и ему нашлось место в новой жизни: поставили отлавливать котов. К тому же пес унаследовал от донора способность виртуозно играть на упомянутом музыкальном инструменте... Не имея законных родителей, жертва удачного эксперимента заявила свои права на часть жилплощади профессора. Но самое отвратительное – начитавшись Энгельса, кляузничала и писала доносы. Профессор, терроризируемый гомункулусом, стал чахнуть.
Первым не выдержал Борменталь. Хулигану дали наркоз и вырезали гипофиз обратно, к чертовой матери. Тут же наметился регресс и Шарик вернулся в прежнее состояние.
Вот фабула произведения. Она довольно занимательна, но  далеко не бесхитростна. Сын профессора духовной академии Михаил Булгаков с отличием закончил медицинский факультет Киевского университета в 1916 году. Революция нарушила все его жизненные планы. Но, как истинно творческий человек, он нашел, в чем реализовать себя, и в другой сфере деятельности - стал писать. И настолько талантливо, что его произведения принимались на ура, пока начальство ни почувствовало всю бессмысленность своего существования рядом с таким колоссом. Травля, начатая в тридцатом, продолжалась до самой смерти писателя в 1940 году.
Мастер иносказания аллегорически обрисовал ситуацию с февральской революцией и октябрьским переворотом 1917 года: интеллигенция своими руками имплантировала революционную идею (гипофиз) в пустую голову пролетариата и сделала все, чтобы он смог осуществить свою диктатуру. Выпустив этого джина из бутылки, интеллигенты сами и поплатились: их обозвали буржуями и стали приучать к труду в специальных лагерях, а то и вовсе уничтожать.
Не имея возможности, открыто предпринять что-либо против творившегося беззакония, Михаил Булгаков, тем не менее, нашел может быть единственно верную – высказаться через метафору: интеллигенция (Преображенский с Борменталем) взбунтовалась и поставила чернь (собаку) на место безжалостным скальпелем.
Мина, заложенная писателем, сработала спустя шестьдесят с лишним лет. Мы, опьяненные перестроечной риторикой, кинулись с Борменталем садистски вырезать гипофиз у тружеников, забыв как-то, что это уже не Шарики, а люди и они привыкли ими быть за семьдесят лет социализма. Что к большевистскому произволу они совсем не причастны. Не они, а ими всегда манипулировали. Они ж безобидные: и Энгельса прочтут, и на балалайке сыграют, лишь бы нам угодить, и лицо у них будет одухотворенным, при этом. А мы по нему - острым ланцетом: на, получай, собака! Забыли, что десятки миллионов шариковых вымесили ногами Днепрогэс, костьми легли на Беломорканале и телами закрывали страну, пока у фашистов снаряды ни кончились.
Действие по возвращению тружеников в прежнее скотское бесправное состояние (символизируемое изыманием гипофиза у Шарикова), уместное, может быть, семьдесят лет тому назад, когда надо было остановить террор и озверение, – механически перенесенное в сегодня, обернулось циничным трагифарсом. Дураков опять оставили в дураках.
Не в М. Булгакове, конечно, дело. Это всего лишь метафора... Но и в нем тоже.
Что? Вы не причастны к вивисекторству?
- А кто тогда, сидя в темном зале, стрелял глазками в соседей, мстительно хихикал и аплодировал паре распоясавшихся компрачикосов?
Есть ли разница между "мыслящий тростником" Блеза Паскаля и "пустым бамбуком"  в нынешнем шлягере и существенна ли она?
"Ослабляя болезнь, вы ослабили больного. Вы не врачи, а шарлатаны".
                Ф.Ницше

…Холодный цинизм, цинизм М.Булгакова, в частности, – это антипод, противоположный полюс агрессивного цинизма. Цинизм человека, напряженной работой мысли сумевшего выявить структуру там, где для других царит абсурд, но бессильного что-либо предпринять. Наверное, это цинизм бессилия.

5. Глупый цинизм

Непонятное часто вызывает враждебность. Например, Н.С. Хрущев, посетив выставку авангардистов, обозвал художников педерастами.
В некоторых случаях цинизм используют для прикрытия некомпетентности не только в чужой, но и в своей профессиональной сфере деятельности:
Молоденькая ведущая участвует в обсуждении с подростками очень щекотливой темы: отпрашиваются ли они у родителей, чтоб уйти на дискотеку. Юная леди отвечает:
- Отпрашиваюсь.
- Ну, это для проформы, - тут же следует беспардонная констатация.
А нельзя предположить, что девушка любит отца и мать и не хочет их огорчать пренебрежением?
Нагловатость, отсутствие такта и малейшего жизненного опыта. Глупо все смотрится вкупе.
Сюда же отнес бы и матершиников.
Классики аналитической психологии относят сквернословие к разновидности словесной агрессии.
О русских нельзя сказать, что они агрессивны, но без мата мысль почему-то никак не облачается в слова. Не вытанцовывается как-то. Пожалуй, это единственный случай, когда плохому танцору не мешает "хозяйство" ниже пояса, а наоборот, - помогает.
Сатирик М.Задорнов рассказывает с эстрады, что своими глазами видел этикетку на рождественском подарке в магазине: "Дед Мороз с шоколадными яйцами". А Евгений Петросян приводит высказывание влюбленного о глазах подруги "у нее глаза голубые, как яйца дрозда". По Фрейду, оговорки раскрывают внутреннюю сущность человека. Если это верно, то там сплошное "кю":
В созвездии Кинзадза на планете Плюк в фильме Георгия Данелия аборигены общались посредством двух слов: "кю" - ругательство и "ку" - все остальные слова. Когда мне попался на глаза словарь ненормативной лексики, я понял, что нам хватило бы одного "кю", поскольку производными от мужского детородного органа (около пятисот), в русском языке обозначаются все мыслимые и немыслимые действия, чувства и состояния.
Тут нечто большее, чем агрессивность,- состояние души, наверное. Как всегда, парадоксальное.
Отлично эту ситуацию пародирует Шура Каретный на студии "Группа товарищей". На протяжении всех его монологов, упорно борются меж собой два противоположных начала: метровская начитанность и - митьковское чисто русское желание выска-заться позабористей. В результате слог - потрясающий:
"БАЛЕТ
Ну, я тебе так скажу, Колян: искусство театра ваще - такое всеобъемлющее искусство, кю. Ты знаешь, кю, как сказал, кю, один драматург? Весь мир, кю, - театр, а люди в нем актеры, кю буду. Поэтому идешь когда в оперу, театр, знай, что увидишь что-то неординарное... Какая-нибудь кю веником махнет и какому-нибудь зрителю в хлебало. Прямо по центру, кю. И такое бывает. Зритель обиделся и ушел. А кто не досмотрел? - Реквизитор какой-нибудь, кю. Потому что театр - творчество коллективное. Что-нибудь не доглядел - кю. А в цирке - ваще смертельный исход. Там сальто-мортале под куполом цирка кто делает на кю? - С похмелки, совершенно пьяный акробат, кю...
В театре оно конечно попроще, кю. Вот балет... красота. Девки все опрятные: носики, пачки... Но сисек, как правило не бывает. Потому, если будет делать какой-нибудь падензян - пол партера снесет на кю. Тем более пируэт..."
Это самая приличная часть монолога. Но, если вы считаете, что никто из наших эстрадных звезд и писателей не пытается переплюнуть Каретного по циничности в этом жанре, то вы ошибаетесь. Но у них это выглядит непрезентабельно. Посему - заканчиваем про цинков глупцов.
 
6. Веселый цинизм

Это циничное путешествие в запретное. Нарушаются моральные табу, не вздымая при этом волну агрессивного отпора. Скоморошья провокация. Цинично голая правда, переодевшись в пестрые одежды шута, вприсядку пляшет на чугунных головах  лицемеров и ханжей.

Хорошо молчать совместно,
Лучше - вместе посмеяться,
Под шатром шелковым неба,
На зеленом мху под буком,
Сладко громко посмеяться,
Зубы белые поскалить.
Помолчим, коль дело ладно,
Если ж худо - посмеемся,
Поведем его все хуже
И опять смеяться будем
И, смеясь сойдем в могилу...
                Ф.Ницше

Но не только. Это единственный способ беззащитному поспорить с неумолимым фатумом и с его проводниками (сильными врагами, непоправимым прошлым, болезнями, нищетой).

 Моя милка заболела
 И с постели не встает.
 Дайте ножик поострее,
 А то шкура пропадет.

Хорошо тому живется,
У кого стеклянный глаз,
Он не колется, не бьется
И сверкает, как алмаз.

У меня ботинки есть,
Берегу их к лету.
Но, по правде говоря,
У меня их нету.

                Частушки с конкурса "Семеновна"

Это единственный вариант цинизма, который можно назвать созидательным. Люди, загнанные в угол, становятся веселыми циниками. - Умные люди. Глупцы - впадают в депрессию.
Народ, который сочиняет и поет эти частушки - не сломлен, хотя есть повод задуматься, отчего он стал циничным. Почтенные матроны в жюри затыкают уши и уходят, а пацаны "куртуазные маньеристы" отплясывают вместе с бабками на подмостках в частушечном конкурсе и я не знаю символичнее действа. Не все потеряно, друзья!

После мучительных раздумий я все-таки пришел к мнению, почему в России произошла эта революция – революция цинизма. Она произошла не случайно. Вспомним США, страну, которая служит эталоном демократии. Недавно там для того, чтобы изобличить своего президента в непристойном, циничном поведении, защитники морали и законности сами должны были прибегнуть к крайне циничным действиям и манипуляциям, включающим изготовление макета "орудия преступления" и его сличение с оригиналом. Данный пример не очень эстетичен, но он крайне выпукло, без затеняющих картину побочных обстоятельств, демонстрирует парадокс, который условно назовем "парадокс надзирателя". Суть его в следующем: надзиратель над циником, чтобы удерживать поднадзорного в рамках должен стать циничней его. Поскольку такие "надзиратели" в демократическом обществе по совместительству задают и правила, по которым это общество живет, то прогрессирование цинизма в нем неизбежно: циничные "надзиратели" воспитывают учеников, цинизм которых адекватен учительскому, а затем, чтоб удерживать свой авторитет – должны подняться на более высокую ступень. И так по спирали.
Этот парадокс справедлив не только для цинизма, но и для всех категорий, сколько-либо связанных с нравственностью. Мы это увидим в дальнейшем, но кое-что по данному вопросу было уже рассмотрено. Например, в эссе о лжи рассказывалось, как джентльмены выявляют шулера за карточным столом: они не по-джентльменски сговариваются меж собой, прибегают к уловкам, в общем-то не свойственным людям подобного статуса.

                2000 г.

/картинка из интернета/
               


Рецензии
Вот, дивлюсь широте Ваших познаний и ловкости обращения с " велики и могучим". Целый научный труд. Интересненько!))

Старая Кляча   07.02.2012 10:59     Заявить о нарушении
Ой, спасибко)) Давненько написал это, тем приятней Ваш свежий взгляд... Рад, что зашли...Я завис пока...есть причины, но буду писать обязательно скоро)))

Геннадий Федотов   10.02.2012 19:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.