Современное? Российское? Кино?
Как заметил председатель попечительского совета кинофестиваля Александр Роднянский, в этом году «Кинотавр» стал по-настоящему важным для кинематографистов. Причиной тому – обострившаяся конкуренция, ведь на 15 мест в конкурсной программе уже претендовали 130 фильмов. Александр Роднянский подчеркнул, что отборочной комиссией рассматривались только премьеры и фильмы с ярко выраженной художественной, а не коммерческой амбицией.
Программа на все фестивальные дни была составлена серьезная: ежедневные просмотры конкурсных лент, мастер-классы режиссеров, продюсеров, сценаристов, круглые столы, пресс-конференции. И это притом, что ежедневно вечером устраивались презентации, а на пляже гостиницы «Жемчужина» - концерты.
Самая большая ответственность легла на плечи жюри, ведь им предстояло выбрать лучшие российские фильмы, снятые за этот год. На этот раз главными киносудьями стали актриса Марина Голуб, актер Артем Ткаченко, продюсер Роман Борисевич, кинооператор Юрий Любшин, кинорежиссер Марина Разбежкина, кинокритик Елена Стишова. Председатель жюри – кинорежиссер Павел Чухрай.
- В этом году в основной конкурс было подано более 130 заявок, - рассказывает о подготовке к фестивалю директор программ Ситора Алиева. – Это похоже на настоящий фестивальный бум. Я рада, что отборочная комиссия увеличилась, потому что в усложнившейся ситуации необходимо уменьшить риск субъективизма. Получившаяся в результате конкурсная программа нам самим очень интересна, поскольку она, на наш взгляд, точно и реалистично отражает сегодняшнюю картину российского кино. Мы гордимся, что фестиваль представил не только фильмы известных режиссеров, но и открыл целую обойму новых имен. Можно сказать, что половину отбора этого года составляют дебютанты, что показательно для современного кинопроцесса, в котором идет бурная смена поколений.
Итак, что за фильмы были представлены в конкурсной программе? Лентой открытия стала работа режиссера Александра Прошкина «Живи и помни». Не буду вас томить и скажу, что Александр Прошкин по решению жюри стал призером «Кинотавра» в номинации «Лучший режиссер». Он снял фильм по одноименной повести Валентина Распутина, в нем рассказывается история молодого солдата Андрея Гуськова, сбежавшего из госпиталя. События происходят зимой 1945 года. Главные роли исполнили Дарья Мороз, Михаил Евланов, Сергей Маковецкий, Анна Михалкова.
На фестивалях всегда интересно предугадывать и строить предположения по поводу явных и неявных лидеров. Но «Кинотавр» отличается тем, что на нем до самого конца никто не может с уверенностью утверждать, кто станет лидером и больше других впечатлит искушенного зрителя.
Львиную долю наград собрал фильм Михаила Калатозишвили «Дикое поле». Композитор Алексей Айги получил приз имени Микаэла Таривердиева за лучшую музыку к фильму. Приз имени Григория Горина за лучший сценарий посмертно присудили авторам текста Петру Луцику и Алексею Саморядову. Вызвать благосклонность киноведов и кинокритиков – большая удача для режиссера. Фильм «Дикое поле» удостоился их главной награды – «Белого слона». Кроме того, работа Михаила Калатозишвили была названа «Удачным коммерческим проектом». О чем фильм режиссера? Процитирую автора: «…Митя стоял у дороги и глядел в степь. Ветер за его спиной еще гонял по двору пыль и солому… Митя – врач. Его практика только начинается. Вскоре появятся пациенты…Он будет надеяться на то, что невеста с фотографии приедет. Невеста приедет, только не навсегда…»
Красота и талант даются далеко не всем. А стать лучшим актером или актрисой престижного кинофестиваля – большая удача, о которой мечтают многие. В этом году жюри расставило киноакценты так: лучшей актрисой Девятнадцатого «Кинотавра» стала Ксения Раппопорт. Она сыграла главную роль в психологическом триллере Кирилла Серебренникова «Юрьев день». В фильме рассказана история оперной дивы по имени Любовь, у которой есть талант, богатство и мировая слава. Драматизм в том, что «за несколько дней она потеряет сына, имя и все, что составляло смысл ее жизни».
Кирилл Серебренников на сегодня один из самых востребованных режиссеров театра и кино. В 2006 году его фильм «Изображая жертву» завоевал главный приз «Кинотавра», а заодно стал лучшим и на Международном кинофестивале в Риме.
Лучшим актером нынешнего киносезона стал Джетро Скиннер, главный герой романтической комедии Оксаны Бычковой «Плюс один». Он исполнил роль иностранца-кукловода, который помог одинокой женщине обрести любовь и понимание. Оксана Бычкова – автор нашумевшего фильма «Питер FM».
На «Кинотавре» вручали приз за лучший дебют. Его обладателем стал режиссер «Нирваны» Игорь Волошин. Социальная драма «Нирвана» - его первый игровой фильм. Это история о дружбе, любви и наркотиках, разыгранная на улицах современного Петербурга. Раньше автор снимал документальные короткометражки.
«Кинотавр» обзавелся новой номинацией. Отныне жюри выбирает и лучшего оператора. На этот раз им стал Илья Демин, работавший в фильме Александра Мельника «Новая земля».
Кроме того, президент Международного фонда развития кино и телевидения для детей и юношества (фонд Ролана Быкова) Армен Медведев получил приз «За выдающийся вклад в киноискусство и кинонауку». А легендарный режиссер Алексей Герман был награжден «За величайший художественный вклад в киноискусство».
Главны приз «Кинотавра» - стилизованное солнце. Его денежный эквивалент - около шестисот тысяч рублей.
Мы подобрались к главному. Лучший фильм Девятнадцатого открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» - криминальная драма «Шультес» режиссера-дебютанта Бакура Бакурадзе. Зрителю дается возможность увидеть нескольких дней из жизни незаметного молодого человека, который «не так забывчив, как ему бы этого хотелось».
Кроме фильмоф-призеров, в основном конкурсе участвовали: «Баксы» (Гука Омарова), «Девственность» (Виталий Манский), «Океан» (Михаил Косырев-Нестеров), «Скажи Лео» (Леонид Рыбаков), «Тот, кто гасит свет» (Андрей Либенсон), «Четыре возраста любви» (Сергей Мокрицкий).
На «Кинотавре» устроили конкурс короткометражек. Из 150 заявленных к просмотру прошла 21 картина. Оценивали находки авторов режиссер Анна Меликян, продюсер Наталья Мокрицкая и кинокритик Леонид Павлючик. Лучшим был назван фильм Дмитрия Поволоцкого «Pal/Secam». Особенность конкурса короткометражных фильмов 2008 года в том, что все они были игровыми.
Программа «Кинотавра», кроме основных конкурсных просмотров, включала в себя кинопоказы нашумевших лент известных режиссеров. Все желающие могли под открытым небом Театральной площади посмотреть на огромном экране «Антисекс» Марины Исаевой, «Индиго» Романа Прыгунова, «Мы из будущего» Андрея Малюкова, «Розыгрыш» Андрея Кудиненко. В один из дней для меломанов здесь же на площади выступил Александр Розенбаум. На пляже для избранных пели Алена Свиридова, Петр Налич и «ПакаVа Ить». Также была продолжена традиция показывать хорошее отечественное кино в киноконцертном зале гостиницы «Жемчужина» и в Зимнем театре. Эти ленты вошли в программы «50 выбирают 50» и «Летняя эйфория». Особое место занимало «Кино, которое мы не заметили». У любителей классики кинематографа была возможность посмотреть на большом экране «Балладу о солдате» Григория Чухрая, « Девять дней одного года» Михаила Ромма, «Гамлета» Григория Козинцева «, «Андрея Рублева» Андрея Тарковского.
Современный «Кинотавр» вполне соответствует духу времени: он одновременно по-деловому собран и творчески раскован. Отмеченные жюри фильмы во многом определят киномоду в России на ближайший год. Будут и сюрпризы: некоторые ленты обязательно еще завоюют престижные награды других кинофестивалей. Кино подано, дамы и господа. Добро пожаловать в зал.
Свидетельство о публикации №209021700812
Каким образом формируется разница в бюджете снимаемого полнометражного фильма, идущего впоследствии в прокат, и создаваемого телесериала? Имеются ввиду фильмы без всяких там супер-пупер спецэффектов и участия суперзвёзд. Нормальные фильмы о человеческих взаимоотношениях с молодыми, почти неизвестными актёрами. В качестве используемой плёнки или цифровой видеокамеры разницы я не вижу, так откуда же берётся разница бюджетов?
Максим Гуреев 16.08.2010 14:23 Заявить о нарушении
По идее, хорошее кино можно снять и задешево. Но вот рискуют все же немногие. А так в основном тратятся на оборудование, на оплату труда всей съемочной группы, на з/п актеров. Это же дни, месяцы, когда нужно работать, только отдавая. А где гарантия, что фильм окупится? Вооот. Сейчас принято просить у государства. Оно порой дает деньги не тем, а потом все сокрушаются. Кто-то независимый же редко, но метко попадает в десятку. Но это единицы!
Анна Петросян 16.08.2010 15:03 Заявить о нарушении
Максим Гуреев 17.08.2010 23:09 Заявить о нарушении