Пей, да дело разумей!

В подмосковном Богородске есть уникальный музей
Михаил Шабашов
Сергей Воронцов

   Ногинск снова обрел свое исконное название - Богородск. (Раньше города называли по уму…) 220 лет назад его основала Екатерина Великая. Богородский уезд был самым большим в Московской губернии. Здесь успешно развивалась промышленность, мануфактуры. Когда образовался МХТ (МХАТ), то свои постановки театр обязательно привозил сюда. Гостями Богородска бывали Немирович-Данченко, Книппер-Чехова…
В городе до сих пор сохранены здания, которые были свидетелями той эпохи. А теперь в Богородске возник музей, который реанимирует богатейший исторический пласт жизни нашего народа – традиции русского застолья.   
   Запыленное слово «музей» к этому заведению как-то не очень и подходит. Это, скорее, сокровищница деликатной российской старины и современности. Здесь хранится больше тысячи экземпляров алкогольных аксессуаров, начиная с 18 века и заканчивая днем сегодняшним. От увиденных экспонатов можно онеметь! Есть макет первого самогонного аппарата,  есть «музыкальная» бутылка 1860 года! Поднимаешь ее – играет музыка, как в шарманке. Опускаешь – тишина... Особый трепет вызывают штофы,  изготовленные специально для коронации Александра третьего и в ознаменование коронации Александра второго, рисунок которого делал сам Шехтель… Как говорит директор музея Елена Архарова, когда дотрагиваешься к таким вещам, в душе что-то происходит… В экспозиции есть бокал 1912 года, сделанный из мельхиора и выпущенный в честь ознаменования 100-летия 1812 года! Даже вот таким образом была увековечена сила русской армии и победа над французами...
Самому ходить и смотреть раритетные экспонаты здесь нет никакого смысла, ибо они оживают только при помощи экскурсоводов. Те факты, которые они выдают, потрясают воображение. Посудите сами.
   В 1887 г. в Армении было основано коньячное производство купцом первой гильдии Нерсеном Таиряном. на котором выкурка коньячных спиртов и изготовление коньяка производилось по классической французской технологии. В 1899 году завод перешел во владение крупного промышленно-торгового товарищества "Н. Л. Шустов с сыновьями" и начал свое быстрое развитие. Николай Леонтьевич отправил сей напиток на международную выставку во Францию, но без всяких исходных данных. Эксперты присудили этому «инкогнито» Гран-при. Когда же узнали, что этот коньяк производит русский мастер, то французы были в справедливом недоумении…   
   Чрезвычайно любопытно, как Николай Леонтьевич Шустов двигал, как сейчас говорят, брэнд своей продукции. Он нанимал группу молодых людей, наряжал их в супермодные одежды, давал с собой приличные суммы денег и отправлял в лучшие рестораны европейских столиц. Там они демонстрировали свой респектабельный вид и высокую платежеспособность. Перед согбенными официантами они начинали свой заказ с того, что просили коньяк Шустова, о котором там никто никогда не слышал. В ответ «гарсоны» разводили руками. Тогда молодые люди, бурно возмущаясь, покидали ресторан. Эта процедура повторялась в самых разных ресторациях. Через две недели после начала такого «десанта» самые лучшие рестораны Европы уже имели в своем ассортименте коньяк Шустова.
   О высочайшем реноме фирмы Шустова говорит и тот факт, что она была удостоена высокой чести быть поставщиком Двора Его Императорского Величества.
Еще один факт, уже ближе к нашему времени. Уинстон Черчилль предпочитал употреблять только армянский (читаем – шустовский) коньяк. Премьер-министр Великобритании заказывал оптом 3000 бутылок и до конца жизни  употреблял только это алкогольное яство.
В ХIХ веке производители алкогольной продукции тщательно следили не только за качеством изготавливаемых напитков, но и стремились завлечь покупателя чисто внешним оформлением. Например, этикетки для бутылок с алкогольной продукцией рисовали и Васнецов, и Врубель. Сами бутылки  делали емкости самых разнообразных форм и конфигураций – так называемые именные бутылки, по которым легко можно было узнать – где коньяк Шустова, а где напиток  Шрихтера, скажем… Бутылки были в виде медведя, стрельца...
   Кстати, в наши дни соблюсти чистоту этих форм - задача недостижимая! Однажды повезли в Италию бутылку-медведя и заказали сделать такую же. Было много брака. Что-то получилось, но не так четко. Как оказалось компьютерная верстка и другие современные технологии совершенно беспомощны перед мастерством стеклодувов прошлого... 
   Еще одна информационная «изюминка». Знаменитый водочник Петр Арсеньевич Смирнов успешно развивал свой бизнес на благо Отечества.   Объем акцизных поступлений от его производства в государственной казне составлял такую сумму, на которую содержалась пятая часть всей русской армии! А в советскую эпоху из погребов Петра Смирнова продукция поступала кремлевским небожителям...
Но и любителей наживы у нас хватало во все времена. Кто-то из предприимчивых современников Смирнова решил обогатиться благодаря ...картофелю и свекле. Зачем делать спирт из зерна, когда можно его получить из овощей? Затрат меньше, доходов – больше. Знаменитый химик Дмитрий Менделеев, как-то испробовав такой «крепкой», решил изучить напиток – почему ж так болит голова? И обнаружил такой конгломерат ужаса, что тут же написал письмо премьер-министру России графу Витте об имеющей место недобросовестности частных производителей водки. На этот сигнал правительство отреагировало тут же - была создана комиссия, которая стала проверять алкогольные производства. Те заводы, которые «поймались» на изготовлении некачественного продукта, комиссия закрыла. Итогом всей этой кампании стала реформа 1894 года, которая установила государственную монополию на производство ликеро-водочной продукции. Тогда начали строиться казенные заводы, первым из которых был «Кристалл». Продукция разливалась в монополки - трехлитровые бутыли. Именно  такой «формат» повлек за собой плачевные последствия – началось пьянство...
   Реформа графа Витте просуществовала 99 лет! Только в 1995 г. Борис Ельцин своим указом дал добро на частное производство алкогольной продукции. Чем это чревато без должного контроля за качеством, нам уже известно...
   Любопытная информация и о настойках. В старину их делали по всем буквам алфавита – от А до Я: анисовую, березовую, брусничную, вишневую, можжевеловую и заканчивая щавелевой, фисташковой, яблочной. На рубеже 18-19 веков изготавливались специальные графины, в котором помещалось сразу шесть настоек. Шестичастник – шесть колбочек с крышечками, соединенные вместе. А издалека посмотришь – графин себе и графин...

Музеев такого профиля в России кроме этого три – в Угличе, в Москве и Санкт-Петербурге. Называются они «История русской водки». Но такой экспозиции, как здесь, по словам Елены Архаровой, нет нигде! Поэтому и название богородского музея - «Русское застолье» - более соответствует истине.
Лично я только в этом музее узнал массу интересных вещей. А именно:
- пластмассовый рассекатель на бутылках называется загадочным
словом «гуала»;
- напитки, купленные в  пэтах (полиэтиленовых бутылках,
разлагающихся чуть ли не тысячелетия - что мы оставляем своим потомкам?!) ни в коем случае нельзя оставлять на солнце, ибо тогда содержимое вступает в нехорошую химическую реакцию и что мы в итоге пьем – самому организму неизвестно, о чем он нам тогда и дает знать;
- женщинам ежедневно рекомендуется (!!!) принимать 30 грамм, а
мужчинам – 50 грамм водки. Эти дозы способствуют 100%-му выводу холестерина из крови;
- знаменитая фраза «100 грамм для храбрости» означает, что в течение
ближайших двух часов после принятия «сотки» мозг боле четко работает в экстремальной ситуации, в которую попадает человек.
Устроители «Русского застолья», видимо, предусмотрели, что само посещение этого помещения чревато экстремальностью сознания, поэтому  экскурсии сопровождаются дегустацией, на которой опять же рассказывают, как надо выпивать...
Закончу повествование об этом замечательном уголке забытых традиций словами Елены Ивановны: «Если вы хотите иметь доброе расположение духа, то пить можно все, только надо знать – что пить, когда, с кем и сколько». Если, конечно, говорить только о питии...


Рецензии