Долг платежом красен, а поручителю опасен!

Какой-то был мужчина нежный,
Как, впрочем, в городе – приезжий,
Он всех провёл и обманул
И веру в честность – пошатнул!

     У Волынкиной Раечки - открытое сердце, привыкшее доверять людям за долгие годы социализма. Тогда, ведь, много лет назад, пропаганда работала и нам внушали, что врать, да воровать – самое распоследнее дело. Мы и жили «одной ногой в коммунизме», поэтому и получились такие доверчивые и простые, как дети. Раечка, она же, Раиса Тимофеевна – женщина пенсионного возраста: маленькая, худенькая, подвижная, как ртуть, хороший организатор и активная работница, не случайно, а по заслугам при должности домоуправа, что было, довольно, ответственным делом по нашим временам. Несчастья, как из  рога изобилия посыпались ещё тогда, лет девять назад и как не сломали такую хрупкую женщину своими тяжёлыми, как молот, страшными, как  сама жизнь ударами…
     Вначале, умер муж, который, хотя и выпивал, но всё же был настоящей опорой и добытчиком в семье. Затем, погибает старшая дочь, неожиданно – страшной смертью. Её вместе с подругой убивает молодой мужчина, недавно освободившийся из мест лишения свободы. Старшая дочка, понятно, была не подарок: девушка с характером, своевольная и одновременно неосторожная. Погибла по своей глупости, так как попала в плохую компанию. Вот, примерно, с этого времени Раечка и встретилась на моём пути.
     Она жила со своей младшей дочерью Алёнкой, тогда ещё несовершеннолетней, через какое-то время удивившей маму своей беременностью. Претендент на руку младшей дочери попросту обманул её, прикинувшись холостым, использовал её в своих, корыстных целях. Винить было некого, так родилась больная внучка - Валюшка.
     Волынкина мужественно встречала удар за ударом, «злой рок» настиг материальную сторону семьи: Раечка, ещё не выйдя на пенсию, потеряла свою должность, теперь, все обстоятельства складывались против неё. Примерно, в то же время, а может быть чуть позже, как поддержка семьи и луч света в жизни матери-одиночки Алёнки – фотографической копии мамы, появился вот этот молодой, симпатичный мужчина – приезжий из соседней Республики Башкирии. У молодой женщины  вот этот симпатичный ловелас и прохиндей, конечно же, вызвал целую бурю нежных, сдерживаемых годами чувств. Приезжий очень хитёр и коварен одновременно: ему нужна была тёплая постель, вкусная еда, ещё необходима местная прописка и престижная, высокооплачиваемая  работа. В таком молодом возрасте столь - изощрённый ум, а ему и было-то всего двадцать четыре года, но за плечами, кроме армии, ходка в места не столь отдалённые и, тщательно скрываемая им статья. Он говорил: «Сидел за аварию, сбил, нечаянно, человека…»
     Руслан, так звали нашего героя, среднего роста, худенький, но сильный и накачанный в плечах, пропорционально сложен – ходил мягко, по-кошачьи. Черты лица – правильные, нос прямой, с лёгкой горбинкой, глаза – зелёные, рот – небольшой, подбородок – безвольный. Душа Алёнки пометалась, пометалась, да и не устояла пред зелёным, проникающим  в самое сердце взглядом. Жгучий брюнет, с целой копной кучерявых, жёстких волос на голове, но  остриженных коротко, по последней моде. На лице – могучая растительность, всегда выбритая до синевы. За внешностью Руслан следил строго и этим завоевал себе полный авторитет. Да ещё и тем, что не позволял себе спиртного, он пил мало и только пиво,  как бы ограничивая себя, действуя осторожно и с опаской  в этом, новом для себя месте и в этих, новых жизненных условиях. Это сейчас ясно, что он воспользовался «случаем» и ждал определённого момента, но тогда Руслан влился в семью так органично, что даже комар и носа не подточит… Конечно, с нормальными документами, но с подмоченной репутацией трудно было устроиться в шахту, так и здесь тоже повезло. Уже через год он там работал и, казалось, всё было хорошо и спокойно. В те  годы жизни вовсю давали кредиты, ипотеки и всё, что хочешь, можно было купить в рассрочку. Временно открыли возможности людей, одновременно выросла зависимость человека  от банков и ссуд. Лёгкость и доступность получения кредитов заразительно действовала и вводила в определённые, более жёсткие условия  жизни целую массу людей. Конечно, часть кредитов у банков проваливалась, но этот малый процент по утечке денежной массы с лихвой окупали проценты, налагаемые на остальную массу людей, которые платили стабильно из месяца в месяц. Вот эта, всегда востребованная денежная масса, вдруг кончилась, что очень и очень удивило многих, наступил жёсткий кризис, заставивший предприятия пойти на сокращения рабочих мест. Наступивший провал отрезвил многие и многие легкомысленные головы, и наш рассказ, как раз о том, как было всё хорошо раньше и где взять деньги, чтобы хватило платить по кредитам сейчас. Многие выступали поручителями друг у друга. Раиса Тимофеевна Волынкина и сотрудник на работе у Руслана выступили поручителями ссуды, взятой на покупку нового автомобиля, купленная машина была крутая, жизнь - стабильная и так уж случилось, наш зять решил сбежать, продав эту новенькую машину. Отношения между дочерью Алёнкой и зятем Русланом почему-то ухудшились, и он съехал  на другое место жительства в городе, но особой тревоги у Раечки не возникло.
     - Поругались, помирятся, ничего страшного, - объясняла она сама себе и окружающим эту ситуацию.
     И зря, уже тогда надо было что-то делать. Руслан, вместе с новым автомобилем исчез из поля зрения в неизвестном направлении. Может быть, уже давно живёт где-то в Москве под другой фамилией и новому паспорту. Сейчас ведь,  за деньги всё можно купить, а деньги у него были….  Теперь, осталось только бывшей, незадачливой тёще разделить ссуду пополам с тем поручителем, подписавшимся за кредит Руслана. История после суда была проста: выплачивать долг по исполнительному листу с места работы Раисы Тимофеевны, да и с пенсии отхватили большую часть, детское пособие у ребёнка-инвалида тоже забирают за ссуду.
     Живут, теперь, Волынкины без зятя и с целой кучей долгов. «Долг платежом красен, а поручителю опасен»,  - говорит Раиса Тимофеевна всем и каждому, предостерегая и настораживая людей:
     - Не ходите поручителями ни к кому, это очень опасно, потому что никогда не знаешь, чем оно всё закончится.
     - На какие же средства вы живёте? – спросила я вчера Раечку, рассказавшую эту жуткую историю своей жизни.
     - А так, существуем мы, да и всё, - пояснила женщина.
     - Расстроена  Алёнка до предела, вот это уже хуже, она сама не своя стала после этого, - добавила Волынкина грустным голосом
     Накануне, я виделась с Алёнкой, на её бледном, худеньком лице большие, светло-голубые глаза  вопросительно и печально смотрели на искажённый, как в кривом зеркале Мир, её по детски маленькая рука незаметно смахивала  непрошенную, набегавшую то и дело слезу. Её молодая, избитая и измятая до предела тягостными событиями душа болела и тосковала по неудавшимся, но когда-то, вполне, обнадеживающим и полным счастья временам…

Упала птица наземь
 И в сердце птицы – боль:
 Лишь сердцу непонятно,
 Как вором стал герой….


Рецензии