Дайте мне выговориться!

Ему было всего 28,
 9 мая не станет 29.
Я и знал его около года.
Двигал.
Помогал.
Подсказывал.
Поощрял.
Его называли моим любимчиком, когда был конфликт в бригаде из-за зарплаты.
Наверное, это так и было!
Я с ним общался больше чем с любым другим.
А с ним было о чем говорить - он был интересен.
Он закончил педучилище, затем университет - журналист.
Но что-то не сложилось с журналистикой - он искал себя, сменил несколько мест работы. Наконец пришел к нам, в строительство. Как выяснилось - зря!
Здесь ему нравилось, он понимал все с первого раза.
Поступил в строительный техникум (это после университета). Хотел стать инженером-строителем, говорил, что нашел себя.

Он с детства любил компьютеры, первый его появился, когда их почти не было в стране. Какая-то приставка к телевизору...
Он и мне помог выбирать ноутбук, привлек меня к инету.
Вместе мы выбирали модем, устанавливали Винду на мой комп...
И буквально в день трагедии он попросил у меня попользоваться ноутбуком - посмотреть какой-то адрес, для этого он с флешки загрузил программу - "Навигатор".
"А почту я потом посмотрю - дома!" - не успел, не посмотрел, не прочитал...
А еще он закачал мне фильм "Стиляги" - это было его последнее действие на моем компе. В перекур спросил - просмотрел ли я его?
Нет, не просмотрел - не было времени!

Летом он очень хотел съездить с женой на море.
Я помогал ему с выбором маршрута, объяснял, как снять квартиру, как дешевле выбрать экскурсии, что стоит посетить.
Я много ездил, мне легче, я это знал.
И шуткой я попросил привезти вина, настоящего, южного. Предполагая, что он не привезет, как не привезли много других знакомых и друзей, которым я тоже рассказывал о море, о путешествиях.
А он привез, пришел ко мне, где мы его и выпили под его захлебывающуюся восторженную речь о поездке.
А потом мы говорили о планах - он хотел съездить в Абхазию, в Турцию...
Он везде хотел...
Я звал его в горы - на Эльбрус, в Домбай, в Кисловодск.
 Мы предварительно договорились съездить туда в апреле, когда у нас еще снег и грязь,
а там - солнце и деревья в цвету.
Поехать вдвоем, без баб.
Но не вышло.
И уже не выйдет.

Он хотел купить параплан и летать...
В инете нашел потенциальных продавцов параплана, но денег не хватало.
Когда учился в педучилище он занимался этим немного, но хотел много заниматься.
И когда я вернулся с Кавказа, из Пятигорска, то спросил, где там занимаются парапланеристы - я не знал, я не видел.
Еще я напомнил, что вот погиб член Сборной России по полетам на парапланах
 (это было летом). "Ну не все же гибнут!"
Он не оставил этой мечты...

А как-то вначале осени он подошел и сказал так восторженно:
- Я хочу стать охотником!
Я объяснил ему, что и как. И как это тяжело, и то, что дичь добыть - пройти не одну сотню километров, не один раз вспотеть, не раз промахнуться...
Нет! Он был непреклонен, он последовательно воплотил ее в жизнь.
Я предложил купить у меня ружьё - старенькую курковку 1973 года, двустволку 16 калибра. Старое, зато дешевое. Он долго не соглашался, в инете все спрашивал, стоит ли?
Наконец решился, мент охаял мое ружье, сказав, что за тысячу - можно взять у него
(у мента). Я вспылил - и сказал: "Ну, возьми за пятьсот!"
А потом предложил заехать в магазин и взять картонную коробку.
Друг не понял, зачем?
- Ты же хочешь выстрелить? Так я взял 2 патрона - заедем в лес, выстрелишь!
А через 15 минут мы были в лесу, где я повесил коробку на сук дерева и отмерил 20 шагов. "Стреляй правым!" - сказал я ему и отошел в сторону. Я тоже очень переживал - лишь бы не было осечки!
Осечки не было, и не было ни разу. А в последний день я спросил - сколько он извел патронов? Он заканчивал уже 4 десяток. И ружье мое решил оставить себе.
"Оно легкое, в магазинах подобные тяжелее!"
Хотя он и не убил так никого.
Только белку!
За нее я его очень ругал и не раз!
"Я понимаю, что тебе обидно, что добычи нет! Но зачем белок стрелять?
Они на юге с рук едят! Что - ворон, сорок в лесу нет что ли?"
А в субботу, в день перед трагедией он отпросился с работы и уехал на охоту с городскими незнакомыми охотниками, с которыми познакомился через инет.
Он их собрал, их было 9 человек и одна собака.
Но двое не вылезли из машин, они просто поехали выпить на природе, а не охотничать.
А на друга в тот день вышел заяц, он сделал выстрел, но промахнулся!
До зайца было метров 30, друг грешил на ружьё!
А зайца подбил другой охотник!
"Тебе скоро надоест, год - два походишь и бросишь!"
"Ни за что, я еще лет 20 ходить на охоту буду! Как минимум!" - это была одна из его последних фраз, которую он сказал мне, а может и последняя.
Да! Он промахнулся!
А смерть не промахнулась!
Она выбрала именно лучшего из моего окружения!
Смерть не промахивается!

Он спешил.
Он хватался за всё!
Когда мы возвращались после оформления ружья, я предупреждал, говорил -
- Не спеши! Зачем ты хочешь все так быстро! Так не бывает!
Отложи часть дел на другой год!
А он все хотел сейчас.
- Вот мне надо в выходные на рыбалку!
Потом на шабашку!
Охотником дооформиться, собаку, лыжи...
Отцу деньгами помочь - он газ в дом тянет!
Машину поменять!
А у меня кредиты - денег не хватает!

Да, он жил в кредит.
С работы на шабашку, потом на рыбалку, на юг, на охоту....
Он все делал бегом...
Он похудел за это лето от постоянных метаний.
Он спешил.
Он торопился.
И, наверное, он сорвался в пропасть, потому что спешил...

А может это его там свыше кто-то торопил и подталкивал?
Может…


А когда у Лени, моего мастера, родилась дочь - мы ездили отмечать в кафе.
А он был Лениным одноклассником.
Мы взяли еще одного их одноклассника и поехали.
Вернулись, он спал на соседней койке, а я залез в инет...
Где в "Радости общения" поговорил с сообщниками.
Я сильно болел после этой отмечаловки, я отравился там дымом...
А он нет, он проспал рядом, он курящий - ему нипочем.

Я вез его на "скорой".
Он лежал лицом вниз и хрипел
Я подсовывал ему под лицо, боясь, чтоб он не задохнулся.
Потом его стали раздевать на столе и меня выгнали.
Были отбиты внутренние органы, голова....
Кровотечения внутри, наружу не было.
Он так и умер, не приходя в себя, спустя полтора суток.

А я знал.
Я чувствовал.
Я не мог уснуть.
Задремав слегка, проснулся и сел за комп.
И вдруг слева от себя я почувствовал и увидел фигуру в черном.
Обернулся - никого нет.
"Это была его смерть!" - подумал я. Время было четвертый час утра.
Именно в этот момент он и издал последний вздох.
Спать я лег без пяти шесть, за пять минут до подъема, постеснявшись ребят, спавших в соседней комнате. Им надо было на работу, а мне нет, я отдыхал, я на свободной вахте.
 А спустя полтора часа меня разбудил звонок начальника... Он сказал о страшной вести.
А я знал.
Я чувствовал.

А потом были тягостные минуты и часы ожидания в морге.
Неприятные встречи с родственниками, с матерью, с женой, с сыном.....
К чести сказать, они держались хорошо, насколько это возможно в такой ситуации.
Никто не бросался на нас с кулаками, с оскорблениями, с обвинениями.

Только наутро дошел слух, что какая-то старая карга, знахарка сказала, что он не так погиб, а его столкнули.
Знахарки же все знают!
Что ж она не предотвратила, не сказала об опасности?
Где она была раньше?

Да, конечно, местами народ еще забит, глуп, с предрассудками средневековья.
Видно у нас не такое место, никто не стал развивать байку знахарки дальше.
 

Его любили!
Очень сильно любили сестры, они ревели в голос и целовали, целовали, целовали....
Равнодушных не было.
Пришло очень много народу.
Пришла почти вся бригада, человек сорок.
Земляки.
Одноклассники.
Я был на других похоронах - такого не видел...

А Земля не хотела его принимать.
Она настолько промерзла, что 12 человек пробивали толщу мерзлой земли в течение трех с половиной часов.
Они рубили топорами, ломами, лопатами непрерывно сменяя друг-друга.
Наконец спустился я и проковырял последний слой мерзлоты...
Дальше было легче, но люди устали и копали еще полтора часа.

Земле ну нужен был такой молодой!
Она не ждала его! 

Как это произошло?

А кто знает?
Он оступился и упал с перекрытия 7го этажа.
Работа строителя - не работа библиотекаря, не работа учителя!
Она рисковая, она требует постоянного напряжения внимания, она требует осторожности, здесь нельзя расслабляться!
Расслабился, отвлекся и всё.... летишь вниз и гибнешь.

Хотя и учителей бывают трагедии - вспомните Беслан....
Всего в жизни не предусмотришь, от всего не застрахуешься.
Жертвы были и будут, как это не печально.

Просто никто не ожидал, что это произойдет, случится с ним.
У меня десятки людей, которые нарушают дисциплину, приходят на работу в подпитии, пьют на работе, не соблюдают требований мастера....
Мы с ними боремся - отстраняем, предупреждаем, увольняем, но без толку.
На смену одному пьянице приходит другой или несколько.
Что поделать?
Страна такая!
Где взять лучше?

А друг не пил, не нарушал, понимал,
но...погиб...


А ребенок бегал возле гроба, тыкал пальцем в повязку на голове, пытался взять папу за нос. Он еще не понимает трагедии происшедшего.
Он расплакался из-за поломанной игрушки.
Он бегал между ног во время отпевания.
Ему казалось необычным обилие народа, шум, сутолока, запах горящих свечей....

Каким он его запомнит?
Каким он вспомнит отца спустя годы?

Я своего не помню. Я его не видел.
Вернее видел до полутора лет. А дальше писал ему письма под диктовку от четырех до
пяти с половиной и когда я был на могиле своего отца и увидел, что плачут мои мама и бабушка, я сказал: "Хватит реветь, он уже сгнил давно!"
Я понимал, что такое - гнить, но не понимал, что такое - не стало отца.

Наверное, потому что знал, что такое гнилые яблоки, помидоры, картофель. 

Я крепился, держался, иногда глотая слезы.
И на кладбище, и на поминках, и во время отпевания...

А вечером, я ослаб и ничего не стало нужно.
Мне просто стало пусто.
Ни слез
Ни эмоций
Ни сил
Ни желаний
............
НИЧЕГО


Рецензии
Тяжнло терять близких,тем более, когда они молодые. Память иногда, вроде без причины,напоминает о человеке, которого уже нет...И ты понимаешь, кого потерял...
Крепитесь

Евгений Боровицкий   28.03.2012 20:57     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.