Воспоминания

             


    Большинство из нас в юности не ощущает блаженного притяжения и поющего зова к родной земле. Наверное потому, что молодость не просит воспоминаний. Она несется вперед, как стрела амура, в поисках новой жизни. Ей не нужны переживания  прошлого, это удел зрелости. А «тетушка» зрелость тихая, уже не пылающая необузданной страстью, умудренная жизненным опытом и знающая, какие радостные минуты могут хранить в себе воспоминания, все чаще и чаще возвращает свои мысли к Родине. Да, именно к ней, к родным местам, где живут те самые воспоминания и ждут своего назначенного часа.
В хмурые осенние дни, когда дождь тарабанит в окно свою пионерскую песню, тогда, именно тогда встают  в памяти отчетливые образы прошлого. И ты проживаешь с этим весь день, а ночью тебе снится продолжение недомысленного. Потом ты забываешь. Проходят дни, недели. Но вот снова  мысли, память, образы, переживания. Все это не мучает и не раздирает душу, а тихо напевает тебе колыбельную прожитого.
Родная, милая; воспеваемая мною, спасибо тебе.
                Знаю, ты примешь меня любой:
                грязной, нагой, чистой, святой.
Неважно, в каком образе, и с какими мыслями. Простишь мне все. Не обругаешь. Молча выслушаешь. Скажешь: живи. И оставишь подле себя, не прося ничего взамен.

                *****
    Раннее утро летнего  дня. Четыре часа утра. Первый петух поет свой гимн восходящему дню. И с таким  старанием проделывает этот ритуал  «кавалер в красном», что не услышать его может только пьяный или глухой. Солнце только-только прикоснулось своими лучами к нашей части света. Спят люди в домах,  досматривая  свои минутные сны. На улице тишина…Ровно через два часа, петушок снова повторит свою песню и возвестит всех о начале дня.
В той стороне, где взошло солнце, небо облито красно-розовым цветом. И кистью божественного существа, краски размазаны по всему горизонту. Когда смотришь на эту красоту, в памяти  всплывает  строка из песни: В небе ясном заря догорала…
Красный диск еще не обжигает, но лишь ласкает обволакивающим теплом. Могучий ветер сегодня отправил потрудиться на волю, своего младшего сынишку: «Пусть побалуется».  Молодой отрок, обдувая садовые деревья, пытается подражать отцу и портит утренний наряд только что проснувшейся черешне. От его стараний наливные ягоды падают на  земь, и птицы радуются этой легкой добыче. Вспоминая, что делал его отец, ветер мчится наполненный радостью новых удач. Сегодня он постарается побывать как можно дальше, познавая  и учась жизни.
    В белой миске, еще пахнущие и умытые утренней росой, сочно-красные ягоды клубники, приготовленные заботливой рукой для завтрака, восхищаются своей спелости:
- Вот мол, поглядите на нас, сегодня мы самые сладкие.
А сладкие, не только от того, что сорт был выбран удачно, а оттого, что напитаны солнцем юга и любовью рук человеческих. Пестрые
воробьи, умничая, и перебивая друг друга, сплетничают на ветках. О чем их воробьиный спор, неведомо никому. Местный жулик, рыжий кот Васька, охотится за воробьями с самого утра. Его ободранный хвост и обгрызанное ухо, ничуть не мешают ему слыть любимчиком у местных кошек. Правда, немного хромая и чуть-чуть косая Пуська, которой уже никто не помнит сколько лет, не одобряет выбор своих подруг. Рыжик ей кажется нагловатым и не совсем симпатичным котом. Особенно когда он крадет из её миски колбасу.
Сойка присела на орешник, и дразнит кошку, подражая ее мяуканью. Домашние гуси сегодня немного расстроены. На небе не тучки, а значит, не будет луж и так любимой ими сырости. Солнце поднимается все выше, а с ним усиливается жара. Босоногие ребятишки отправляются на пруд. Взявшись за руки, они решают, как им лучше идти. Просто по дороге не так интересно:
- Давайте пойдем через тростник, -  предложила Оля.
- Неееее, через тростник неохота, тебя Олька потом оттуда никаким калачом не выманишь. Опять до пруда тока к  вечеру придем, -заметил смекалистый Ромка, - у меня рот идоси болыть, от тростника. Знаешь, как я себе у прошлый раз язык больно порезал. Неее Олька, ты, если хочешь, сама иди.
- Тогда пойдем  через пшеничное, - проговорила Танюшка, - больно жвачки хочется.
- Лады! - поддержали ребята.
Видно всем хотелось пожевать пшеничные зерна, которые имели свойство склеиваться между собой, откуда и получалась та самая «жвачка». Это конечно не бубуль-гум, но зато экологически чистый продукт. Деревенской детворе до времен перестройки никакие новомодные вкусности были неизвестны, вот они и изощрялись по-своему.
- А на обратной дороге пойдем через кукурузу. Надо бы домой надербанить на варку, - промычал Сенька.
- Так она еще зеленая.
- Чё ты там понимаешь, Танька, зеленая то лучше всего, от нее потом не так живот вздувается.
Шли ребята гурьбой к прохладной воде, и, возможно, никто  из них  не задумывался о любви к родной земле. В тот момент не вспоминались им учебные классы, где «мученики» учителя прививали с малолетства любовь к Родному краю. В стихах, песнях, праздниках. Может, не так прививали? Все так! Просто  время не пришло. Главное, что семя заложено.
 
                *****
    Полуденный жар не щадит никого. Женщины, подпоясав подол, ломают на полях табак. Мужчины перевозят его в сушилки, где потом, те же самые бабы будут его низать. Людям необходимо выполнить норму в срок. И начальство не волнует, что на улице сорокаградусная жара. Обливаясь потом от изнуренного труда и жгучего солнца, женщины поют свои любимые песни. И поют не абы как, а с любовью и азартом. Разливаясь золотистым звоном над полем, песня подхватывается ветром, и ее живое дыхание уносится неведомо куда.

                *****
Где-то вдалеке виднеются клеверные пастбища.  Сладкий запах розовых цветов притягивает коров. Они, как чумовые, мычат  в сторону луга, и пастухам приходиться использовать весь свой опыт для того, чтобы отвлечь внимание своих подопечных. Иначе, наевшись клевера не в меру, корова может сильно занемочь. Над застоявшейся водой пруда стрекозы рассекают воздух своими переливчатыми крылышками. Эти миниатюрные «вертолеты» носятся взад-вперед в поисках пропитания. И, после трудоёмкого рейса, садятся на лист камыша, подогнув своё длинное тельце. Клопы-водомерки скользят по воде, словно фигуристы на льду. Одинокая цапля, стоя на одной ноге, отдыхает в камышах. Кузнечики стрекочут, прячась в траве, моля солнце о пощаде.

 От прожигающего солнцепека звенит в ушах и мутнеет в глазах.
Но к счастью время имеет привычку двигаться вперед. Медленно на запад опускается раскаленный шар. Близится прохладная пора.

                *****
К вечеру на улицу высыпает молодежь. Гуляют по дорожкам парка застенчивые влюбленные. Бабульки, луская семечки, промывают косточки прохожим.
- Вон, гляньте-ка, Милка пошла. Сегодня я утром ранёёёёёхонька встала,  дай думаю, у окошка постою, смотрю - Милка бежит. Кудай-то ее в такую рань носило. Небось с гулянок от Ваньки бежала.
- От Ваньки?! Да кому он нужен этот старый хрыч.
- Старый не старый, а бабы ащё на него заглядываются.
Слегка подвыпившие мужики, расслабляются после рабочего дня за партией домино.
- Михалыч, ты сегодня какой-то заторможенный. Случилось чего?
- Да ничёго у мэне не случилося, табаку надышался, так мозги совсем не варят. Хотилы брыгадой сэгодняшний план пэрэплюнуть, а оно бачишь чёго вышло, жара яка. Пока табак пэрэтаскивали у сушилку, чуть копыта не отбросил. Не в моготу доигрывать. Он, ныхай  Папандопало за мене доигрывает. А я домой пиду.
И вокруг нет суеты. Никаких лишних движений. Все, так как обычно, по намеченному плану.

                *****
В смене дня и ночи есть что-то такое, чего нельзя пощупать или услышать. Это невидимое можно только ощутить. Воздух становиться спокойней. Западная сторона багровеет от заката.
Палитра красок от бледно-голубого до красноватого раскрашивает перистые облака в свои цвета.  Если взглянуть в сторону гор, там, где за ними скрывается море, можно увидеть множество облаков причудливой формы. Они образуются над морем, и горы притягивают их к себе своей возвышенностью. Возможно, завтра эти белоснежные птицы станут серыми и дождливыми.

Небо одевает вечернее платье. Его рисунок из млечного пути и различных созвездий делает небесный свод еще прекрасней. Большая и малая медведицы вышагивают по этому полотну свой путь, выдерживая  заданное временем расстояние. Каждая звезда светится своим неповторимо ярким светом.  Голубые, белые, с красноватым оттенком  они создают ощущение сказочности. Эти прекрасные создания замерли в своем величии, и лишь одна из многих решается на подвиг, бросаясь в пустоту. Её смерть, длится мгновение, но в это мгновение она успевает показать нам «всю себя».

Не спеша, оживает ночной мир. Светлячки зажигаются фосфорным светом, порхая вместе с ночными бабочками. Сверчки включают мелодию джаза, для любителей романтики. «Цвирк-цвирк», - звучит одинокий «саксофон». Горемыка ёж перебегает дорогу, и что-то ищет в темноте. Он, почему-то, предпочитает ночной образ жизни. Летучие мыши вихрем проносятся мимо. И как им удается увернуться в последнюю секунду?

                *****
Порядочно подкрепившись спиртным местного приготовления, дедушка Гриша тянется домой, разговаривая сам с собой. Он сочиняет небылицу для своей супруги, как его товарищи заставляли выпить за здоровье. А он честно отказывался. Но примерный сценарий будет таковым, обычно не в пользу деда Гришы:
- Ну не обижать же людей, Лидуся.
- УУУУ нализался как собака дворовая, тьфю.
- Лидунчик, где собака?
- Передо мной.
- Куть-куть-куть – Гриша на полусогнутых начинает искать собаку.
- Ладно, Лидунчик, пойдем спать, бог с ней с этой собакой.
- А ты кудай - то собрался? Сегодня будешь спать в сенях.
- Лидууууууся.
- Цыц, чертяка. Иды и не вякай.
 После такого диалога Дедушка Гриша каждый раз даёт себе слово, что за здоровье больше ни-ни. В сенях-то прохладно и комары кусают.

                *****
Вот из темноты выскочила женская фигура. Пробежав под одиноким фонарем, она скрылась в ночи. Это бежала заплаканная Лена. Сегодня Сашка опять пришел пьяный и бил Лену своими огромными кулачищами. У них пока нет детей, это и хорошо. От мужа-алкоголика врядли получится здоровое потомство. Лене некуда идти. Родителей у нее нет, и не было. Мать оставила девочку на попечение государству. Детство Леночки прошло в детдоме. Когда она выросла и вышла из детского дома, то сразу пошла учиться на медсестру. Вскоре познакомилась с Александром. Поначалу все складывалось хорошо. Цветы, подарки, нежные слова.   Но встречались они недолго, решили не откладывать брак в долгий ящик. И не успела доверчивая Лена разглядеть в своем спутнике заядлого выпивоху…
 
Ночь впитала в себя Ленины слезы и ответила ей тишиной ярко звездного неба. Все стихло. Никаких волнений, никаких мыслей, ни-че-го.

                *****
Воспоминания нахлынули, промчались вихрем в голове, отступили и оставили после себя теплый «свет»! Этот «свет» - ЛЮБОВЬ. Любовь к родному...


Рецензии
Синиченька. У вас очень красивый язык. Красочный, поэтичный, образный. Как будто ручеек течет чистый, журчащий. Душа успокаивается, радуется. Картины описаны ярко, образно. Читать приятно. Произведение проникнуто любовью к природе, к людям, к жизни.
Больших творческих успехов Вам.
С уважением.

Алекс Сенкс и Элис Оул   25.02.2009 00:35     Заявить о нарушении
Спасибо за теплые слова, для автора они, как живая вода которая дает жизнь новым и новым произведениям.

Синиченька   25.02.2009 08:50   Заявить о нарушении