Страна виртуальных мачо

(рецензия на фильм Егора Кончаловского «Антикиллер-2», впервые текст был опубликован в газете «Телеграф» (Рига), 11 декабря, 2003 года)



В дискуссии, устроенной на Российском ТВ и посвященной новому русскому остросюжетному кино, некая дама-критикесса жеманно изрекла: «Я не люблю фильмы, где слишком много мужского гормона тестостерона!»

Эдакая рафине!

Так вот, тем, кому как раз таки нравятся фильмы, в которых много мужских гормонов (равно как и женских), где действуют не вялые, сомневающиеся персонажи, а яркие цельные натуры с сильными характерами, где авторы предлагают зрителям не сопли с сахаром, а полноценный жесткий экшн, тем и можно порекомендовать «Антикиллер-2».

Тестостерон из ушей полезет!

В некий российский город прибывает группа террористов, представителей одного из малых народов РФ. Национальность бандитов не уточняется, но и ежику понятно, что это не удмурты. Им противостоят герои из первого «Антикиллера»: хитрый мент по прозвищу Лис и командир СОБРа по прозвищу Барсук (очень, кстати, сильное и драчливое животное!) С ними заодно действуют и их давние соперники, внезапно ощутившие подъем патриотических чувств: вор в законе Крест со товарищи. Ну, вот и хватит – для затравки! Кинообозревателям, которые начинают зачем-то пересказывать весь сюжет фильма, надо бы уши драть – за профнепригодность. Или платить им деньги, чтоб больше ничего не писали. Ведь если зритель перед чтением рецензии уже успел посмотреть кинофильм, то сюжет он и так знает. А если еще не смотрел, то зачем портить ему удовольствие?

Когда Егор Кончаловский снял свою дебютную короткометражку, то знаменитый папа сказал ему: «Ну и дерьмо же ты снял, сынуля!» Теперь же папа может сынулей гордиться: тот вырос в зрелого мастера. Лихо закрученный сюжет, множество гэгов, агрессивная клиповая стилистика. Фразы сакраментальны: «Знаешь, чем боевики от нас, ментов, отличаются? Тем, что они на войне, а мы на работе!» Диалоги остроумны: «Разве я похож на инвалида?» - «Нет, не похож….. Но все равно – мешаешь!» Батальные сцены великолепны: драка отряда собровцев с бандой скинхедов по размаху и накалу страсти – просто Бородинское сражение какое-то! Отличный актерский состав: каждый – звезда, каждый колоритен и исполняет свою сольную партию, но все вместе они составляют единый, гармоничный ансамбль. Симпатичный блондинчик Алексей Серебряков и Любомирас Лауцявичус (Джордан-старший в литовском сериале «Богач-бедняк»), исполняющие роли кавказских горцев, воистину неузнаваемы.

На упомянутой в начале статьи теле-дискуссии один из продюсеров возражал эстетке-критикессе: «Россия – страна мачо. Поэтому и фильмы нам нужны соответствующие!». Нет, русские мужчины, так же как и западные, в большинстве своем давно уже выродились в мелкоплавающих особей. Только разве что зарабатывают меньше, а пьют больше. И весь свой мачизм осмеливаются проявлять только в скандалах с супругами. А настоящие мачо живут лишь на экранах. Персонажи «Антикиллера-2» не реальные, а, скорее, мифологические. И по жанру этот фильм вовсе не боевик, а героический эпос. Вроде древнескандинавской саги. В которой какой-нибудь Харальд Одноглазый, собрав ватагу босяков, плывет терроризировать мирных европейских пейзан или сражаться с каким-нибудь Эриком Свирепым. И «злодеями» этих берсеркеров даже и назвать-то нельзя: они – как стихийное бедствие, как явление природы.

Политической темой в фильме лишь попахивает, но не более. Кажется, не за суверенитет Чечни или за целостность России сражаются между собой злейшие враги, а ради борьбы как таковой: выясняют чисто по-пацански, у кого яйца круче! Они воюют, потому что воевать – их призвание, и в этом заключается главный смысл их жизни. Они нужны друг другу так же, как нужны друг другу мушкетеры короля и гвардейцы кардинала. А что же еще делать настоящим пацанам без борьбы? Цветочки, что ли, в саду поливать?

В эту бочку меда хотелось бы добавить и ложку дегтя, сравнив «Антикиллер-2» с картиной «Бумер». В последнем, в отличие от первого, и сюжет, и изобразительные средства попроще. И денег в производство вложено куда как меньше. А все-таки «Бумер» поднимается до уровня если не древнегреческой трагедии, то серьезной экзистенциальной драмы, это точно. Тогда как «Антикиллер» - всего лишь хорошая, качественная развлекуха на выходные. И в «Бумере» есть категоричная мораль: «Убивать – это плохо! Однозначно!» А в «Антикиллере» убийства смакуются и подаются эффектно. Мол, убивать, это, конечно, плохо, но…. смотря кого и за что.


Рецензии