Alice Сooper. Приключения девочки с топором

Давным-давно – лет семь тому назад, а может, и больше, – в руки, пишущие сейчас эти строки, попалась развесёлая карикатура. На картинке вдрызг ссорились Джин Симмонс из KISS и Кинг Даймонд. Ссорились с криками: «Это ты спёр у меня грим!» –  «Нет, ты!», а стоящая рядом девушка, явно сбежавшая из комиксов-для-взрослых, тщетно пыталась образумить кумиров со словами: «Ребята, не ссорьтесь, вы ведь две рок-звезды!». Куда там… Исходя из логики дальнейшего развития ситуации, товарищи Симмонс и Даймонд наверняка набили бы друг другу размалёванные лица, если бы откуда-то сверху не прогремел ещё один хорошо узнаваемый голос:

- Я в общем-то не против, чтобы вы использовали МОИ прибамбасы…

Что оставалось делать пристыженным металлерам? Со словами «Извини, отец» им пришлось прекратить свои разногласия перед лицом человека, которому вечно популярный жанр шок-рока обязан на 666% самим фактом своего существования. Человека, которого зовут…

Да, безусловно, вы правы. Элис Купер – именно под этим именем приобрёл всемирную популярность некоронованный «король ужасов», приводивший своими шоу в трепет всю Европу, не говоря уже о других частях света. Однако если бы мы заглянули к нему в паспорт, то, скорее всего, мы бы обнаружили  там вполне человеческие имя и фамилию, данные Элису мамой и папой, а именно: Винсент Дамон Фурнье. Продолжая воображаемое изучение паспортных данных господина Фурнье, мы бы также наверняка могли бы прочесть сведения о времени и месте появления Винсента на свет – что-нибудь о конце сороковых годов где-то в Америке… Поэтому не стоит удивляться тому, что мечты о мировом господстве над фанатскими сердцами впервые проснулись в юной душе именно под жарким небом Аризоны в начале лохматых шестидесятых.
 
Результаты пробуждения таковых явились незамедлительно: не будучи оригинальным, тинэйджер Винсент Фурнье собрал группу подобных себе упёртых единомышленников под названием EARWIGS, что переводится на русский язык убийственным словосочетанием «Уховёртки». Группа занималась старательным кошением под Битлов и терзанием гитар, в чём на первых порах не преуспела. Элис впоследствии вспоминал, что «Уховёрткам» приходилось платить девушкам из группы поддержки, чтобы создать видимость массированного угара на концертах. Но, несмотря на неизбежные для всех молодых групп обломы лёгкой и средней тяжести, ребята постепенно учились играть, а лидер группы – соответственно, петь.

Музыка коллектива приобрела отчётливые черты забойного рок’н’ролла с хулиганскими риффами, пропитанного пикантными мелодиями гитарной попсы шестидесятых годов (сказалось влияние THE BEATLES) с лёгкими заездами в арт-рок и становящуюся модной психоделию. С повышением профессионального уровня была связана последовавшая череда смен названий: EARWIGS спешно переименовались в THE SPIDERS (ну не давала юным рокерам покоя слава «жучков-барабанщиков», никак!), спустя некоторое время – в THE NAZZ, однако случайно выяснилось, что это название уже давно носит арт-роковая банда под предводительством Тодда Рандгрена.
 
Как известно, нет худа без добра. Поставленный перед суровой необходимостью переименования ансамбля в четвёртый раз, лидер коллектива с горя отправился на спиритический сеанс (по крайней мере, так гласит общеизвестное предание) и там вступил в астральную связь с духом некоей ведьмы, реально существовавшей в семнадцатом веке. Как и все мистические персонажи средневековья, ведьма закончила плохо и попала-таки на костёр, однако её призрак, с тех пор не знавший упокоения, непонятно с какого перепугу предложил музыканту свою помощь и всесторонюю поддержку в деле достижения рок’н’ролльных высот, запросив в качестве встречного удовлетворения самую малость – тело своего протеже. В конечном итоге музыкант и бес поладили на том, что Винсент Фурнье клятвенно пообещал назвать свою группу в честь несчастной жертвы средневекового мракобесия, которую, кстати, как вы, скорее всего, уже догадались, звали… Элис Купер!

Неизвестно, имел ли место в действительности вышеописанный разговор, но с 1969 года дела группы начали постепенно устраиваться. В Калифорнии ансамбль сумел произвести благоприятное впечатление на самого Фрэнка Заппу, который подписал ALICE COOPER на издание в свежеорганизованную компанию звукозаписи Straight Records. За два года компания выпустила две позиции группы подряд – это были ставшие ныне классическими альбомы «Pretties For You» и «Easy Action», которые почему-то не имели коммерческого успеха, что привело в конечном счёте к потере контракта.

Однако команда нашла в себе силы спешно перебазироваться в Детройт, где произошло несколько знаменательных событий. Фурнье осознал ошибочность прежнего пути, придумал и отрепетировал вместе с группой первое из своих умопомрачительных шоу, а также благополучно переименовал в Элиса Купера самого себя. Всё это дало ALICE COOPER возможность к концу 1970 года заключть новый контракт – уже с Warner Brothers и приступить к записи своего третьего альбома. С этого момента рубилово началось уже, как говорится, в полный рост.

«Love It To Death» продемонстрировал Штатам совершенно другого Элиса. Музыка потяжелела до технического предела, возможного для 70-х, что дало право критикам впоследствии говорить об ALICE COOPER как о пионерах грядущего хэви-металлического бума. Отныне группа делала ставку на молодёжную аудиторию – названия многих песен говорили сами за себя. Композиции «I’m Eighteen», «No More Mr. Nice Guy » и, в особенности, «School’s Out» с одноимённого альбома приобрели культовый статус среди американских подростков, которые с удовольствием покупали пластинки и ходили на концерты, приводившие их родителей в состояние маниакально-депрессивного психоза.

На сцене полуголый и жестоко раскрашенный Элис заведовал целой коллекцией забавных приспособлений по-типу виселицы или гильотины, периодически с излишним натурализмом пускавшихся в ход, играл с удавами и прочими неаппетитными тварями – в общем, развлекал народ как умел, иногда даже с опасностью для жизни, чуть было не откинув однажды коньки в петле во время простенького сценического трюка «Повешение»… «Король ужасов» отрабатывал своё прозвище до того добросовестно, что концерты турне «Billion Dollar Babies» 1973 года в Великобритании были запрещены после двух выступлений, а саму группу выдворили из страны.

Несмотря на чумовые сборы и огромный успех команды, Элис в 1975 году решил, что вполне созрел для сольной карьеры. Группа была распущена, а Купер с бывшим сопровождающим составом Лу Рида записал свой первый сольный альбом «Welcome To My Nightmare». В записи приняли участие гитаристы-виртуозы Стив Хантер и Дик Вагнер, однако в музыкальном плане этот и последующие соло-альбомы Элиса Купера продемонстрировали отсутствие оригинальных идей. К творческому застою добавился такой распространённый среди рок-музыкантов порок, как неумеренная любовь маэстро к зелёному змию – всё это, взятое вместе, привело к значительной потере фэнами интереса к новым произведениям Элиса, которого к началу восьмидесятых поиски утраченной популярности занесли в панк-роковые дебри. Большинство прежних почитателей таланта Купера расценило это как закономерные признаки грядущего конца карьеры...

Вряд ли Элис Купер стал бы “Королём ужасов”, если бы позволил недоброжелателям так быстро себя похоронить. С 1986 года, после почти четырёхлетнего молчания, выходит новый альбом “Constrictor”, ознаменовавший новый виток его карьеры. “Кошмарная” репутация Элиса принесла ему неоспоримую пользу вместе с многочисленными приглашениями на роли в фильмах ужасов и телевизионных постановках. Прежняя слава окончательно вернулась к нему после выхода в 1989 году отличного альбома “Thrash”, за которым последовали столь же прекрасные работы «Hey Stoopid», «The Last Temptation», отмеченные мощным современным звучанием и  концептуально продуманными идеями.

Очередным хайлайтом куперовской одиссеи стал и его последний на данный момент альбом «Brutal Planet», ставший настоящим подарком, в первую очередь, отечественным фэнам. Россия впервые увидела шоу Элиса Купера живьём со всеми вытекающими из этого последствиями, так что многие из тех, кому не удалось попасть на феерические концерты в Москве и Санкт-Петербурге, до сих пор кусают себе локти.

Да, Элис остался тем, кем он был все эти годы – в гриме, хулиганской майке с надписью «Бритни Спирс хочет меня… МЁРТВЫМ!!!» и неповторимой музыкой, которая, по его же собственным словам, должна напоминать всем слушающим её хорошенькую маленькую девочку (не иначе, Алису из той самой сказки!), скромно прячущую за спиной большой топор. И если это действительно так, то весь музыкальный мир уже много лет, затаив дыхание, продолжает наблюдать за приключениями Элиса в стране мрачных и забойных чудес, в глубине души продолжая надеяться на то, что маэстро ещё очень долго не выпустит своё оружие из рук!

Журнал "Бумеранг", март 2001.


Рецензии