Рок-Пашет. Интервью с Павлом Филлипенко

Они стремительно ворвались в русское рок-пространство, поражая всех очевидцев мегаваттным драйвом, здоровой агрессией и радикальными поступками. Они достойно представляли нашу страну, выступая в первых отделениях у признанных звёзд мирового рока - таких, как MOTORHEAD, BIOHAZARD или RAGE AGAINST THE MACHINE. Их творчество ещё никого не оставляло равнодушным. "Они" - это лидеры московской альтернативной сцены группа "I.F.K.", возглавляемая неутомимым Павлом "Паштетом" Филлипенко, который любезно согласился встретиться с нами для того, чтобы поговорить о недавно вышедшем в свет альбоме, новостях группы, а также изложить свою точку зрения на некоторые события недалёкого прошлого и обозримого будущего…

- Я слышал, у тебя недавно был день рождения…

- Да, первого декабря.

- Поздравляю! А как отмечал, если не секрет?

- Может быть, это забавно, а может быть, и нет, но так получилось, что первое декабря - это Всемирный день борьбы со СПИДом, и вот уже второй год так получается, что первого декабря большой концерт и в этот же день мы выступаем здесь, в Горбушке (интервью проходило в офисе комании ФИЛИ Менеджмент, находящимся в ДК Горбунова). Мне нравится, когда на день рождения приходится какой-то концерт или выступление - может быть, до поры до времени нравится, потому что некоторым это в конце концов надоедает. Но пока я отмечаю его на сцене, а в этот раз получилось, что у нас было два выступления: праздновали и в Горбушке, и в клубе, в каком, уже не помню, где мы играли в тот вечер акустический концерт. Так что какого-то специального собрания не было - у нас сейчас не очень много времени, и когда есть возможность отметить день рождения при как можно большем скоплении народа - это замечательно.

- Можно только позавидовать… Но вот о чём я хочу тебя спросить: для некоторых людей день рождения является поводом для подведения итогов прошедшего года. Скажи, в твоей жизни многое изменилось?

- Да нет. Я бы не сказал, что я подвожу какие-то итоги и что у меня есть какая-то специальная дата, когда я сажусь и думаю: "Вот, что произошло за год, что я сделал хорошего, что я сделал плохого, что нужного, что ненужного"… Я, к сожалению, не так автоматически отношусь к тому, что я делаю, чтобы строить планы, выстраивать траектории, а потом их рассмативать, хотя, конечно, какие-то внутренние противоречия бывают, какие-то ошибки анализируются. Но я бы не назвал это "подведением итогов", потому что в этот день, наоборот, надо больше думать о том, как бы хорошо этот день провести, а не сидеть и думать о том, что ты сделал и что не сделал.

- Несомненно, что одним из таких серьёзных итогов года явился выход нового альбома "I.F.K." - его реклама идёт по телевидению, новые песни вовсю звучат в радио ротациях. Хочу отметить, что альбом уже заставил говорить о себе тех, кто успел его послушать, причём оценку слушателей нельзя назвать однозначной. Что ты можешь сказать по этому поводу?

- Во-первых, это хорошо, что оценка неоднозначна - это означает, что в какой-то мере мы получили то, что мы хотели, потому что первоочередной задачей являлось заставить и слушателей, и критику - то есть публику вообще, - в любом случае как-то отреагировать на этот альбом, чтобы не было бы равнодушия, не было бы высказываний типа того, что: "Да, это очередной альбом тяжёлой альтернативной группы и он так себе, ничего и так далее". Приятно, что есть люди, которые говорят, что это полное говно, и есть люди, которые говорят, что это замечательно. Как это не забавно, альбом называется "Жизнь РадиКала" - и можно сказать, что он получился радикальным в стилистическом плане. Если на двух предыдущих альбомах мы достаточно мягко и осторожно экспериментировали с какими-то музыкальными направлениями, с какими-то звуками, то здесь всё уже дошло до некого апофеоза, потому что… Ну, грубо говоря, на нём есть вещи очень тяжёлые и есть вещи откровенно танцевальные, на первый взгляд которые могут показаться просто попсовыми. Есть также композициии, максимально приближенные к джазово-фанковому звучанию, и есть вещи, которые изначально делались как панк-роковые. Мало того, у каждой песни - практически у каждой! - своё собственное звучание, нет какой-то ровной поверхности, если можно так сказать про весь альбом. Если мы делаем тяжёлую вещь, то мы делаем её максимально тяжёлой, мы специально отстраиваем определённый звук под неё, специально, определённым образом её записываем, в определённой атмосфере и с определённым количеством звуков. Поэтому может быть, что вот эта неровность в музыкальном плане и вызывает такую неоднозначную реакцию, что хорошо в какой-то мере. Плюс ко всему на альбоме достаточно много жёстких текстов, жёстких не в том смысле, что они заставляют человека о чём-то задуматься, а том, что они просто окунают человека лицом в грязь, достаточно прямолинейных и откровенных. Поэтому, конечно, это очень большой шаг вперёд и я думаю, что не неделя и не месяц не смогут отразить, что из себя представляет этот альбом и что является реакцией на него - я думаю, что должно пройти достаточно большое количество времени, чтобы наши слушатели поняли конкретно, что мы имеем в виду.

- Кстати, о названии альбома. "Жизнь РадиКала" - звучит достаточно вызывающе и эпатажно, многие уловили эту двусмысленность. Вы сознательно к этому стремились?

- Нет. В принципе, это было сделано не специально, не было никаких сверхзадач, и это в очередной раз подтверждает, что большинство вещей, происходящих с группой "I.F.K." происходят, в основном, случайно, в качестве импровизации. Когда было придумано это название и мы его утвердили как название альбома, то только через какое-то время - прошёл, может быть, месяц или около того, точнее не помню - кто-то сказал: "Ребята, а ведь в итоге можно писать "Жизнь Радикала" в три слова". Конечно, в трёхсловесном названии тоже может быть свой смысл, мы просто над этим не задумывались. Этим названием мы никому не навязываем какую-то свою идею или сверхзадачу, но в любом случае, в его двусмысленности есть свобода выбора нашего слушателя: можете читать как угодно. Я думаю, что это именно так.

- Продолжая разговор об экстремальной музыке… Ты, конечно же, знаешь, что недавно глава нашего государства предложил новый вариант государственной символики и Дума его утвердила: в качестве музыкальной части нового гимна предполагается использовать музыку гимна Советского Союза. Как музыкант и как гражданин - каковы твои мысли на этот счёт?
 
- По поводу музыкальных особенностей мне достаточно трудно что-то сказать. Можно сколько угодно говорить: величественная музыка, невеличественная… Если эта музыка изначально писалась как гимн, она может быть гимном, она им и была! Какое-то количество времени это был гимн, который знали все и тому подобное. Что касается того, как я к этому отношусь как гражданин, то я считаю, что это неправильно по очень многим пунктам, в первую очередь хотя бы из-за того, что если уж глава государства говорит о том, что не надо разбрасываться гимнами и давайте определимся с нашей символикой, то в итоге так и происходит: вроде бы как все стали понемногу привыкать к тому гимну, который был предложен Ельциным и который был гимном России до этого момента. Получается, что с приходом нового президента каждый раз будет меняться гимн. Опять же, для любого человека, который следит за политикой и которому небезразлично, что происходит в стране, понятно, что это чисто политический шаг, что здесь нет никакой заботы о народе, большинстве или меньшинстве, и так далее... Чисто политический шаг под названием типа: "Уступка коммунистам". Почему мне это не нравится? Потому что из-за некой политической игры, обмена чем-то, страдают в итоге люди, которые вообще не понимают, что происходит. Есть ещё много всяких пунктов, почему, но самое страшное, чтовсё это было сделано в почти приказной форме. Обращение президента по телевидению для меня было неожиданностью. Да, я знал, что что-то обсуждается и предполагал, что будет какой-то референдум, или что-то ещё будет, но в итоге подтвердилось, что в ближайшие несколько лет никто ничего в этой стране не решает, кроме президента.и людей, которые находятся рядом с ним. Я не хочу обсуждать, хороший президент или плохой, хорошая Дума или нет - просто сама форма того, что всех людей поставили в известность мне не нравится, мне неприятно и страшно думать о том, к чему может это привести.

- Что ж, это точка зрения. Для меня всё происходящее стало, к примеру, напоминанием о том, как ещё каких-то двадцать лет назад политика подавляла музыку в нашей стране. Как ты думаешь, может ли эта ситуация повториться снова?

- Ну, во-первых, я думаю, что политика не сильно влияла на музыку, она скорее старалась влиять на людей посредством популярной музыки. В принципе, власть и сейчас старается заниматься этим же, только в другой форме. Точно так же поп-исполнители, да и часто рок-исполнители участвуют в таких, как бы я сказал, ****ских акциях, когда… Я не против того, чтобы участвовать в политических акциях, мало того, достаточно часто эти политические акции приносят хорошие деньги, и в этом нет ничего плохого. Но когда у тебя есть возможность выбрать между этими политическими акциями и у тебя есть возможность показать свою точку зрения, это нужно обязательно сделать. Очень хорошо зарабатывать деньги и очень хорошо зарабатывать большие деньги - это, что называется, ещё лучше, но при этом не продаваться за эти большие деньги. Так во всём мире: политика влияет на музыку в любом случае. Всё, что происходит в стране, конечно, влияет на музыку, влияет на тексты, хотя сейчас, к сожалению, именно в рок-музыке, среди людей, которые там работают, ситуация хуже, чем при советской власти. Большинство музыкантов в своём творчестве рисуют такую картину, что, типа, в стране всё хорошо, хотя это явно не соответствует действительности, и вряд ли это кому понравится. Так что музыка и политика в любом случае взаимосвязаны, но связь эта не должна перерастать определённые рамки.
 
- Хорошо, что на русскую рок-аудиторию имеют влияние злые молодые радикалы, мыслящие нестандартно и не как все…

- Я не совсем согласен со словом "злые", и сейчас попытаюсь объяснить, почему. Среди идей нашего нового альбома политика не занимает особо много места, хотя в свете всего сказанного было бы непонятно её отсутствие. Однако, несмотря на то, что тексты альбома местами весьма жёстки и в них ставятся серьёзные проблемы, мы хотим, чтобы люди обратили внимание на эти проблемы, а что они будут делать дальше - это уже их дело. Тут я открою один небольшой секрет. Недавно я встречался с людьми из GREENPEACE, и они сказали мне такую вещь: "Мы не просим вас, чтобы вы вместе с нами влезали на заводские трубы, затыкали сливы отстойников или, там, лазили по помойкам. Мы хотим от вас, чтобы вы нас просто поддержали". Точно так же мы хотим, чтобы люди просто поддержали нас и не стараемся никому навязать свою точку зрения.

- Очень скоро наступит новый, 2001 год. Что бы ты мог пожелать в связи с этим читателям "Бумеранга" и фэнам "I.F.K."?

- Тяжело говорить вот так, навскидку. Всем нам предстоит в новом году много работы, поэтому я мог бы пожелать всем стараться не поддаваться на жизненные неурядицы и разного рода социальные проблемы, а трезво и разумно их решать, оставаться везде и всегда самим собой и не терять надежду. Также я желаю всем перестать мучаться глупостями с так называемым миллениумом, который непонятно когда наступает - его встречали и в прошлом году, будут встречать в этом, и не стоит забивать себе этим голову, а лучше весело и и хорошо встретить вместе с друзьями Новый Год.
 
- С наступающими тебя праздниками и спасибо за интервью.

Журнал "Бумеранг", февраль 2001.


Рецензии