Двадцать Лучших Гитаристов XX Века

Как встретишь Новый Год, так его и проведешь. К счастью, про новое тысячелетие в народной мудрости ничего не сказано - и это правильно. Вряд ли кто сможет забыть, как Великий и Ужасный Миллениум плавно перетек на следующее утро в не менее ужасный опохмиллениум и прочие малоприятные дела, составляющие обратную сторону любого праздника. Тем не менее, уже можно смело заявлять: все прошло хорошо. Настолько хорошо, что пришедший в себя народ срочно бросился подводить итоги прошедшего столетия во всех без исключения областях искусства, науки и техники. Короче говоря: для того, чтобы не отстать от прогресса, мы решили также заняться обобщениями…
Список, предлагаемый вашему вниманию, ни в коей мере не претендует на полноту охвата необъятной рок-н-ролльной истории, которая к тому же продолжает писаться до сих пор - и, разумеется, авторские оценки могут не вполне совпадать с читательскими. Но составитель смеет надеяться, что настоящие краткие заметки окажутся небесполезными кое для кого в полезном деле расставления всех точек над "ё" в собственной голове. Итак,

50-е и 60-е

1. Би Би Кинг. Выдающийся блюзовый музыкант, один из отцов современного ритм-н-блюза (его настоящее имя - Райли Би Кинг), в конце сороковых годов потрясший Америку своими композициями и виртуозной техникой. Проявил себя не только как музыкант, но и как общественный деятель, став одним из первых чернокожих исполнителей, концерты которого стали посещать белые. Несмотря на преклонный возраст, Би Би Кинг продолжает играть блюз и по сей день, пользуясь огромным уважением фэнов и записывая пластинки с множеством первоклассных музыкантов (например, с Эриком Клэптоном).

2. Чак Берри. "Би Би Кинг рок-н-ролла". Его песни - это мелодика, динамика и потрясающий драйв. Чак Берри заложил основы не только классического рок-н-ролла, но и современного рок-шоу, начав активно двигаться по сцене во время исполнения знаменитой "утиной походкой" (его прекрасным учеником во всех отношениях стал Ангус Янг). Это стало прописной истиной рока: "Остерегайтесь играть с парнями, которые не знают, как играть Чака Берри"…

3. Джордж Харрисон. Лидер-гитарист THE BEATLES - вряд ли в истории рока можно отыскать более почетную "должность". Харрисон - создатель множества великолепных музыкальных работ, записанных как сольно ("Аll Things Must Pass"), так и в содружестве с другими звёздами мирового рока ("The Concert For Bangladesh").

4. Кит Ричардс. После распада THE BEATLES супергруппой №1 в мире стали ROLLING STONES. Немалая заслуга в конструировании фирменного звучания группы принадлежала Киту Ричардсу, строившему в композициях "Роллингов" жесткие мускулистые блюзовые риффы, создающие неповторимый колорит. Переработав наследие королей блюза Мадди Уотерса, Би Би Кинга и Джона Ли Хукера, Ричардс стал новатором в перенесении и рекультивации корней черного ритм-н-блюза на новой почве. От полученных результатов фэнов прет уже тридцать с лишним лет!

Джимми Хендрикс занимает в этом списке особое место, которому тяжело присвоить какой-либо номер - и в этом нет необходимости, ибо по сей день он был и остается некоронованным Королем гитары, Номером Один. Джеймс Маршалл Хендрикс, индеец-самоучка и левша, создал неповторимый и новаторский стиль игры, равному которому не было создано ничего - ни до, ни после, сочетая в своей музыке виртуозную технику, эквилибристическую точность и кристально ясное звучание. Своей музыкой Хендрикс показал новые горизонты мастерства и тем самым открыл дорогу множеству молодых гитаристов. К несчастью, жизнь его закончилась рано и трагически - Джимми Хендрикс умер от передозировки наркотиков в 1970 году в возрасте 28 лет.

70-е

5. Ричи Блэкмор. Семидесятые годы XX века были отмечены появлением новой музыки - хард-рока, логически пришедшего на смену старой манере игры. Разумеется, у него сразу же появились свои законодатели, и прежде всего - единственные и неповторимые DEEP PURPLE, мастерство которых до сих пор подавляет воображение. Отличительными чертами нового звучания стали возросшая скорость исполнения, взрывная ритм-секция и жесткая, техничная и агрессивная гитара. Ричи Блэкмор играл именно так, продолжая славные традиции Джимми Хендрикса и одновременно создавая собственную уникальную стилистику, названную много лет спустя "медиаторная школа Блэкмора". Кроме выдающегося гитарного таланта Блэкмор также успел прославиться в музыкальном мире своим скверным характером - то состав разгонит, то гитарой камеру разобьет…

6. Тони Айомми. Если творчество Ричи Блэкмора и компании заложило прочный фундамент под еврометалл восьмидесятых, то Тони Айомми из BLACK SABBATH можно без преувеличения назвать дедушкой современного экстрима. Чуть было не потеряв в молодости пальцы левой руки, маэстро продолжал играть наперекор всему - в напальчниках, настраивая гитару на три тона ниже, - и создавая зубодробительные риффы! Отголоски страшного наследия второй из величайших хардовых команд мира ныне встречаются в огромном стилистическом диапазоне - от IMMORTAL до RAGE AGAINST THE MACHINE.

7. Джимми Пейдж. Легендарный соло-гитарист "третьего кита" мирового хард-рока - LED ZEPPELINE. Обладая подлинно магической техникой, невероятно талантливый Пейдж повернул хард-роковую гитару к ее блюзовым корням, наполняя композиции одновременно свинцовой мощью и тяжестью ("Moby Dick", "Whole Lotta Love") и чумовой мелодикой ("Stairway To Heaven"), за что стиль, в котором играли LZ, обозвали "хэви-блюз". Увлекался Пейдж и магическими прибамбасами, в результате чего множество не совсем нормальных людей до сих пор ищет на его пластинках скрытые послания от чертей. В 90-х годах им были записаны сильнейшие работы совместно с Робертом Плантом и Дэвидом Ковердейлом.

8. Эрик Клэптон. Уникальный и разноплановый гитарист, "боевой путь" которого читается как история мирового рока. CREAM, BLIND FAITH, DEREK AND DOMINOS, Фил Коллинз, Би Би Кинг - далеко не полный список звездных групп и персоналий, с которыми ему приходилось работать, исполняя хард, блюз, арт… Эрик Клэптон известен также множеством сольных работ ("Just One Night", "Time Pieces") и великолепным акустичесим концертным альбомом, признанным одним из лучших в классической серии "MTV Unplugged".

9. Брайан Мэй. Мало кто из соло-гитаристов мог бы похвастаться тем, что гитара, на которой он играет, была сделана им самим - и в их числе гитарист арт-роковой легенды QUEEN Брайан Мэй, собравший себе ещё подростком из куска каминного дерева гитару с неповторимым звуком, который на много лет определил звучание группы. Звучание инструмента Брайана Мэя впоследствии пытались скопировать в своих моделях BCRich и DiMarzio, а его техника игры неоднократно приносила ему неофициальное звание одного из лучших гитаристов мира.

10. Стив Джонс. Кто-нибудь сейчас обязательно скажет: "Господи, а как в двадцатку лучших гитаристов мира затесался этот раздолбай из SEX PISTOLS? Там же нечего играть!" Конечно, Стив Джонс никогда не отличался скоростью и сложностью гитарной игры, препочитая три блатных рок-н-ролльных аккорда любым крутозамороченным солякам, что вполне отвечало характеру исполняемой группой музыки. Однако не стоит забывать, что вслед за Пистолзами в панк-рок ломанулось огромное количество талантливой и угарелой молодежи, воспринявшей лозунг "Каждый, кто взял в руки гитару, уже умеет на ней играть!" как руководство к действию и превратившей тем самым панк-рок из заморочек английской шпаны в массовое музыкальное движение.

80-е

11. Ангуса Янга можно был бы без преувеличения назвать "Чаком Берри в высшей точке своего развития". Главный идеолог и хулиган рок-н-ролльной суперзвезды AC/DC прославился не только милыми выходками типа плясок по сцене в угаре и стриптиза с обязательным сниманием штанов во время шоу, но и высоковольтной виртуозной игрой на протяжении всего этого безобразия, длящегося уже двадцать с лишним лет. В гитарных наворотах младшего из братьев Янг можно уловить вполне узнаваемые интонации англоамериканского рока и блюза (учитывая особое отношение Ангуса к YARDBIRDS), творчески переработанные в музон, от которого горит степь, пляшут зубы и глохнут танки.

12. Дэйв Мюррей (наряду с легендарным бас-гитаристом Стивом Харрисом) - отец-основатель хэви-металлического монстра IRON MAIDEN, название которого в течение многих лет воспринималось чуть ли не как синоним понятия "хэви-метал". Источник его блестящего исполнительского мастерства следует искать в музыкальном влиянии лидеров первой волны New Wave Of British Heavy Metal, а также в английской харде начала семидесятых (помните "медиаторную школу Блэкмора"?) Тем, кто хочет узнать больше, настоятельно советую слушать первоисточник - все равно словесному описанию такого рода музыка не поддается. Кстати сказать, техника Мюррея повлекла за собой в период глобальной моды на хэви массу подражаний, отголоски которых можно услышать, например, в манере игры выдающегося русского гитариста Владимира Холстинина ("Ария").

13. Кирк Хаммет. Ученик гитарного монстра Джо Сатриани, игравший в раннем составе EXODUS, Кирк Хаммет занял в 1983 году вакантное место соло-гитариста METALLICA, где и закрепил за собой славу высокотехничного и эксцентричного музыканта, использующего в построении сольных партий как принципиальное наследие рок-классики, так и гитарные новации в духе Сатриани (сказалось влияние учителя!) или Ули Рота. Скоростные и череподробильные соло Хаммета с начала восьмидесятых стали визитной карточкой звучания METALLICA, сочетая в себе нестандартный мелодизм с мегаваттным драйвом.

14. Марк Нопфлер. Другая сторона музыки восьмидесятых - DIRE STRAITS. Мелодичный блюз… и его законодатель Марк Нопфлер, гитарист с интересным звуком, филигранной техникой и нестандартным звукоизвлечением, по его собственным словам, не играющий медиатором потому, что в молодости постоянно их терял (выводы делайте сами). Возможно, лучший представитель жанра своего десятилетия.

15. Энди Ла Рок (настоящее имя - Андерс Эллхейг) - лидер-гитарист из сопровождающего состава KING DIAMOND, вполне заслуживший своей игрой титул "гитарного бога". Если вы любите музыкальные страшилки, то это для вас: навороты Кинга Даймонда про чертовщину на всех его альбомах превосходно дополняются запутанными, скоростными и готически-мрачными партиями соло-гитары и мистической акустикой в исполнении Энди, способной вызвать у слушателя приятное ощущение затянувшегося кошмара

16. Ингви Мальмстин. Шведский гитарреро, имя которого стало нарицательным для всех любителей скоростного насилия над своими инструментами. Начав карьеру в группе RISING FORCE, Ингви вскорости стал известен как исполнитель множества собственных переложений классического репертуара, исполненных к тому же с блестящим артистизмом и на предельно высокой скорости. Став в 1984 году лучшим гитаристом Швеции, не остановился на достигнутом, шлифуя мастерство с каждым новым альбомом ("Odyssey", "Trilogy", "Eclipse") и достигнув к началу девяностых воистину торпедной беглости пальцев. Правда, новые работы великого технаря, по общему мнению, излишне грешат голой демонстрацией этой самой техники в ущерб всему остальному…

17. Стив Вэй. В отличие от предыдущего персонажа, Стив Вэй, видимо, смог нащупать тонкую и гармоничную грань между техничной формой и талантливым содержанием своих композиций и, кроме того, удержаться на ней в течение долгого времени. Истинный новатор, Стив Вэй пребывает в состоянии постоянного эксперимента над стилем, звуком и манерой игры, не имея за более чем пятнадцатилетнюю творческую деятельность в своей дискографии двух одинаковых альбомов. Один из сильнейших соло-гитаристов планеты.

90-е

18. Марти Фридман. История расцвета тяжелой музыки завершилась с концом восьмидесятых годов - девяностые обозначили ее закат, коммерциализацию и отход от классических канонов исполнения: у молодежи появились новые кумиры, и немногие из металлических команд могли позволить себе продолжать идти в том же направлении, что и несколько лет назад. Новые порядки, однако, совершенно не коснулись MEGADETH, переживших с приходом в группу гитариста Марти Фридмана новый подъем. Любимый ученик Майкла Варни не подкачал, создавая на альбомах MEGADETH последнего десятилетия совместно с Дэйвом Мустейном шквальные потоки гитарных партий, превращающие в пульпу даже самые подготовленные мозги. Кроме работ с группой генерала Мустейна имеет в активе сильные сольные пластинки ("Introduction").

19. Курта Кобэйна сложно было назвать виртуозом. Но место в списке выдающихся музыкальных деятелей десятилетия он заслужил - за особый вклад в становление и развитие новой американской музыки, которой являлся в начале девяностых гранжд сиэтльского разлива.

20. Том Морелло. Доведя скорость исполнения до физически возможного предела, многие гитаристы ощутили нелепость и тупиковость ситуации и, подобно вождю пролетариата, пошли другим путем. Неизвестно, знал ли Том Морелло из RAGE AGAINST THE MACHINE о заветах Ильича, но за последнее время гитарист RATM снискал себе репутацию талантливого и непредсказуемого музыканта, создающего необычное звучание при помощи не совсем привычных для гитары средств, как-то: активной работы с вау-боксами, переключателями, ручками громкости, использованием искаженного и фонового сигнала и даже игрой по струнам... разъемами подключенного к усилителю гитарного кабеля. Несмотря на то, что многим это (справедливо, на мой взгляд) кажется своеобразной эквилибристикой, некоторые видят в композициях RATM процесс поиска новых путей развития для гитары XXI века, тем более, что в манере игры Тома Морелло явственно слышны отголоски творчества Тони Айомми и других классических мастеров. Может быть, нас ожидает ренессанс?

Журнал "Бумеранг", август, сентябрь 2001.


Рецензии
а как же Вольф Хоффман из AccepT?

Уткин Владимир   04.10.2012 20:58     Заявить о нарушении
Всё-таки, интересно: а куда это подевались Джон Маклафлин, Рон Джарзомбек, Керри Кинг, Сантьяго Доблес, Трей Азагтот, Пол Масвидал, Чак Шульдинер? Исходя из логики "все имена должны быть на-слуху", этих людей никуда не денешь в сторону мусорной свалки. Прям, как слова из песни получаются все эти дядьки. А ежели к ним плюсануть ещё тётку Грейт Кэт...

Сергей Горшт   10.05.2013 13:29   Заявить о нарушении