Имя На Грифе. Именные модели гитар

Рассказывают, что однажды в начале шестидесятых годов где-то в Великобритании на прослушивание в пафосную звукозаписывающую компанию заявилась забавная четвёрка пацанов с провинциальным звучанием и предложила себя в качестве новейшей музыкальной сенсации. Нельзя сказать, чтобы воротилы местного шоу-бизнеса в должной мере прониклись этой идеей - скорее всего, менеджер коллектива просто достал их до такой степени, что Самый Главный Босс счёл за благо предоставить нахалам полчаса студии и триста метров плёнки, не возлагая особых надежд на результат. Официальный ответ вокально-инструментальному ансамблю "The Beatles" гласил, что звучание группы оставляет желать лучшего, да и вообще "группы гитаристов выходят из моды"… Как оказалось, руководители лейбла обломали сами себя: через несколько месяцев "The Beatles" стали мега-звёздами, а гитара получила статус инструмента, спровоцировавшего рок-революцию, продолжающуюся в течение последних пятидесяти лет.

Непосредственным результатом интереса исполнителей к новым возможностям гитарного звучания стало появление на свет множества "гитарных героев" - музыкантов высшего класса, не только безукоризненно владевших своим инструментом, но и зачастую экспериментировавших с их устройством и конфигурацией в соответствии с нестандартными запросами собственного музыкального мышления. С другой стороны, фирмы-изготовители музыкальных инструментов всегда старались сотрудничать с музыкантами, учитывая их замечания и предложения при создании новых и усовершенствовании классических моделей гитар. Наконец, далеко не последнюю роль в процессе создания "персональных моделей" сыграли требования множества музыкантов-любителей, непременно желавших обладать точной копией инструмента своего кумира, причём воспроизводящей близко к оригиналу не только его рисунки и обводы, но и более существенные характеристики, непосредственно относящиеся к специфике звучания. Всё это привело к тому, что создание и производство "именных" инструментов приобрело поистине промышленный размах, принося дополнительную долю популярности музыкантам, существенный доход производителям и немереную радость коллекционерам.
Стоит, однако, заметить, что эта в высшей степени здравая идея долгое время практически "носилась в воздухе", встречая определённое противодействие со стороны гитарных магнатов. Так, например, за первые пятьдесят лет существования одного из столпов американского гитаростроения "Gibson" только два музыканта удостоились чести иметь собственную именную модель: эстрадный певец Ник Лукас и мультиинструменталист Рой Смек по прозвищу "Чародей Струн". Ко всему прочему, "Gibson" в конце 40-х годов был признанным лидером по производству электрогитар с полуакустическим корпусом, поэтому когда известный американский музыкант и инженер-электронщик Лес Пол предложил компании свои идеи относительно создания цельнокорпусного инструмента, консервативные настроения гибсоновских теоретиков поначалу взяли верх над здравым смыслом. Это не помешало фирме пересмотреть свои взгляды, когда серией независимых опытов было убедительно показано, что корпус гитары, изготовленный из цельного куска дерева в значительной степени увеличивает сустейн (продолжительность и яркость звучания струн). В начале пятидесятых "Gibson" был в полной мере готов к проектированию и коммерческому распространению цельнокорпусной модели, предложив идейному вдохновителю помощь в продвижении инструмента. Так была создана одна из самых популярных "именных" моделей рок-н-ролла - гитара "Gibson Les Paul", ставшая источником фирменного звучания для множества музыкальных жанров конца XX века. При этом компания, разменявшая недавно второе столетие, продолжает успешное наступление на все сегменты музыкального рынка, выпуская помимо серийных инструментов точные копии гитар знаменитых музыкантов, в разное время сотрудничавших с "Gibson". В каталогах гибсоновской "подписной серии" можно встретить, например, трибьютный инструмент легендарного Тони Айомми из "Black Sabbath", украшенный фирменными саббатовскими крестами на маркерах ладов и обладающий плотным агрессивным звучанием, копию гитары музыканта Оззи Осборна Закка Уайльда с характерной концентрической отделкой корпуса, или "Gibson Pete Townshend Signature SG", воспроизводящий фирменный звук лидер-гитариста "The Who"…
Начало пятидесятых годов прошлого века было отмечено появлением на свет классических моделей гитар, порождённых инженерным талантом человека по имени Лео Фендер. Базовыми моделями "Fender" стали цельнокорпусные гитары "Стратокастер", отличавшаяся хорошо узнаваемыми обводами корпуса и головки грифа, наличием трёх одинарных звукоснимателей-синглов и тремоло-блока, и "Телекастер", снабжённая двумя датчиками и жёстким креплением струн на корпусе. Продиктованное конструктивными особенностями различие в звучании инструментов поначалу оказало существенное влияние на выбор музыкантов: яркое, жёсткое звучание "Телекастера" и сранительная простота его обслуживания привлекла к себе внимание темнокожих блюзмэнов и исполнителей музыки в стиле кантри-энд-вестерн, в то время, как тембральное разнообразие и техническое совершенство модели "Стратокастер" вдохновляли молодых и амбициозных рок-н-роллеров, белых блюзбрейкеров, а позднее - и отцов-основателей хард-рока. Результаты не замедлили сказаться на популярности фендеровских инструментов, ставших на сегодняшний день одним из наиболее уважаемых мировых гитарных стандартов. Судите сами: линия "именных" моделей "Fender", созданная за последние тридцать лет, включает в себя как точные копии гитар легендарных мастеров недавнего прошлого - таких, как Мадди Уотерс ("Телекастер" образца 50-х годов, оригинал которого находится в Зале Славы Рок-н-ролла в Кливленде) и Джими Хендрикс ("зеркальное" воспроизведение правостороннего белого "Стратокастера", сопровождавшего Джими на концертах "Peace And Music Festival" 1969 года), - так и серийные модели, созданные в сотрудничестве с Эриком Клэптоном, Крисом Ри, Ричи Блэкмором, Ингви Мальмстином, Бадди Гаем, Джимми Воэном, достаточно точно воспроизводящие звучание и внешний вид своих "первоисточников" и носящие имена своих знаменитых владельцев (например, "Yngwie Malmsteen Stratocaster"), "подтверждаемые" факсимильными декалями на головках грифов. Короче говоря - чего ещё нужно потребителю для полного и всеобъемлющего счастья?
Выбравшееся на свет из-под обломков классического рока чудовище по имени "хэви-метал" породило собой новый виток эволюции идеи, разрушивший относительное спокойствие творческой мысли гитаростроителей раз и навсегда. Новые условия, продиктованные сотнями талантливых хулиганов от музыки, рубившихся насмерть на сотнях площадок по всему земному шару, раздвинули рамки гитарного эксперимента до невиданных ранее рубежей. Конфигурация, цвет, дизайн, звучание, количество ладов, звукоснимателей и струн подверглись тотальному пересмотру, сломавшему не один десяток казавшихся незыблемыми стереотипов. Именно неудержимой эпидемии экстремальной музыки, разразившейся в конце 70-х обязаны своим авторитетом такие сравнительно молодые гитарные брэнды, как "E.S.P.", "Jackson" или "B.С.Rich", преуспевшие в создании имиджевых и именных моделей для приверженцев агрессивного звука и космических скоростей - и вряд ли стоит далеко ходить за примерами. Так, пожалуй, самой большой удачей "E.S.P." стало то, что дуэт гитаристов "Metallica" Хэтфилд - Хаммет выбрал продукцию фирмы в качестве своих основных инструментов, что дало последней возможность выпустить именные модели музыкантов "Metallica", в частности, копии инструментов Кирка Хаммета "KH-2" и "КН-3", выполненные на основе моделей "MII Deluxe" и "Eclipse" и оснащённых классическим набором конструктивных особенностей, характерных для такого рода инструментов: двумя активными хамбакерами, тремоло-блоком типа Floyd Rose, а также весёленькой отделкой в виде черепов, костей и паучков. Кроме всего прочего, "E.S.P." до сих пор отличаются неутомимой работой с различными монстрами тяжёлого рока - среди заказчиков фирмы можно встретить музыкантов "Sepultura", "Kiss", "Helloween", "Blind Guardian", "Slayer"…
Кстати, о "Slayer". Несмотря на существование двух "E.S.P."-шных моделей "Kerry King Model" и "Kerry King Custom", сам Керри Кинг, как, впрочем, и второй гитарист группы, Джеф Ханнеман, отдаёт предпочтение продукции "B.С.Rich", являясь одним из самых известных эндорсеров фирмы. Непосредственным результатом этого сотрудничества является именная модель "Kerry King V", выполненная в формате "Flying V". Эта, а также многие другие кастомовые модели "B.С.Rich" надёжно закрепили за собой славу инструментов, способствовавших развитию экстремального металла в конце прошлого столетия.
Всё сказанное в полной мере можно отнести к фирме "Jackson", также приложившей немало усилий в деле совершенствования инструментальной базы современной тяжёлой музыки. Инструменты "Jackson" сегодня можно встретить в арсенале практически любого серьёзного хард-рокера. Назову лишь некоторых из них, чтобы не быть голословным: всё тот же Джеф Ханнеман (обладатель "Jackson Custom Shop Soloist"), Дэйв Мустейн и его недавний соратник по "Megadeth" Марти Фридман, Дэйв Мюррей из "Iron Maiden" - в общем, список счастливых и знаменитых джексоновских пользователей огромен и постоянно растёт.
…К сожалению, формат журнальной статьи не позволяет нам более подробно углубиться в занимательную историю проектирования и применения именных моделей гитар (именные модели бас-гитар - это вообще тема для отдельного разговора!). Поэтому, не без труда заставляя себя ограничиться рамками написанного, хочется напоследок заметить, что, хотя история рок-музыки была в значительной мере написана усилиями инженеров, электронщиков и дизайнеров, её основной движущей силой продолжают оставаться руки музыкантов, оставляющие ощущение сбывшегося волшебства в душах фанатов - и свои имена на грифах наших гитар.

Журнал "Бумеранг", октябрь 2002.


Рецензии