KoЯn. ЗёRNа

Возможно, что если бы этой группы не было на свете, её вполне стоило бы придумать. Хотя бы для того, чтобы каждый желающий мог воочию убедиться: всё классное и новое - это хорошо забытое старое плюс непоколебимая уверенность в правильности собственного понимания того, что должна представлять из себя современная рок-музыка. Ну и, конечно, некоторое количество смелости делать что-то вопреки сложившимся стереотипам и плевать с высокой колокольни на нытиков и хулителей. Но…

К несомненному счастью некоторых из нас, такой коллектив существует, с каждым годом всё более недвусмысленно доказывая своё право на безбедное существовование и дальнейшее процветание. Вот уже десять с лишним лет группа, носящее экологически чистое название "KoЯn" и исполняющая столь же экологически чистую и нескучную музыку живёт и здравствует, и, судя по всему, ещё бесконечно далека от мыслей о заслуженном отдыхе. Живёт, периодически ломая застойные (чуть было не написал - отстойные) рамки стилистических определений, заботливо культивируя на виниловых просторах свой собственный, ни на что не похожий, странный и привлекательный стиль, который только в самых общих чертах можно обозначить как "альтернатива" всему, чему только можно представить.

Впрочем, тот, кто уже имел в жизни опыт общения с музыкой американских "куКуЯузNиков", наверняка успел сломать себе на этом голову и без моих предисловий. Всем остальным можно только настоятельно порекомендовать любую пластинку означенного коллектива к немедленному прослушиванию с целью получения массы положительных эмоций и утраты большей части иллюзий относительно музыкальной приоритетности групп типа "Limp Bizkit", "Papa Roach" и подобных им теоретиков американского рэп-кора.

Ураган "корновского" звучания начал своё путешествие по планете из небольшого калифорнийского города Бейкерсфилд, на территории которого однажды состоялась встреча пятерых музыкантов, одержимых желанием созидать нечто уникальное в своём роде - тяжёлое, кричащее, рычащее, агрессивное и заводное. Возможно, если бы встреча, об историческом значении которой ещё не подозревал никто, включая наших тусовщиков, состоялась чуть в стороне от калифорнийского солнца и пляжей, - скажем, где-нибудь во Флориде, - то благодарное человечество получило бы на свою голову ещё одну неплохую дэт-металлическую или, на худой конец, грайндкоровую формацию со всеми вытекающими из этого обстоятельствами.

Однако музыкальные пристрастия свежеиспечённого состава тянули группу в несколько иную сторону, исключающую кровожадные намерения типа "догнать и перегнать "Cannibal Corpse"". Доподлинно известно например, что гитаристов Джеймса Шаффера и Брайана Уэлша в одинаковой степени вдохновляло как творчество классиков европейского пауэр-металла, так и перспективные наработки металлургов-соотечественников. Басист Филди маниакально врубался в прогрессивный фанк и классический рок 70-х, что, разумеется, не преминуло наложить неизгладимый след на его манеру игры.

Оттяпавший себе почётное и приятное место вокалиста Джонатан Дэвис находил душевное успокоение в злостных хип-хоп-речитативах, перемежавшихся эмоциональными рассуждениями о судьбах нового поколения американских подростков, по горло сытых лживостью, продажностью и жестокостью человеческого общества. Ну, а приглашённый на вакантную должность драм-машиниста Дэвид Сильверия самозабвенно колотил в свои котлы, получая массу удовольствия от самого процесса музицирования и обеспечивая тем самым мощный барабанный фронт, необходимый для нормального функционирования группы в целом.

Стоит заметить, что общение металлистов, рэперов, хиппи и экстремалов на бескрайних российских просторах, скорее всего, закончилось бы тем, что высокие договаривающиеся стороны дружно набили друг другу морды. В Калифорнии же процесс пошёл почему-то в диаметрально противоположном направлении: после нескольких лет напряжённых репетиций и написания материала группа уселась за созидание дебютного альбома, оригинально названного KoЯn.

Впрочем, оригинальность мышления коллектива проявилсь не только в деле самоназвания - посеянные музыкантами зёЯNа дали любопытные всходы. Никому не известные пацаны из калифорнийского захолустья сварганили нескучный гибрид из пауэра, трэша, рэпа, фанка и хардкора, к тому же творчески подойдя к самому процессу игры на инструментах, в котором, казалось бы, сложно придумать что-то новое - вроде бы, нот всего двенадцать, а струн на гитаре шесть… Шесть?
 
Можно без преувеличения сказать, что "KoЯn" одними из первых популяризировали идею использования семиструнных гитар в современной музыке, вызвав этим массу подражаний - ранее модели с седьмой струной, настроенной, как правило, в "си" контроктавы использовались, в основном, гитарными эстетами a la Стив Вай и для тяжёлого рока были, мягко говоря, нетипичны. От гитаристов не отставал и басист, использовавший для записи пятиструнный бас с предельно опущенными струнами, что в сочетании с фанковой манерой игры Филди давало практически перкуссионное звучание ритм-секции.

Вдобавок все гитары группы были настроены на тон ниже основного строя - приём, позаимствованный от американских и скандинавских экстремалов. В результате "низы" достигли почти инфразвуковых пределов, "верхи" закладывали уши, а музыка в целом заставляла колбаситься даже убитых любителей Майкла Джексона. Америка получила ещё одну альтернативную звезду, а дебютник - двойную "платину".

Не останавливаясь на достигнутом, юные американские Мичурины продолжили дело музыкальной гибридизации с достойной всяческих похвал интенсивностью, выпустив в 1996 году вторую пластинку, Life Is Peachy, которая со временем также приобрела мультиплатиновый статус. К этому времени, кроме активной концертной деятельности группа успела замутить несколько побочных проектов в лице создания собственного рок-фестиваля, независимого лейбла "Elementree Records", а также еженедельной интернет-программы "KoЯn T.V.", попутно занимаясь написанием песен для своего третьего альбома, получившего название Follow The Leader и увидевшего свет в 1998 году. Пластинка в очередной раз подтвердила правомерность корновских притязаний на статус звёзд альтернативной сцены, тем более что в записи альбома принимали участие такие харизматические персонажи американского рэп-кора, как Фред Дёрст из "Limp Bizkit" и Ice Cube - вечный кайф, конечно, для тех, кто понимает…

Первый год нового тысячелетия "ЗёЯNа" встретили организацией крупного американского турне The Family Values Tour в компании со "Stone Temple Pilots", "Linkin Park", "Staind" и "Static-X", а также выходом сольного альбома своего басиста Fildey"s Dream. Ко всему прочему ходят слухи, что в ближайшее время "KoЯn" собираются порадовать своих фанатов выходом новой пластинки, название которой пока держится в строгом секрете.

Хотя - чего уж там скрывать? Как говорится, что выросло, то выросло.

Журнал "Бумеранг", июнь 2002.


Рецензии