Muse. Mьюзыка Одиноких Сердец

Ни для кого уже не секрет, что неожиданно нагрянувшее двадцать первое столетие торжественно ознаменовало свой приход глобальным съездом крыш у населения. Лучшим Другом Человека неожиданно стал семейный психоаналитик. Районный психиатр превратился в олицетворение последней надежды для множества страждущих невротиков. Бывшее и без того расплывчатым понятие "психической нормы" начало приобретать оттенок легкой издевки применительно к большинству представителей нового поколения. Поколения, отказывающегося привыкать к тому, что окружающий мир постоянно рождает в их сердцах страх, неуверенность в себе и завтрашнем дне, клаустрофобию и одиночество - чувства, неизбежно сопровождающие человека, вынужденного жить в эпоху "технического экстаза"…
Также ни для кого уже не секрет, что каждый из нас время от времени горит желанием самостоятельно найти общий язык с обратной стороной своего "я", что, безусловно, несет немалую пользу душевному здоровью, хотя и чревато порой опасными иллюзиями. Например, множество экспериментаторов закономерно нашло бесславный конец, пытаясь расширить собственное сознание при помощи разнообразных химических препаратов. Другие увязли в глубинах разного рода созерцаний, идеологий и тоталитарных сект. И только немногие нашли в себе достаточно сил для того, чтобы сделать свой невроз достоянием общественности, сказать о своих проблемах так, чтобы на каждое слово отозвались сотни родственных душ, узнавших в зеркале песен себя и свою потаенную боль. Трое молодых людей из небольшого английского графства Девон в один прекрасный день выбрали третий путь, взяв в качестве самоназвания ко-многому-обязывающее словечко MUSE ("муза", если кто еще не понял) - и заняв к началу нервного третьего тысячелетия собственное музыкальное пространство вне осточертевшего ничем не оправданного оптимизма поп-пункеров и речитативных матюков под сэмплированные гитары.
Замечу мимоходом, что головы многих моих знакомых еще не вполне остыли после жесточайшего зажигалова, учиненного упомянутым колективом на московском концерте в честь презентации русской версии популярного журнала "New Musical Express", в ходе которого британские гости вчистую убрали все суппортировавшие им в тот вечер отечественные группы. В любом случае, сегодня уже тяжело представить себе, что каких-то десять лет назад гитарист/вокалист Мэтью Беллами, басист Крис Вольстенхольм и барабанщик Доминик Ховард не подозревали о существовании друг друга, встретившись впервые в прибрежном английском городке Тейнмут. Как и большинство современных подростков, троицу одолевало множество проблем, наиболее глобальной из которых была проблема под кодовым названием "нечем заняться". В поисках ее решения пацаны шатались по городу, курили и слушали музыку, преимущественно блюз - Рэя Чарльза и Роберта Джонсона. Блюзовое настроение, впрочем, вполне соответствовало настроению житейскому. Родители Мэтью находились в тот момент в состоянии вялотекущего развода, что весьма травмировало молодого человека, жившего на попечении у бабушки. Если добавить к этому повсеместное увлечение английской провинциальной молодежи наркотой, то нетрудно представить, что юный Беллами частенько попадал в неприятности с законом. И кто знает, как бы все повернулось, если бы не музыкальные гены, которыми Беллами-старший, по молодости игравший в составе THE TORNADOES, сполна наделил непутевого наследника.
Стоит добавить, что свое влияние на нешаблонное восприятие музыки оказала встреча Мэтью с испанским гитаристом, исполнявшим классическую фолк-музыку во время четырехмесячного странствия будущего лидера "любимцев муз" по Европе после окончания школы. Так или иначе, но к 1994 году Мэтью и Доминик сформировали первый дееспособный проект под названием GOTHIC PLAGUE, переманив туда из другой школьной группы Криса - коллектив, который уже можно было рассматривать как эмбрион будущего MUSE.
Первое признание пришло к МЬЮЗыкантам через два года, когда группа выиграла конкурс "Battle Of The Bands" в Девоне с ковер-версией композиции NIRVANA "Tourette". Очевидцы вспоминают, что "какая-то панк-группа" завела зал до такой степени, что на сцену выбежала огалтелая толпа, разломавшая весь аппарат - при том, что в конкурсе принимали участие команды, внулину снимавшие JAMIROQUAI! После этого трио окончательно уверовало в свои силы и заодно поменяло название на MUSE (до этого команда уже успела один раз сменить наименование и в 1996 году носило типично пункерское прозвище ROCKET BABY DOLLS). Штурм музыкальных высот начался, что называется, в полный рост, несмотря на то, что сперва не все получалось так гладко, как того хотелось бы: в процессе завоевания мало-мальской известности Мэтью пришлось освоить специальность художника-декоратора, Крису поработать помощником в гитарном магазине, а Доминику даже побыть разнорабочим, подтверждая тем самым мысль дедушки Ленина о том, что "металлисты - это самый развитой и и передовой класс, и никто не сможет отрицать, что это и есть передовой отряд всего пролетариата". Однако в конце 1998 - начале 1999 года MUSE удалось-таки выпустить две EP-шки с интересным материалом, заставивших говорить о коллективе как о достойных продолжателях дела мастеров "вегето-сосудистого блюза" RADIOHEAD, что послужило основанием для заключения контракта с влиятельным американским лейблом Maverick.
Так начался новый виток МЬЮЗыкальной карьеры группы, впоследствии показавший, что Беллами и Ко способны не только небесталанно клонировать звучание старших товарищей, но и создавать свой собственный и уникальный в своем роде звук. Лучшим тому доказательством послужил первый альбом MUSE "Showbiz", вышедший в октябре 1999 года и получивший "золото" в Англии (всего на сегодняшний день в мире было продано около 500000 копий). Все тот же "New Musical Express", оценивший пластинку в 6 баллов из 10, охарактеризовал полученный результат как "смесь звучания RADIOHEAD, Джеффа Бакли и QUEEN". Несмотря на энергичность живого гитарного звучания, в процессе записи MUSE грамотно использовали орган, меллотрон, вибрафон, добавляя в нарочито-грязноватый "инди-саунд" клавишные подклады и электронные лупы, тем самым создавая местами типично готическую атмосферу! Соли в суп изрядно добавляли выкрики и драматические монологи Беллами о проблемах, страхах и неудовлетвореностях молодых людей в современном обществе… Короче говоря, было бы величайшей несправедливостью, если бы более маститые рок-персонажи проигнорировали эту заявку на попадание в первую лигу - MUSE были приглашены в качестве группы поддержки на турне признаных светил инди-сцены в лице FOO FIGHTERS и RED HOT CHILLY PEPPERS, что не помешало британским меланхоликам достойно справиться с поставленной задачей.
Делу дальнейшего укрепления позиций MUSE на мировой независимой сцене послужила также и их вторая полноформатная работа, вышедшая в первой половине 2001 года под названием "Origin Of Symmetry", в которой, по мнению критиков, слышны отзвуки творчества не только названных выше RADIOHEAD и QUEEN, но и Тома Уэйтса, RAGE AGAINST THE MACHINE и DAFT PUNK. Появление этой пластинки в свет, также как и последние концертные выступления коллектива показали, что творческий потенциал "первой английской группы XXI века" высок. MUSE еще долго будут лить горький музыкальный бальзам на душевные раны своих фанатов по всему миру. И это правильно - понимание есть первый враг одиночества.

Журнал "Бумеранг", декабрь 2001.


Рецензии