Rob Zombie. Неугомонный Зомби

…Сейчас, по прошествии многих лет, мне все чаще приходится с неизбежным чувством горечи признаваться самому себе: в мире становится все меньше музыки, способной пробудить хотя бы минимум положительных эмоций. Осознание этого иногда серьезно действует на нервы. Порой мне кажется, что заводная, агрессивно-мелодичная, искренняя, настоящая музыка с неизбывным привкусом буйной фантазии и тихого помешательства осталась далеко в прошлом, заняв достойное место между динозаврами и комсомолом. И когда я начинаю понимать, что дела обстоят почти что именно так, меня не тянет выбросить компакты на помойку и напиться лекарств от плохого настроения исключительно благодаря тому, что однажды институтский приятель с безумными от постоянного прослушивания любимой музыки глазами сунул мне в руки безымянную кассету и сказал: "Это… Короче, ваще! Чума!"
Не буду долго держать вас в неведении. Приятель оказался совершенно прав, а творчество господина со страшным именем Роб Зомби, альбом которого достался мне тогда в виде копии со смачно похрустывающей виниловой пластинки, наполнило меня до самых ушей уважением к авторскому таланту и буйной фантазии, граничащей с тихим помешательством…
Говоря по совести, еще совсем недавно Роб Зомби был ночным кошмаром мирового рок-н-ролла под номером один, которым разве что маленьких детей не пугали. Сожжение же пластинок воинствующими христианами и скандалы на концертах сопровождали Роба всю его долгую творческую жизнь еще со времени появления на американской сцене ультра-эпатажного коллектива WHITE ZOMBIE. Но даже несмотря на то, что ряд музыкантов с MARYLIN MANSON во главе на сегодняшний день небезуспешно продолжают корчить из себя антихристов различной степени психопатичности, пожалуй, мало кто в состоянии сравниться с героем нашего сегодняшнего рассказа во всепоглощающей способности создавать кошмарные и чарующие аудиовизуальные картины при помощи любых имеющихся в наличии подручных средств.
WHITE ZOMBIE, первый и, пожалуй, наиболее брутальный из всех проектов, реализованных Робом Зомби (кстати, как вы уже могли догадаться, Зомби - это псевдоним: настоящее имя музыканта, данное ему мамой и папой - Роб Стрэйкер) за шестнадцатилетнюю музыкальную карьеру, появился на нью-йоркской сцене в 1985 году - после того, как господин Стрэйкер ощутил в себе настоятельную потребность публично реализовать частично нездоровые плоды собственного воображения. Группа начала обрастать составом после того, как Роб познакомился с бас-гитаристкой Шон Юсеюлт (Sean Yseult), ставшей с тех пор постоянной участницей коллектива. Первое выступление WHITE ZOMBIE состоялось на сцене легендарного нью-йоркского "нововолнового" клуба "СBGB", после чего новоявленной группе не оставалось ничего, кроме как начать написание материала для полноценной пластинки.
В 1987 году инди-лейбл Silent Explosion выпустил долгоиграющий диск WZ, получивший название "Soul-Сruisher". Надо сказать, что начиная с самой первой работы творчество группы привлекло к себе внимание фанатов различного рода андеграунда. Хотя звучание коллектива можно было мягко охарактеризовать как "экстремальное", исполняемая им музыка явно находилась вне каких бы то ни было жанровых определений, зачастую присваиваемых металлерам. В целом стиль группы можно было условно определить как гибрид индустриального звучания с агрессивным панк-роком, хардкором и хэви, напичканный сэмплами из второразрядных фильмов ужасов и едва различимыми рэп-металлическими интонациями. С другой стороны, с огалтелой музыкой приятно сочеталась шокирующая, но, по сути, юмористическая кладбищенская лирика с остроумными названиями текстов типа "Хижина Ненависти", "Убийство Ублюдков" или "Бриллиантовая Задница". Уничтожение слушателей довершал внешний вид группы, доведенный до кондиции художественным талантом мистера Зомби, в лице которого мир потерял выдающегося художника-иллюстратора или, на худой конец, автора комиксов - весь дизайн обложек, маек, постеров, клипов и даже татух на собственном теле до сих пор находится на совести Роба. На фотографиях и концертах лидер WZ появлялся то в облике биомеханического монстра, то в облике похмельного лешего с прической "дрэдлокс", в шляпе и темных очках, то пытаясь закосить под живого мертвеца, то еще в каком-нибудь забавном облике, способном вызвать искреннее одобрение фанатов и нервные припадки у их родителей.
Неудивительно, что весь этот хэви-металлический карнавал в скором времени обратил на себя внимание крупных звукозаписывающих компаний. Выпустив лонгплей 1989 года "Make Them Die Slowly" на Caroline Records, группа к началу 90-х перебралась на мэйджор-лейбл Geffen, на котором вышел альбом, принесший WZ долгожданную славу и коммерческий успех и впервые продемонстрировавший пресловутую любовь лидера к длииным и замороченным названиям своих творений: "La Sexorcisto: Devil Music Volume One" ("Сексорцист: Дьявольская Музыка, Часть Первая"). Интерес к пластинке был так велик, что работа впоследствии стала платиновой, а сами WZ получили Grammy в номинации "Best Hard Rock Performance". Правда, одновременно с популярностью группу начали преследовать проблемы. В начале турне "La Sexorcisto" из группы ушел барабанщик Айвен ДеПрюм (Ivan DePrume), принимавший участие в записи первых трех альбомов WZ. На вакантное место был принят Джон Темпеста из кузницы трэшевых кадров TESTAMENT, с которым был записан альбом, ставший во многом логическим продолжением "Сексорциста" и получивший ожидаемо длинное название "Astro-Creep 2000: Songs Of Love, Destruction, And Other Synthetic Delusions Of The Electric Head" ("Астральные Поползновения 2000: Песни Любви, Разрушения И Других Синтетических Заблуждений Электрической Головы"). Вопреки, а может быть, и благодаря бредовому наименованию, работа, вышедшая на Geffen в 1995 году стала дважды платиновой, альбом ремиксов на композиции с "Astro-Creep" "Supersexy Swingin" Sounds" получил золото. Песня "More Human Than Human" была номинирована на Grammy, но в итоге получила премию MTV Music Awards за лучшее хард-роковое видео (также на Grammy была номинирована композиция "The Hands Of Death" из саундтрэка сериала "X-files", спетая Робом дуэтом с Элисом Купером), а сами WZ, согласно опросам журнала "Rolling Stone" были названы в 1996 году лучшей металлической группой. Поэтому внезапное решение Роба Зомби распустить команду и перейти в режим автономного плавания вызвало, мягко говоря, неоднозначную реакцию критиков и фанатов, несмотря на заверения лидера в том, что "WZ завершили все, что хотели сделать вместе и уходят потому, что пришла пора уходить".
Следующая серия музыкальных приключений мистера Зомби началась в 1998 году одновременно с выходом сольного альбома "Hellbilly Deluxe: 13 Tales Of Cadaverous Cavorting Inside The Spookshow International" ("Хэллбилли Делюкс: 13 Историй О Трупообразных Прыжках В Международном Шоу Привидений"). В записи пластинки, звучащей и выглядящей в лучших традициях классического WHITE ZOMBIE, принял участие вездесущий экс-драммер MOTLEY CRUE Томми Ли, что добавило своеобразия и без того страшному саунду работы. Кроме этого, трудоголик Роб отметился в полнометражном мультфильме Майка Джаджа "Бивис и Батт-хед Уделывают Америку", созданном по мотивам культового сериала придурков всех времен и народов - им был придуман эпизод, в котором помирающий от жары в пустыне Бивис наелся галлюциногенного кактуса и попал в ад, и, соответственно, написана музыка для него, что в немалой степени подняло рейтинг картины. Видимо, столь интенсивная работа с кинодеятелями, в частности, с Говардом Стерном над саундтреком "Частей Тела", привела к тому, что Роб неожиданно открыл в себе новые таланты сценариста и режиссера, взявшись за написание сценария фильма с оптимистическим рабочим названием "Легенда О 13 Могилах", продюсировать который взялось одно из дочерних предприятий компании Мадонны "Maverick Records"…
А как же музыка? - спросите вы. Как это ни странно, но новый альбом Rob Zombie готовится в ближайшее время к выходу, несмотря на огромную творческую загруженность нашего персонажа. Отрадно и то, что в подготовке пластинки к выходу приняли участие не только штатные музыканты из сопровождающего состава Роба, но и культовые металхеды типа Керри Кинга из SLAYER и Томми Ли, ди-джеи Lethal из LIMP BIZKIT и Mix Master Mike из BEASTY BOYS, а также симфонический оркестр и Крестный Отец Металла Оззи Осборн, спевший с Робом композицию "Iron Head". Так что не исключено, что неугомонный Зомби и на этот раз готовит для своих почитателей сущую бомбу - очередной мир, полный живых мертвецов, белых зомби и мрачно стенающих привидений, в существование которых, как это ни странно, иногда хочется поверить.
Ждущих того, чтобы в них поверили.

Журнал "Бумеранг", октябрь 2001.


Рецензии