Семь Правил Успеха От Дэйва Грола

Судьбы групп иногда слишком похожи на судьбы людей, которые в них играют. Похоже на то, что лидер американских мелодик-альтернативщиков "Foo Fighters" Дэйв Грол в последние несколько лет кое о чём догадывается, что, впрочем, и неудивительно, если принять во внимание заслуживающее всяческого уважения количество приключений на единицу его не шибко длинной биографии. Юношеские увлечения, материализовавшиеся давным-давно в виде полупанковых "Scream", стремительный взлёт вместе с "Nirvana" к вершинам мировой альтернативной сцены, горечь и депрессия от потери близких друзей, поиск новых слов для песен, записи демо-работ в одиночестве и мучительные перестановки в составах, - не слишком ли много для одной отдельно взятой творческой судьбы?
Думается, что если бы я задал этот вопрос бессменному звеньевому "Огненных Истребителей" лично, ответом бы мне было громкое "fuck no!" Однако вряд ли кто разубедит меня в том, что в последнее время ключевым словом для всего разнообразия музыкальных устремлений Грола и Ко (а разнообразие это воистину велико и простирается от записей "FF" до безумных сайд-проектов, саундтрэков и джемов с Пафом Дэдди и Тони Айомми) является "стабильность". Если не все, то, по крайней мере, большинство проблем, включая нехорошие пристрастия барабанщика, удалось решить вполне радикально, новый альбом с рабочим названием "One By One" готов к выходу, три предыдущих полнометражных пластинки и восемнадцать синглов раскупаются с бутербродной скоростью… Одним словом, жизнь что сказка, за одну треть которой множество менее удачливых групп коллективно заложили бы души товарищу с рогами.
Впрочем, что касается секретов успеха, то, как это не странно, большинство из них господин Грол совершенно не скрывает от начинающих рок-звёзд. Так что сегодня у вас есть неплохая возможность поднабраться глубокого жизненного опыта по части обретения популярности и вечной славы в рок-н-ролльных анналах… Читайте внимательно - вдруг да пригодится?
Итак,

Семь правил успеха от Дэйва Грола и Ко

Правило №1. Слушать правильную музыку.

У рокеров, впрочем, как и у всех нормальных людей, было когда-то детство - такой период времени, когда ты ходишь в школу и все, кому не лень, учат тебя всему, чему не лень. Маленький Дэйв не избежал общей участи, хотя с одним существенным отличием: пока все вокруг слушали что попало, он рубился под пёрпловский "Smoke On The Water", а также под "Rolling Stones", "The Beatles", "The Who" и другие недетские, в общем-то, стандарты. Результаты это принесло самые неутешительные. В десять лет ребёнок отправился учиться музыке, а в двенадцать - уже играл в местной самодеятельной группе, причём играл на гитаре, вместо того, чтобы сидеть дома и делать уроки.

Правило №2.. Играть на правильных инструментах.

Первой гитарой лидера "FF" оказался дешёвенький и, соответственно, лажовенький Silvertone со встроенным прямо в корпус динамиком, полученный в качестве рождественского подарка. К несчастью, в Дэйве уже тогда просыпались наклонности барабанщика - кто сказал, что гитара не ударный инструмент? Короче говоря, к весне от инструмента остались лишь рога и копыта. Видя любовь подростка к музицированию, родители, сами в молодости прошедшие через каторгу ежедневного занятия музыкой, проспонсировали покупку ещё одной шестиструнной лопаты - ей оказался чёрный Memphis, выполненный к тому же как копия гибсоновского Les Paul, на которую Дэйв немедленно дико запал. А уж когда он узнал, что такое дисторшн…
Кстати говоря, многолетняя приязнь Дэйва Грола к инструментам фирмы Gibson недавно принесла свои плоды в виде премии Gibson Guitar Awards, присуждаемой за особый вклад в развитие мирового рока (вместе с вокалистом "FF" её получила бас-гитарист "Smashing Pumpkins" и "Hole" Мелисса Ауф Дер Маур).

Правило №3. Общаться с правильными людьми.

Как ни странно, именно родители, сами того не подозревая, толкнули Дэйва в дебоширские объятия панк-рока, и получилось это дело у них абсолютно случайно. Счастливое семейство Гролов отправилось в гости к родственникам в Иллинойс, где юного Дейва уже поджидал его двоюродный брат Трейси. Увидев стоящего в дверях братца с рваными штанами, крашеным ирокезом и цепями длинной в девять ярдов, Дейв испытал настоящий культурный шок, вспоминая потом, что это был "самый наикрутейший грёбаный прикид из всех, что я когда-либо видел". Если добавить к этому, что двинутый на панкухе кузен собрал у себя дома неслабую коллекцию мирового панк-рока и постоянно заводил пластинки в присутствии мелкого родственника, можно себе представить, что творилось в голове у Дэйва, когда через несколько недель он покинул гостеприимных хозяев. А вот на "живой" рок-концерт ему удалось сходить значительно позднее - только в девятнадцать лет (играли "Naked Raygun" и "R.O.T.A.").

Правило №4. Отличаться от других.

Если вы всё ещё думаете, что свои школьные годы Дэйв Грол проводил, ботанея над учебниками или, скажем, коллекционируя марки, спичечные коробки или дохлых насекомых, спешу вас разочаровать. Нашему герою в глубоком детстве серьёзно сорвало крышу на инопланетянах - зелёные человечки и летающие тарелки снились Дэйву почти каждую ночь (к вопросу, откуда что берётся: Foo Fighters, если кто не знает, - это американское сленговое наименование неопознанных воздушных объектов). В шестом классе лидер "FF" стащил откуда-то и заучил наизусть так называемую Project Blue Book - отчёты программы по изучению НЛО американских ВВС, после чего развлекался тем, что облазил все задние дворы своих приятелей в поисках места, где могла бы приземлиться летающая тарелка, а также пытался телепатически общаться с инопланетянами по ночам (внутренний голос автора: бедный, несчастный, аутичный ребёнок…). Гораздо позже всё это чуть было не кончилось плохо: в ходе американского турне "FF" имели возможность наблюдать неопознанную летающую хрень в небе над Аризоной. Одному Богу известно, почему их тогда не спёрли зелёные человечки!

Правило №5. Точно знать, чего ты хочешь и требовать того же от окружающих.

Дэйв Грол всегда отличался особым мастерством в подборе музыкантов и продюсеров для реализации своих творческих амбиций - качество его работ говорит в этом отношении само за себя. Слово самому лидеру "FF".

О методике написания песен:

"После того, как я заканчиваю запись вокала для новой композиции, я удаляюсь в свою комнату сажусь там с чистым листом бумаги и думаю: "Что, чёрт возьми, я хочу сказать на этот раз?" И я буду следовать тому, что будет происходить в моей голове. Это действительно захватывающе!"

О работе музыкантов и продюсера:

"Нейт Мендел - офигенный басист. Я приношу новый рифф, мне хочется придумать красивую мелодию, которая будет непредсказуемой, умной, ни на что не похожей. И когда мне кажется, что я уже нашёл её, что она прекрасна, что она круто вяжется с последовательностью аккордов, приходит Нейт и начинает играть бас-партию, из-за которой вся вокальная партия слетает к чертям. У него очень необычная музыкальность.

Наш гитарист действительно крут. Он никогда не играет песни на тех аккордах, на которых играю их я. Если я спускаюсь вниз по грифу, то он, наоборот, лезет вверх.

Гил Нортон (продюсер предпоследнего релиза "FF") - долбаный потогонщик. Он заставляет нас играть каждую вешь от двадцати до пятидесяти раз. И это только первая часть всего альбома! Когда он работает, кажется, что его вот-вот схватит сердечный приступ.

Я пою так, что от крика у меня отрываются яйца!".

О записи альбомов:

"Очень круто, когда у тебя мало времени на запись нового материала. Когда у тебя только двенадцать дней, чтобы записать пластинку, ты играешь так, как будто тебя завтра повесят и ты об этом знаешь. Когда же у тебя есть несколько месяцев, ты пишешь один трэк и думаешь: "А не пойти ли поесть суши в ближайший кабак?"".

Правило №6. Не заморачиваться на своих неудачах.

Как и у каждого из нас, в жизни у вокалиста "FF" бывало всякое. Например, однажды, во время тура по Австралии Дэйв выпил лишнюю пару пива и поехал на мопеде в гостиницу, где размещалась группа и персонал (мопед в этой истории, разумеется, свалился не с потолка, а был взят непосредственно с концерта, в ходе которого Грол торжественно выезжал на нём на сцену с целью простебать "Judas Priest"). Не доехав пары кварталов до места жительства, его тормознули злобные менты, которые просекли недолжное состояние "истребителя" и, недолго думая, упекли его в местный обезьянник, битком набитый народом с того концерта, на котором он недавно имел удовольствие играть! Зигзаг удачи… Впрочем, Дэйв уловил всю нелепость ситуации и развлекался от души все четыре часа, которые ему пришлось провести в тюряге, потешаясь над глупыми лицами охранников, стороживших пьянчугу так, будто он как минимум только что кого-нибудь прирезал и над соседом в "грёбаной майке "Soulfly"", который на протяжении всего этого времени храпел не переставая…

Ну и, конечно, седьмое, самое главное, правило, без которого Дэйв Грол никогда бы не стал тем самым Дэйвом Гролом, работы которого в настоящее время, пожалуй, не слышал только глухой. Делать то, что нравится, делать, как нравится, и никогда не оглядываться на уже сделанное - вот, пожалуй, и всё, чем занимается на протяжении всей своей жизни господин Грол. И, по-моему, у него это неплохо получается.

Журнал "Бумеранг", январь 2003.


Рецензии