Дорога Из Чёрного Кирпича
С другой стороны, и ёжику понятно, что вряд ли стоит делать выводы о том, что что-то не существует в природе, если это "что-то" не показывают по телевизору. Русская тяжёлая музыка, столь удачно выпавшая в последнее время из дурацкого понятия "формат" продолжает своё существование всем чертям назло - может быть, не столь успешно, как того хотелось бы, однако стабильно, закономерно и талантливо. Из этого недвусмысленно следует, что кое-кто явно поторопился с похоронами, особенно если вспомнить о том, как всё начиналось…
Итак, нержавеющая зараза по имени "тяжёлый рок" появилась на территории нашей страны не так уж и давно - по крайней мере, подавляющее большинство адептов первой волны русского металла ещё живы, и, как это ни странно, практически здоровы. Поэтому историю возникновения национальной метал-сцены пока ещё можно изучать, что называется, из первых рук, несмотря на то, что своими корешками таковая уходит глубоко в лохматые семидесятые, когда множество самодеятельных групп сломали не одну сотню гитар, снимая оригинальные композиции "Deep Purple", "Black Sabbath", "Kiss", "Grand Funk Railroad", "Uriah Heep", "Blue Oyster Cult" и исполняя их на подпольных сейшенах для оголтелых фанатов, не имевших других возможностей доступа к творчеству забугорных кумиров. Несмотря на то, что подавляющее большинство ранних хард-роковых коллективов начала 70-х так и остались для нас безымянными - на популярности многих из них отрицательно сказалось повально низкое качество звучания и практическое отсутствие собственного материала, - их существование породило достаточное количество музыкантов, адекватно воспринявших англо-американские музыкальные новации и способных грамотно управляться с технически сложными хардовыми стандартами. Кадры для русского хэви ковались днём и ночью, поэтому даже принимая во внимание неизбежную задержку в проникновении зарубежных музыкальных новинок в Советский Союз, можно утверждать, что разрыв по времени между появлением на свет New Wave Of British Heavy Metal и рождением первых отечественных "прото-металлических" формаций был минимальным. К примеру, в 1976 году на свет появился изначально хард-роковый состав "Волшебные Сумерки", в качестве отцов-основателей которого числились гитарист Владимир Холстинин и басист Виталий Дубинин, впоследствии составившие костяк русской хэви-метал-легенды "Ария". Московская хэви-метал-формация "Легион" начиналась как школьная группа в 1978 году, несмотря на то, что на профессиональную сцену группа вышла только в 1986-м, уже имея в своём составе легендарного вокалиста Алексея Булгакова. Первая запись хард-н-хэви-проекта гитарного монстра Валерия Гаины "Круиз" была осуществлена осенью 1980 года. Чуть позднее, зимой 1981-го на свет появились ещё одни монстры тяжёлого рока - группа "Смещение", музыкальными делами которой заправлял гуру российской бас-гитары Александр Грановский, впоследствии принявший самое непосредственное участие в формировании целых двух суперзвёзд отечественной тяжёлой метлы - "Ария" и "Мастер", что, впрочем, не помешало "Смещению" развалиться, традиционно не оставив после себя ни одной студийной работы.
Надо сказать, что одним из главных препятствий на пути нормального развития тяжёлой музыки в советском государстве было само советское государство и его правоохранительные органы, видевшие в безобидном по существу стремлении некоторых музыкантов к раскрашиванию лиц, увешиванию себя железяками, увлечении мистической тематикой и прочей милой клоунаде, свойственной тяжёлой музыке чуть ли не подрыв государственных и моральных устоев. В практическом плане подобная идеология выглядела как планомерное свинчивание фанатов хэви-музыки в кутузку, постановка на учёт в милиции с последующими оргвыводами, разгон сейшенов и аресты исполнителей, осмелившихся выглядеть более экстремально, нежели официально разрешённые ВИА (вокально-инструментальные ансамбли) вроде "Поющих Сердец" или "Голубых Гитар", нашедших свой бесславный конец одновременно с распадом Советского Союза. Поэтому в отличие от англо-американских образцов жанра, первая волна советской тяжёлой музыки была представлена в основном профессиональными коллективами, работавшими под опекой крупных музыкальных учреждений или немногих профессиональных менеджеров, располагавших прочными связями во власть имущих кругах и, соответственно, имевших возможность гарантировать своим "подопечным" относительную безопасность и творческую независимость. В частности, миротворческая деятельность одного из таких менеджеров по имени Виктор Векштейн позволила Владимиру Холстинину и Александру Грановскому, к тому времени покинувших распавшиеся "Волшебные Сумерки" и "Смещение" собрать полноценный состав, обозвать его "Ария" и записать в 1985 году первый в России полноформатный и последовательный хэви-металлический альбом, впоследствии получивший название "Мания Величия" и обладавший всеми необходимыми признаками жанра. В 1987 году в одиночное плавание уходит московская метал-легенда "Мастер", состоявшая из музыкантов "Арии" и возглавляемая всё тем же Александром Грановским, проект Дмитрия Варшавского "Чёрный Кофе" выпускает ещё один классический альбом русского хард-н-хэви "Переступи Порог" (вместе с "Героем Асфальта" "Арии" и дебютным альбомом "Мастера" 1987 и 1988 годов соответственно), разошедшийся тиражом порядка двух миллионов. К тому же, видя всё возрастающий коммерческий успех тяжёлой музыки, изрядное количество "филармонических" составов за незначительное время резко потяжелели и начали выдавать неплохую продукцию - значительной популярностью в конце 80-х пользовались питерские "профи" "Август" и московские "Новый Завет" (последние особо отличились тем, что играли натуральный хард-н-хэви, но с христианскими текстами). Русский heavy metal начался в полный рост!
Однако не стоит считать, что вся первая волна российского тяжеляка была насквозь профессиональной. Несмотря на солидное противодействие властей, желание нарезать вожделенную нержавейку в массах было столь велико, что множество коллективов, не сумевших, не захотевших или просто не успевших к 1985 году получить профессиональный статус повели атаку на существовавший к тому времени музыкальный рынок непосредственно из своих подвалов. При этом исповедуемые ими музыкальные стандарты, не связанные филармоническими условностями, были ещё более экстремальными, чем хэви-металлическая ориентация "Чёрного Кофе" и "Арии", выглядевшая в конце восьмидесятых уже несколько ретрогрессивно. Среди "подвальных" лидеров первой волны безоговорочно числилась московская "Коррозия Металла", имевшая к 1988 году в активе блестящий трэшевый стандарт "Орден Сатаны", спид-металлический "Шах", российские последователи "Motorhead" Жан Сагадеев и "Э.С.Т.", суппортировавший "Pantera", "Metallica" и "AC/DC" на концерте "Monsters Of Rock" в Тушино в 1991 году, проект "русского Гизера Батлера" Анатолия Крупнова "Чёрный Обелиск", техно-трэшевая "Мафия".
Стремительно растущая волна популярности тяжёлой музыки накрыла Россию с головой в начале девяностых. Пик популярности жанра удачно совпал с изменением геополитической ситуации в стране, дурацкие идеологические запреты рассосались сами собой, и оголтелая рокерская молодёжь активно принялась навёрстывать упущенное, положив начало второй волне русского тяжёлого рока. По России открывались десятки самодеятельных рок-клубов, фэнзинов и продюсерских организаций (наиболее известная - существующая до сих пор московская "Корпорация Тяжёлого Рока" во главе с неугомонным басистом "Коррозии" Сергеем "Пауком" Троицким), начали проводиться фестивали, целиком посвящённые экстремальной музыке и издаваться горы музыкальной периодики (ставшие ныне легендой журналы "Ттттрах!", "Железный Марш" и "Zarraza"). Что же касается пластинок - винил в то время был ещё вполне актуален, - то релизы молодых коллективов следовали друг за другом с устрашающей быстротой и качеством, вполне способным конкурировать с забугорными аналогами. Стоит ли говорить о том, что в столь благоприятных условиях самые радикальные течения современной тяжёлой музыки тут же подхватывались отечественными металлерами на щит и расцветали, что называется, пышным цветом. Сильными работами в первой половине 90-х отметились впечатляющий пауэр-трэшевый коллектив Дмитрия Куликова "Железный Поток", техно-трэшеры "Crow"near", российский клон "Metallica" "Блицкриг", слушатели флоридской грайндкоровой школы "Graveside", их дэт-металлические коллеги, злобные сатанисты из Воронежа "Крюгер", украинские глэмстеры "КПП", национал-патриотическое отделение российского трэша в лице "Д.И.В." и "Кранты", хэви-металлисты "End Zone" и множество других молодых и талантливых составов, тащившихся от собственной музыки как удавы по стекловате и доводивших многочисленные толпы фэнов до состояния чёрной горячки. Воистину блаженное время, когда "на металл" ходили целые стадионы…
Так или иначе, но к середине 90-х годов мода на классические образцы тяжёлого рока в России стремительно пошла на убыль. Место "металла" в сознании любителей чего-нибудь погорячее стал занимать расплывчатый термин "экстремальная музыка", обозначавший собой, в первую очередь, следование традициям "Biohazard", "Clawfinger", "Limp Bizkit" и иже с ними, мешавшими тяжёлые риффы с речитативным вокалом, что было неадекватно воспринято множеством упёртых металлистов, на дух не переносивших рэп. Существенную ложку дёгтя в и без того непростую ситуацию добавил отечественный шоу-бизнес, всячески продвигавший на российские музыкальные рынки приносившее сверхприбыли порождение сомнительных образцов так называемого "русского рока", получившее название "рокапопс" и отказавшийся от любых попыток продвижения групп тяжелее "Мумий Троля". Третья волна российского экстрима целиком и полностью вернулась в тот же самый андеграунд, из которого тяжёлый рок вышел десятью годами раньше, что существенно сказалось на уровне известности и благостостяния большинства и без того не шибко богатых музыкантов, позволив, однако, российским тяжёлым составам оставаться независимыми и играть всё, что просит душа, а не дядя выпускающий продюсер. Результатом этого стала достаточно парадоксальная ситуация: отечественная тяжёлая сцена не только не уменьшилась, но начала разрастаться "вширь" и "вглубь", ассимилируя дружественные жанры, такие, как панк-рок ("Пурген", "Азъ"), ой ("Террор", "Коловрат"), грандж ("Mad Dog", "Томкэт"), хардкор ("Distemper"), прогрессив ("Catharsis", "Кома"), и следуя современным еврометаллическим тенденциям в духе глобальной моды на блэк-метал и пауэр. Успешно продолжают своё существование группы, ориентированные на "классический" дэт-метал и дум (такие, как проекты гитариста "Коррозии Металла" Макса "С Болтом" "Empire Rising" и "Hatework", уникальный дэт-металлический состав "Merlin" с ведущим женским вокалом, намного опередивший в этом отношении изыскания зарубежных коллег из "Sinister", кующие натуральный техно-трэш в духе "Fear Factory" ивантеевские "Oversun", талантливые белорусские думстеры "Gods Tower", москвичи "Great Sorrow", "Х-Фактор", "Vortex"). Современную отечественную блэк-сцену представляют неоязычники "Satarial", периодически вступающие в конфронтацию с Московской патриархией по поводу содержания своих программ, патриотические "Северные Врата", ветераны русского блэк-движения "Thron" и "Мор", скоростные и злобные "Rossomahaar" и "Stigmatic Chorus", а также блестящие и угорелые на Толкиене симфо-блэк-металлисты из города Обнинска "Rakoth" и дружественная украинская атмосферик-блэк-формация "Nocturnal Mortem", ещё при жизни успевшая стяжать славу классиков мирового атмосферного блэка (к примеру, первый релиз NM под названием "Lunar Poetry" сподобился получить высшие оценки в большинстве металлических журналов Европы и Америки). Полным ходом идёт развитие российского пауэра и мелодик-дэт-метала шведского образца - мелодик-дэтстеры "Seducer"s Embrace" в последнее время замечены в суппорте у множества забугорных метал-звёзд, приезжающих в Россию, включая недавно бывших у нас в гостях "Nightwish", прекрасную прессу получила последние работы пауэрщиков "The Arrow" и "Shadow Host", а московский пауэрный состав "Эпидемия" вообще умудрился дойти силами своих поклонников аж до четвёртого места в голосовании на российском MTV Music Awards, к удивлению боссов русского отделения MTV оставив у себя в хвосте бесчисленное количество эмтивишной попсятины.
Так что вряд ли стоит пускать слезу над печальной судьбой русского металла, тем более, что в последнее время судьбы его выглядят не столь уж печально. Хочется верить, что за каждым спуском должен следовать подъём, и в свете недавних событий кажется, что до новых вершин уже очень близко. Старые люди уходят, новые приходят - жизнь такая, знаете ли. Металл куётся. Музыка продолжается.
Журнал "Бумеранг", февраль 2003.
Свидетельство о публикации №209022100745