Кр. - Сестр. Тлнт

Вообразите себя на месте любого нормального человека, только что сколотившего из школьных друганов очередную безумную рок-н-ролльную (хард-роковую, хард-коровую, трип-хоповую - далее продолжить самостоятельно) формацию. Кажется, что все главные проблемы позади. После лёгкого мордобоя все полюбовно договорились, кто на чём будет играть и кто куда петь. Деньги, заработанные кровью и потом на соседских огородах, вложены в покупку двух подержанных гитар и установки с дырявой бас-бочкой и странно звучащими альтами. Появился фэн-клуб в лице девочек-одноклассниц, влюблёнными глазами смотрящих на соло-гитариста, в сто первый раз пытающегося сыграть от начала до конца "Smoke On The Water" и готовых ходить на все концерты ради сомнительного удовольствия покричать хором ваше название…

Из всего сказанного следует как минимум два несомненных вывода. Во-первых, каждая уважающая себя группа должна иметь имя. Во-вторых, имя должно располагать к тому, чтобы его скандировали угорелые фанаты, и, следовательно, быть красивым, навороченным, и, по возможности, коротким. Правда, если по части красоты и навороченности у юных рок-дилетантов, как правило, не возникает никаких проблем, этого никак нельзя сказать о краткости - попробуйте, в самом деле, уложить в одно или два коротких слова весь спектр здоровых и нездоровых ассоциаций, которые исполняемая вами музыка вызывает у вас и, в идеале, должна вызывать у слушателей! К тому же дело изрядно портит огромное количество предшественников, давным-давно разобравших все наиболее приемлемые слова и словосочетания. Поэтому нет ничего удивительного в том, что огромное количество хитроумных рокеров пошло другим путём, сокращая собственные крутонавороченные фантазии до нескольких букв, вполне приемлемых для украшения ими конвертов пластинок и группового выкрикивания в толпе у сцены.

Надо сказать, что первым поползновением новаторов от рок-н-ролла в этом отношении было использование под свои нужды готовых аббревиатур, органично сочетающихся по смыслу с исполняемым группой материалом. Так, например, самая известная австралийская группа в мире - "AC/DC", - не мудрствуя лукаво, выбрала в качестве названия маркировку бытовой электроаппаратуры, обозначающую "постоянный ток / переменный ток", адекватную высоковольтной рок-н-ролльной накачке своих альбомов. Чуть позже психоделическая рок-тусовка американских студентов, возглавляемая Майклом Стайпом, откопала в качестве самоназвания в учебнике медицины словечко "R.E.M.", расшифровывающееся как "rapid eye movement", то есть "быстрые движения глаз" и обозначающее одну из фаз сна. Несколько безработных растаманов-европейцев и выходцев с Ямайки взяли название "UB 40" с чьей-то карточки безработного на бирже труда. Звёзды канадского панк-рока "D.O.A." воспользовались выражением местных реаниматоров "Dead on arrival", что с учётом специфики исполняемой группой музыки может быть переведено на русский язык как "Сдохли Ещё До Прибытия". Ну а в Советском Союзе злобно-ироничная банда Юрия Шевчука и компании взяла себе соответствующее имечко "ДДТ" в честь страшного для бытовых и полевых паразитов вещества дихлордифенилтрихлорэтан, получив в результате неофициальное народное прозвище "Дуст".
 
Скорее всего, поклонникам некоторых групп принадлежала идея сократить их длинные, но изначально не сокращавшиеся названия до кричабельного минимума. Процедуре обрезания подверглись названия арт-роковых коллективов "Electric Light Orchestra" и "Emerson Lake Palmer", ставшие звучать как "ELO" и "E.L.P." соответственно. Диско-коллектив братьев Джиб, отметившийся, в частности, на звуковой дорожке культового фильма "Saturday Night Fever", назвался "Bee Gees" по имени самого старшего из троицы Барри. Однако вскоре тенденция к сокращённым самоназваниям доблестно перекочевала на хэви-металлические и панк-роковые просторы - панки и металлисты одними из первых разглядели безграничные возможности подобного подхода в деле разрушения общественной морали и циничных издевательств над своими врагами и иногда - над самими собой.

К примеру, однажды в городе Хьюстон папаша мальчика по имени Курт Брехт спустился в подвал, чтобы послушать, чем там занимается ребёнок и его друзья. Послушав их хардкоровые извращения некоторое время, папа выдал: "Вы все - грязные вонючие имбецилы (dirty rotten imbeciles)", после чего Курт сотоварищи решил, что именно о таком названии они мечтали всю жизнь и на свет появилась группа "D.R.I.". Ещё одна культовая панк-тусовка получила стараниями своего лидера, ненавидящего всяческого рода техно название "KMFDM", что расшифровывется уж совсем неприлично - "Kill Mother Fucking Depeche Mode" (в России "KMFDM", видимо, обрели своих достойных последователей в лице панков "Ё.ЖИ", расшифровывающих себя как… ну, скажем, "Трахнутая Жизнь"). Ломовые и ультраскоростные пункеры "G.B.H.", ставшие предтечами американского трэша, именовались изначально "Grievous Bodily Harm", то есть "Глобальный Мучительный Вред". На поприще трёхбуквенных формаций особо отличился товарищ Билли Милано, для начала проучаствовавший в проекте басиста, барабанщика и гитариста "Anthrax" Скотта Яна, Чарли Бенанте и Дэнни Лайкера под названием "S.O.D." ("Speak English Or Die" с милыми молотобойными песенками типа "Speak English Or Die" или "Fuck The Middle East"), а потом сколотивший логическое продолжение "S.O.D." под названием "M.O.D." ("Methods Of Destruction", наиболее удачным произведением которого является, по моему скромному мнению, хардкор-трэшевая пластинка "Gross Misconduct" 1989 года). Американские теоретики хардкора "NOFX" изначально писали себя как "No F-X", видимо, подчёркивая тем самым, что на особые эффекты они не претендуют, исполняя в течение множества лет упёртый панк-рок.

Не отставали от них и множество групп, населявших огромное постсоветское пространство под названием СНГ. Название хорошо известной команды под управлением Александра "Чачи" Иванова "НАИВ" первоначально читалось как "Новые Акробаты И Вольтижёры", первая российская панк-рок-банда Андрея "Свина" Панова "Автоматические Удовлетворители" часто сокращалсь фанатами до "АУ", а эстонские деятели "J.M.K.E." успели заиметь аж целых два варианта собственной расшифровки: ""Jeesus Maria!" Karjatas Eit" (""Иисус Мария!" - крикнула старуха" - цитата из "Похождений бравого солдата Швейка" Ярослава Гашека) и "Jah, Muidugi, Kudi Ei" ("Да, конечно, но нет").
 
Хард-рокеры и металлисты также успешно освоили всяческого рода словесные игры и чувствовали себя в них как рыбы в воде. Основанная ещё в 1967 году гитаристом Уэйном Крамером группа "MC5" занималась прославлением своего родного города Детройта ("Motor City Five" переводится как "Пятёрка из города моторов"). Ставшие за последнее время дико модными американские альтернативщики "P.O.D." расшифровывают себя не больше, не меньше, как "Payable On Death" ("Оплаченные Смертью"). Скандально известный шок-роковый проект Блэки Лоуллеса "W.A.S.P." до своих последних дней озадачивал фэнов на предмет истолкования странного названия - то ли как "Белый, Англосакс, Протестант", то ли как "Мы Сексуальные Извращенцы" ("We Are Sex Pervertors"). Примеру "W.A.S.P." с удовольствием последовал проект Жана Сагадеева "Э.С.Т.", уже который год обозначающий ни что иное, как "Электро-судорожную терапию". Кроме этого, жизнь показала, что в рок-н-ролл с большим удовольствием ударяются не только педики и медики, но и химики. Локальной известностью ныне пользуются, видимо, перекупавшиеся в детстве харкорщики "H2O", дико кислотные (судя по названию) электронщики "H2SO4", а всем известные ветераны "новой волны" начала восьмидесятых вообще обозвали себя "XTC" ("Экстази"), что, конечно, звучит красиво, но не вполне политкорректно.

Разумеется, мимо столь удачного способа заморачивания мозгов собственных фанатов не могли пройти и поп-деятели. Одними из первых в эксперименты ударилась легендарная "ABBA", окрестив себя по первым буквам имён своих участников, которых звали Анни-Фрид, Бьорн, Бенни и Агнета. Свою приверженность целям и задачам шведского суперквартета подтверждает своим наименованием недавно вылупившееся третье попсовое поколение аббаманов "A-Teens" (что расшифровывается, конечно же, как "ABBA Teens"). Названия проектов выдающихся мастеров современной электронной музыки Билла Драммонда и Джимми Коти поочерёдно звучали как "The JAMs" ("The Justified Ancients Of Mu Mu", "Оправданные Древние Му Му"), "The KLF" ("Kopyright Liberation Front", "Фронт Освобождения От Копирайта"), "The FALL" ("The Forever Ancients Liberation Loophole", "Вечная Лазейка Освобождения Древних"), что вынуждало бедных мастеров отвечать на постоянные вопросы, почему "copyright" в названии пишется через "k": "Потому что Круто!". Пацаны из молодой соул-группы "B2K" видимо, призывают всех следовать своему примеру и быть Современными Людьми Третьего Тысячелетия. Немецкий бойз-бэнд "ATC" изначально выбрал для себя мегапафосное название "A Touch of Class" ("Прикосновение мастерства"), но вовремя одумался и урезал фишку до трёх, также вполне весёлых, букв. Весельчаки, известные в России, в первую очередь, по могучему клипу, нарезанному из экранизации мультика "The Flinstones" почему-то выбрали для себя несмешное название "B52", принадлежащее современной модификации американского бомбардировщика B29 Stratofortress.

По этому же пути пошёл и один из русских мальчуковых ансамблей, назвавшись почему-то "ТТ" ("Тульский Токарева"), что в действительности является всем известной российской моделью пистолета. Что же касается темнокожих рэп-исполнителей, то в их среде сокращения в самоназваниях, основанные в основном на сленге обитателей американских аптаунов, уже давно приобрели характер обвального увлечения и заслуживают в этом отношении отдельного и увесистого по своему объёму рассказа. Типичные примеры - псевдонимы рэперов DMX и LL Cool J, один из которых проникся особой любовью к сэмплеру под названием "Digital Sound Machine", а другой просто решил подчеркнуть свою неотразимость, обозвавшись "Lady"s Loves Cool Jay" ("Крутого Джея Любят Девки").

И в заключение - несколько слов о тех, кто выбрал иные пути. Согласно старым московским и питерским рок-легендам, давным-давно в Советском Союзе существовали джаз-роковая формация "Фрикционные Автоколебания Как Фактор Износа Трамвайных Рельс" и тусовка битломанов "Ребята, Которые Начинают Играть, Когда Полосатый Гиппопотам Пересекает Реку Замбези". А вам так слабо?

Журнал "Бумеранг", май 2003.


Рецензии