Бисерная сумочка

 
 Накануне вечером Сона ханум  гладила единственные выходные  брюки сына.
 Накладывая влажную тряпку, она старалась не нарушить продольную складку брюк. "Это так важно- размышляла она- маленькая деталь, а знак опрятности мужчины. Вот жалость, материал добротный, шевьот, еще от покойного мужа остался, но  уже потертость" И снова, в который раз за вечер, самые нежные чувства  к сыну, которого в глубине души считала лучшим из всех сыновей на свете.
 - Нури,– обернулась она к нему- ты решил, когда приведешь к нам  свою девушку? Вы давно встречаетесь, а я… Прости меня, сынок, но старенькой матери положенно увидеть ту, на которой сын решил жениться. Неужели умру так и не повидав ее? Не говорю уже о внуках… - вздохнула Сона ханум. – До них я не доживу. Мало мне осталость.
 - Не говори так, мама, – расцеловал Нури мать в обе щеки.
 - Ну так, что? Приведешь? – умоляюще прошептала она. 
 Чуть замявшись, Нури нерешительно произнес:
 - Хорошо, мама. Только вот важно…- не договорив, он нахмурился и окинул глазами  комнату.
 - Что, сынок, что важно? - взволновалась мать.
«Как это ей, бедняжке, объяснить?» - вынудил  себя сосредоточиться Нури.
 - Ну -у, - нерешительно протянул он, -  например  ободранные стены. Думаешь ей это понравится?
 - Какая чепуха! –возмутилась старушка. – При чем тут стены?  Ну, обои кое-где ободрались, но у нас есть все, что  в обычных интеллигентных семьях.
 - Что ты имеешь ввиду?  - усмехнулся Нури. –  Знаю, опять скажешь, пианино, пальма и что еще?  Неужели дедушкино кресло- качалка? Да?
 - Да, именно. И еще книги. Их  много у нас, вся мировая литература, научные книги твоего отца  и мои  переводы с французского.  Жаль, правда, что старинные картины давно проданы.
 Нури рассмеялся:
 - В том - то и дело, что все у нас, как в лавке старьевшика.   
 - Какой вздор, сынок! - воскликнула Сона ханум. -  Мне очень жаль того, кто не понимает толк в этом. Пойми,  существует  связь между понятием интеллигентности и…
 - Ну, что ты. мама,  так завелась, - прервал ее Нури -  Картина абсолютно ясная: мы с тобой жертвы унылой, серой старины. Ты во втором поколении, я в третьем.
 - Боже! – охнула Сона ханум – Зачем ты все это говоришь? Не вижу никакой связи.
 - А в пианино, пальмах и креслах -качалках и интеллигентности есть связь? – ухмыльнулся Нури.
Сона ханум осуждающе взглянула на сына.
 - Да шучу я, мамочка, шучу,- улыбнулся Нури.- Все будет хорошо. Придет она к  нам.
Старушка порывисто вскочила.
 - Когда, сынок, когда?  Я как знала… белая скатерть у меня готова. Настоящее голландское полотно …вышивка... каждый цветочек и паутинки ручная работа и знаешь…- она осеклась заметив, что сын нахмурился.
 - И что? Что ты собираешься с ней делать? – спросил он - На стенку повесишь?
 - Почему на стенку? – пожала плечами  Сона ханум – Застелю ею стол.
 - Ну, хорошо стол ты скатертью застелишь, а на скатерти что будет? Будем любоваться цветочками и паутинками на ней?
 Сона ханум решительно покачала головой:
 - Ничего подобного. Обязательно, что- нибудь приготовлю.
 - Мама, подумай, – сказал, начинавший терять терпение, Нури, -  "что-нибудь" для такого случая не годится. Вот получу зарплату, тогда и будем думать, а пока в моих карманах…- он выразительно присвистнул.
 Не произнеся ни слова, Сона ханум, взяла сына за руку и потянула  в маленькую комнату, служившую ей спальней. Перевернув в старом комоде груду белья, она достала какую- то вещицу, завернутую в полосатый мешочек.
 - Что это? Наган?- шутливо отпрянул Нури –Предлагаешь мне банк ограбить?
 - Не болтай глупости, банк ограбить… еще что, -проговаривала Сона ханум, развязывая мешочек. - Я была невестой твоего отца, когда  его мать, твоя бабущка, подарила мне эту вещь. Я хранила ее всю жизнь в память о том дне. Думала, надеялась что подарю ее своей невестке.  А вот теперь...теперь она может нас выручить. Взгляни,сынок.
 - Что это?  Какая -то сумочка, –  с удивлением проговорил Нури.
 - Какая -то сумочка, – обиженно повторила мать, – не просто  сумочка, а музейная редкость. Смотри, как сверкает цветной бисер. А работа, работа... каждая бусинка шилась руками.
 - Ма-ам! –умоляюще протянул Нури, – ну, что ты опять… руками, руками. Понятно, что не ногами. Но, что дальше? Зачем она нужна?
 - Сын мой,-вздохнула Сона ханум, прижимая сумочку к груди - ты ее продай и мы на эти деньги устроим настоящий банкет для твоей девушки.
 Нури недоуменно глядел на мать.
   "Что толку объяснять, что сейчас такие сумки не в моде, все равно не поймет, поведет свою речь о интеллигентах и интеллигентности - размышлял он.
 - Извини, мама, потом решим, что с ней, с твоей сумочкой, делать, – сказал он, целуя мать в лоб.

 Утром, провожая сына на работу, Сона ханум  протянула ему сверток.
 - Сдай в магазин. Увидишь, это нас выручит.
 Нури с негодующим видом взял сверток в руки.
 - Да пойми же, мать, кому придет в голову покупать эту хламиду? - не удержался он.
Сона ханум затряслась всем своим старушьим телом.
 - Нет, вы только послушайте!- воскликнула она- Хламида! Такая редкость, ручная работа! Кто теперь способен так трудиться? Мне кажется, ты совсем ни в чем не разбираешься, - надула мать губы.
« Совсем как обиженный ребенок»- ласково обнял ее сын.
 - Ну, не стоит так нервничать. - прговорил он. - Отнесу в магазин. Будет видно.
 Сона ханум радостно покивала.

Пришлось ежедневно забегать в магазин: «Не продалась?» Ответом было покачивание головой. Как утешить мать? Спрашивает, надеется. Делать нечего, придется занять денег у друзей. Отдам в получку.- растерянно соображал Нури.
 На следующий день он  вручил матери  назначенную за сумочку сумму.
 - Вот видишь, купили. -обрадовалась Сона ханум - Люди понимают, что такая вещь стоит денег.
 - Совершенно верно.- вздохнул Нури. –Стоит.
 - Как по-твоему, ничего, если мы пригласим к нам  девушку в  субботу? – с лаской в голосе спросила  Сона ханум.
 Не ответив, Нури устало опустился на стул.
 - Что-то не так? - прозвучал голос матери над его головой.-  Тебе, сынок, вовсе не надо ни о чем думать. Я все приготовлю, как надо. Еще целых три дня впереди.
 Нури  кивнул.

 Как обычно, после работы Нури пришел к своей возлюбленной. Он собрался  сказать, что знакомство их с матерью назначено на завтра. 
 «Ася, конечно, обрадуется, сама не раз намекала на это» -  рассуждал он.
 Войдя, он удивился, заметив озабоченное лицо своей возлюбленной.  .
 - Что с тобой, Ася? Ты вижу чем- то расстроена. Чем?
 - Ничего особенного. Не обращай внимания. - Махнула та рукой.
 Нури нерешительно огляделся.
 - Кто- то приходил? Кто –то из твоих дурных подружек? Опять плела о своих похождениях в бары?
 - С чего ты взял?  - пожала плечами Ася. - Я же обещала больше с ними не водиться.  Ты мне не веришь?
 - Ну прости. Тогда скажи в чем дело. Я должен знать. - проговорил Нури
 - Говорю же, ничего особенного. Пустяк.
 - И все же.- Пытливо глядел на нее Нури. - Все же, скажи, что тебя...
 - Не стоит об этом…- прервала его Ася.  - Просто...просто  сегодня зашла в комиссионку. Я давно  туда не заходила. Поверишь, там такая сумочка… вся из бисера! Ничего красивее в жизни не видела. Глаз не оторвать. Ну, не дура я, скажи!
 Нури зябко  передернул плечами.
 « Вот как! Сказать ей? Пожалуй, не надо».
  Взглянув на часы, он заторопился.
 - Куда ты? – удивилась Ася. – Что-то случилось? Что-то важное?
 - Нет-не, - ободряюще пробормотал Нури – Увидимся позже.
 "Неужели расстроился?  Зачем ляпнула о сумочке? Я не... Однако, это странно!» - покривила Ася губы.

 Взяв такси, Нури просил шофера поторопиться. Без четверти семь. До магазина всего ничего. Неужели не успеет?
 - Пожалуйста, прибавь скорость. Я заплачу.
 Шофер окинул его недовольным взглядом и прибавил скорость.

 - Просто не знаю, как тебя благодарить. Ничего подобного у меня никогда не было.  Спасибо, милый,- повторяла Ася, вертя в руках сумочку. - Правда, она прелесть?
 - Да,конечно, - сказал Нури и  в сторону шепотком добавил: - Если вы так считаете.
« Хорошо, что не знаешь, что я матери говорил.... а теперь: «Мне она тоже нравится» Чудеса! – ухмыльнулся он про себя.

 Опрятно одетая, с закрученным на затылке узелком седых волос, мать встретила их с распростертыми объятиями.
 - Детки мои! Я так рада видеть вас! Так рада!
 Молодые обменялись растроганными взглядами.
 - Ты очень красивая. – искренне восхитилась Асей старушка. – У моего сыночка действительно отличный вкус. Думаю, вы оба будете…
Внезапно  осекшись, она внимательно, вгляделась в сумочку в руках Аси.
 Мать и сын переглянулись.
 - Что- то не так? – удивилась Ася.
 - Нет, Ась, - еле выдохнул Нури, –  понимаешь, мама моя не равнодушна ко всему старинному, ей понравилась твоя сумочка.
 - Боже мой! – воскликнула Ася, – Так я с удовольствием подарю ее вам. – она протянула старушке сумочку.- Возьмите, умоляю… я буду только рада.
 Сона ханум расплылась в широкой улыбке.
 - Нет, дочка, хочу, что бы она была у тебя.- И повернувшись к сыну, ласково добавила: - Повезло тебе, сынок, ты встретил добрую  девушку. Будьте вы оба счастливы.
 Сердце Нури сжалось, он ласково обнял  мать за плечи.



 


Рецензии
Очень трогательная миниатюра!!!Лишний раз убеждаешься, что богатство - это не звон монет, а богатство - это душевное тепло и любовь к ближним!!!
Спасибо большое

Рушана Лопушанская   29.01.2012 13:46     Заявить о нарушении
Сердечное спасибо за теплый отклик.
С уважением.


Алия Али   29.01.2012 21:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.