Два замечательных всенародных праздника

               
     Вот славный праздник – День Защитника Отечества. 23 февраля. Принято его отмечать как своеобразный «мужской» день. Но почему именно 23 февраля?  Прежде он назывался иначе: День советской армии и Военно-морского флота. Но опять-таки – откуда  взялась эта дата? В самых разных, особенно популярных, изданиях постоянно говорится, что в этот день Рабоче-Крестьянская Красная Армия, созданная декретом СНК  от 15(28) января 1918 года «Об организации РККА», - «на добровольческой основе»,   одержала будто бы важные победы над наступающими немецкими войсками под Псковом и Нарвой. Но так ли это? В газетах того времени, которые ещё выходили ( «Правда», «Известия»)  ничего не говорится о таком важном событии. Мы рискуем предположить, что это событие относится всецело к разряду того исторического мифотворчества, которым столь богата отечественная история.
      Есть резон рассмотреть по порядку некоторые события  конца 1917 -  начала 1918 года, а также некоторые постановления советского правительства того же периода, чтобы более отчётливо представить себе, откуда появился этот праздник, почему он дожил до сих пор, а заодно понять тесную, но глубоко скрытую  его связь с другим не менее славным праздником – Днём милиции ( 10 ноября).
     Как известно, основоположники научного коммунизма К. Маркс и Ф.Энгельс  одной из важнейших задач всемирной социалистической революции считали ликвидацию институтов армии и полиции и замену их «всеобщим вооружением народа». Идея ликвидировать полицию  была заявлена в декрете Парижской Коммуны 28 марта 1871 года. Известно, с каким восторгом отзывался К. Маркс о деятельности парижских коммунаров, по его образному выражению, «штурмовавших  небо».
      Разумеется, и российские большевики не могли пройти мимо этой важной идеи. Уже в первой программе РСДРП(б) 1903 года  говорилось о замене армии вооружённым народом:
«…народ создаст всенародную милицию, которая должна будет выполнять функции армии и полиции». Это представление твёрдо вошло в сознание всех российских социал-демократов, как большевиков, так и меньшевиков и даже эсеров. Оно казалось самоочевидным, поскольку вооруженными восстаниями, ясное дело, в первую очередь, должны были быть ликвидированы главные репрессивные органы правящего класса, буржуазного государства – то есть армия и полиция. Без упразднения этих «силовых  структур» как же может закончиться победой восстание мирового пролетариата?
      Поэтому одним из первых заявлений Временного правительства после февральской революции 1917 года было указание, что необходима «замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчинённым органам местного самоуправления» ( 3 марта 1917 года).
       Теперь уточним понятия полиции и милиции: первое по самому смыслу слова означает некую гражданскую службу, выполняющую распоряжения администрации и подчинённую ей ( не углубляясь в конкретное значение её деятельности). Милиция же ( от латинского militia –вооружённая стража) означает, прежде всего, вооружённую охрану, своего рода отряды народного ополчения, второй эшелон армии, созданной на основе уже упомянутого всеобщего вооружения народа. Разумеется, «революционного народа», иначе  говоря,  подчиняющегося распоряжениям революционной власти. 
       Милиция, созданная Временным правительством, должна была подчиняться как органам местной власти, так и МВД, но в целостную организацию так и не развилась.  Большевистская власть не сразу упразднила гражданскую милицию временного  правительства, так как её опыт ещё некоторое время выглядел ценным, и лишь 4 декабря 1917 года было ликвидировано Главное управление по делам милиции, созданное Временным правительством. Но,  конечно, ясно, что «весь мир насилья» надо было разрушить до основанья – а до Октября 1917 года всё ещё продолжала существовать традиционная армия – и с ней надо было что-то делать.  И если программа Временного правительства, даже во главе с социалистом А.Ф. Керенским, всё же не включала в себя каких-либо провиденциальных  планов, ограничиваясь в области внешней политики лишь исполнением союзнических обязательств на фронтах Первой мировой войны, то при большевиках всё стало совершенно иначе.
      «До 1917 года партия вообще не допускала мысли, чтобы пролетарская революция могла совершиться в России раньше, чем на Западе. Впервые на апрельской конференции   под давлением обнажившейся до конца обстановки, партия признала задачу завоевания власти. Открыв новую главу в истории большевизма, это признание не имело, однако, ничего общего с перспективой самостоятельного социалистического общества. Наоборот, большевики категорически отвергали подсовывавшуюся им меньшевиками карикатурную идею  построения «крестьянского социализма» в отсталой стране. Диктатура пролетариата в России была для большевиков  мостом к революции на Западе. Задача социалистического преобразования общества объявлялась, по самому существу своему, международной». (Л.Д.Троцкий «История русской революции», т.2, М.: 1997 г., стр.340).
       Курс на мировую революцию, тем более, что уже три года шла мировая война выглядел для большевиков самоочевидным, поэтому совершенно необходимым представлялась и ликвидация старой армии, и преобразование милиции.  В той же работе Троцкий ссылался на известную тогда книгу И.И. Степанова-Скворцова «Электрификация»,  которая вышла под редакцией и с предисловием В.И. Ленина, где говорилось: «Пролетариат России никогда не думал создавать изолированное социалистическое государство. Самодовлеющее «социалистическое» государство – мелкобуржуазный идеал». ( Там же, стр. 360).
      Нас спросят, какое всё это имеет отношение к праздникам 23 февраля и 10 ноября?  Самое прямое. На третий день Великого Октября, а именно 28 октября ( 10 ноября)1917 года вышло постановление правительства «О рабочей милиции», а в 1962 года  этот день и был объявлен праздником советской милиции. Любопытно, что около месяца «старая», меньшевистская и новая большевистская милиции сосуществовали одновременно, как об этом говорилось выше. Но ведь надо было подумать и об армии. И вот возникает удивительный лозунг, который большевики выдвинули на мирных переговорах с немцами о заключении сепаратного мира – «Ни мира, ни войны!», но одновременно старая армия была распущена.
      Как известно, немецкие войска и их командование этот лозунг не поддержали, а продолжали наступление  на всех фронтах, приближаясь к революционному Петрограду не по дням, а по часам.9 (22) ноября 1917 года советское правительство уволило Верховного главнокомандующего действующей армии генерала Духонина, тут же убитого «революционными солдатами». Главкомом был назначен прапорщик Н.В. Крыленко.
2(15) декабря того же года Россия и страны Четверного союза ( Болгария, Германия, Австро-Венгрия, Турция) заключили договор о перемирии, но и это не помогло. Большевики считали этот договор фикцией, а немецкие войска продолжали наступление. И вот 23 ( по новому стилю) февраля 1918 года, в субботу Исполком Петросовета объявил о формировании двух отрядов добровольцев по 1000 человек для отправки под Псков, Ревель и Нарву.  Это тоже не помогло: 25 февраля части германской армии заняли Ревель ( Таллинн), 28 февраля – Псков и вот 3 марта  был подписан печально знаменитый Брестский мир. По этому договору, в частности демобилизовывались  ВСЕ части российской армии и флота, в том числе и РККА.    
         Тем не менее, через год день 23 февраля был объявлен Днём защиты социалистического отечества ( «Правда», 1919 г., 5 февраля). Такая вот славная традиция у этого славного праздника.
       Разумеется, после некоторого затишья и создания рабоче-крестьянской милиции, и особенно Красной Армии, продолжалось.  «Подняли голову» и белогвардейцы.  Уже 25 октября ( 7ноября)1917 года атаман Донского казачьего войска генерал А.Н. Каледин подписал обращение, в котором говорилось, что Войсковое правительство принимает на себя  всю полноту государственной власти в России, впредь до восстановления власти Временного правительства. Что было дальше, хорошо известно. И уже в июне 1918 года Троцкий в речи на Первом Всероссийском съезде военных комиссаров так говорил о задачах Красной Армии: «Мы знаем, что были на скорую руку созданы импровизированные отряды из лучшей части рабочих и крестьян, и мы отлично помним, как эти героические отряды успешно подавляли предательское движение, организованное всевозможными черносотенными деятелями. Мы знаем, как эти добровольческие партизанские полки победно боролись с палачами революции внутри страны. Но когда дело дошло до борьбы с внешними контрреволюционными бандами, наши войска оказались несостоятельными, ввиду их слабой технической подготовки и прекрасной организованности отрядов противника…. Комиссар - политический деятель, революционер. Военный руководитель отвечает головой за всю свою деятельность, за исход военных операций и т. д. Если комиссар заметил, что со стороны военного руководителя угрожает опасность революции, комиссар имеет право беспощадно расправиться с контрреволюционером вплоть до расстрела».
      Кстати, В.И. Ленин дал Троцкому уникальный документ: "Все сделанное товарищем Троцким мною безоговорочно поддерживается, и все его распоряжения должны беспрекословно исполняться, как если бы они были лично мои. Предсовнаркома Ульянов (Ленин)". Располагая такими полномочиями, конечно, можно было делать, что угодно, так что не надо  списывать систему «вождизма» только на Сталина.
     И вот теперь уже не нас, а мы вправе спросить, почему же именно эти два удивительных праздника с такой помпой и торжествами отмечаются теперешними постсоветскими правителями РФ?  Да ещё День защиты социалистического отечества, как штаба мировой революции, вдруг превратился в День защитника отечества, тогда как наша милиции всё ещё  бесконечно далека от задач, выполняемых полицией, и поистине является МИЛИЦИЕЙ, то есть, прежде всего, вооружённой охраной правящего класса. А им давно уже являются не рабочие и крестьяне, а бюрократия, новая «русская буржуазия» и мировые валютные спекулянты.
       В заключение приведём ещё одну занятную  цитату из упомянутого сочинения Троцкого:  «Самостоятельно Россия не может, разумеется, прийти к социализму. Но, открыв эру социалистических преобразований, она может дать толчок социалистическому развитию Европы, и таким образом, придти  к социализму на буксире передовых стран». ( Цит. соч. стр. 383).  Любопытно   сопоставить  это с высказываниями В.В. Путина о необходимости строить экономический и политический курс России в мировое сообщество. И не войдёт ли в него Россия «на буксире передовых стран»?.
      Видимо, не случайно всё-таки празднуют у нас эти два замечательных дня.   


Рецензии
Любопытная и аргументированная точка зрения, хотя, конечно, можно тут и поспорить.
Я, например, считаю, что 23 февраля давно утратило какую-то военное или революционное содержание, стало днём мужчин, симметричным ответом на 8 Марта (кстати, а что Вы думаете об этом не менее всенародном и не менее нелепом празднике?)
Ну а 10 ноября...

Как же нам не веселиться,
Как же нам не петь?
Этот День Милиции
Надо ж отмететь? (с)

Опять-таки, на мой взгляд - воспринимался больше иронически, менты празднуют, и нам, алкашам, на улицах посвободее?

Мария Гринберг   24.06.2010 16:27     Заявить о нарушении
О 23 февраля: я предлагал заменить на День Полтавской победы или что-нибудь заметное.
О дне милиции: Равнозначно сочувствую и вам, как сестре по возлияниям. Ни разу не попадал в вытрезвитель в день милиции. И это действительно праздник.

Геннадий Муриков   26.06.2010 16:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.