Женщины на почте? Никогда!

   


                (Из истории почтовой связи)


                До революции он был генеральской задницей.
                Революция его раскрепостила, и он начал
                самостоятельное существование.
                И.Ильф. Из записных книжек.

     Посещая современные предприятия связи, мы как-то совсем не обращаем внимания на то, что подавляющее большинство их персонала – женщины. Сегодня лицо почты – молодые, деловые женщины и это воспринимается как само собой разумеющееся. Не так было в мире и в России всего около 150-180 лет назад. Тогда в разных странах оживленно обсуждалась проблема «допущения женщин на службу по почтовому ведомству». В развернувшейся  дискуссии, основное место занимали два вопроса:
    - Обладает ли женщина умственными и физическими качествами, необходимыми для почтовой службы?
    -  Согласуется ли допущение женщины на службу по почтовому ведомству с благопристойностью и принципами нравственности, с мнениями о предназначении женщины и ее положением в обществе? 

     Наука тех времен на первый вопрос отвечала положительно – да, обладает!  Известный психолог Милль в сочинении The subjection of Women  приходил к выводу, что природа наделила женщин всеми умственными способностями, признаваемыми психологией. История, говорил Милль, дает нам примеры полного развития умственных сил женщины в высших сферах общества (Изабелла Кастильская, Елизавета Английская, Екатерина II и др.).  А обыденная жизнь подтверждает, что там, где дело идет о, так называемых, житейских мелочах, о поддержании правильных личных отношений, о развитии вкуса и т.п., женщина, даже в низшем классе населения, выказывает такие же, а иногда и большие способности, чем мужчина. Однако, замечает автор, ум мужчины более способен к систематическому и самостоятельному мышлению.

     Что касается предназначения женщины, то в те давние времена ее образование и воспитание имели целью не столько выработать в ней способность и умение жить своим трудом, сколько сделать ее впоследствии хорошей женой и хорошей матерью. Поэтому в странах Западной Европы возобладали мнения, что  назначение женщины на высшие почтовые должности, соединенные с распорядительной властью, едва ли может принести пользу для дела. Что же касается остальных должностей, то было признано, что благодаря своим умственным способностям, женщина всегда может приобрести необходимые знания для успешной работы и конкурировать с мужчинами. В физическом отношении природа одарила женщину большей выносливостью при выполнении однообразной работы, которую мужчина выносит с трудом. С другой стороны, телосложение женщины и ее нервная система значительно слабее, чем у мужчин. Однако женщина достаточно сильна, чтобы исполнять такие обязанности почтовой службы, которые требуют затраты физических сил не более, чем многие другие отрасли и виды деятельности.

     Приводя в дискуссии доводы «за» и «против» приема женщин на работу, одни отмечали, в частности,  что обязанности материнства, возложенные на женщину самой природой, идут вразрез с интересами службы, поскольку требуют длительного, хотя и временного увольнения женщины. Но ведь и мужчины, говорили другие, тоже подвергаются болезням, а еще - злоупотребляют спиртными напитками и азартными играми, и это нередко заставляет мужчин пренебрегать своими служебными обязанностями, чего нельзя сказать про служащих женщин.

     Пристало ли женщине работать на почте? И здесь также разгорелись споры. В свете господствующих  взглядов на положение и роль женщины в обществе высказывалось мнение о том, что всякое занятие, в том числе и работа по почтовому ведомству, где требуется непосредственный контакт и общение женщины с клиентами, несовместимо с ее  призванием. Однако убедительного, сколько-нибудь научного обоснования, этот тезис в дискуссии не получил. В качестве доводов противники женского равноправия оперировали лишь примерами жалоб, заимствованными из обыденной жизни почтовых учреждений. Так, в одной из газет говорилось, что дамы служащие на почте, заставляют публику ждать у окна, пока они кокетничают с молодыми людьми. В другой газете ссылались на жалобу получателя письма «до востребования», вынужденного дожидаться окончания обсуждения  почтовыми  дамами  туалетов, продемонстрированных на последнем бале и т.п. Это не доводы, говорили их оппоненты - придавать значение подобным примерам и доказывать ими невозможность допущения женщин на почтовую службу нельзя, так как от подобных поступков не свободна и мужская половина человечества.

    Одним из доводов противников работы женщин на почте было и опасение того, что если женщина будет подчинена мужчине по службе или находиться в равных с ним условиях, то это  может привести к нарушениям служебной дисциплины и вредно отразится на точности и единстве действий, столь необходимых в почтовой службе. На это опять следовали возражения – если бы подобное и случилось, то причину следует искать не в отсутствии такта со стороны женщины, а скорее в недостатке уважения к ней со стороны мужчин.
     И все же, в конечном итоге стороны пришли к выводу, что с точки зрения самой строгой нравственности нет ничего непристойного или неприличного в том, что женщина, желающая приобрести независимое положение в обществе, будет исполнять служебные обязанности в почтовых учреждениях. Женщина, безукоризненная в частной жизни, останется такой и на службе. Более того, на службе ее ожидает даже меньше опасностей, чем в частной и общественной жизни.

    Какими же причинами можно было объяснить возникшую в ряде стран  необходимость привлечения женщин к почтовой службе? Анализ статистических данных о численности женщин в почтовых управлениях европейских государств показывал, что женщины принимались на  почтовую службу в  государствах с хорошо  развитой  экономикой и  промышленностью,  открывая мужскому населению страны более широкое и, главное, более доходное поле деятельности. Материальное вознаграждение почтовых чиновников было столь незначительно, что не могло привлечь на службу достаточного числа мужчин, имеющих более разнообразные жизненные потребности и претендующих на более высокую оплату труда, чем  предоставляют почтовые ведомства.

     Признавая такие доводы в пользу привлечения женщин к работе на почте достаточно убедительными и обоснованными, и отмечая такие положительные черты женского характера, как любовь к порядку, точность и исполнительность, многие, тем не менее, отмечали, что во многих культурных странах существует предубеждение против женщин, как почтовых чиновников. Показательно в этом отношении высказывание Главного Директора Германских Почт доктора Стефана. Подчеркивая необходимость иметь в почтовом ведомстве устойчивый и надежный личный состав, способный к несению службы в течение продолжительного времени, он утверждал, что женщины смотрят на службу  как на временное занятие в  ожидании замужества. Бесспорно, отвечали оппоненты, что призвание женщины как жены и матери, самое естественное и самое достойное. Но, к сожалению, не все женщины выходят замуж, а многие из них, будучи прекрасными женами и матерями, могут посвящать свободное время и другим занятиям по доброй воле, многих же заставляет нужда. И в том, и в другом случаях, почтовое ведомство способно предоставить женщинам возможности работы и приличного заработка.

     К тому времени наиболее значительными  возможностями при поступлении на почтовую службу пользовались женщины в Северо-Американских Соединенных Штатах. Здесь женщины допускались на все должности по почтовому ведомству и пользовались  одинаковыми с мужчинами правами.
     В Англии женщины, не только принимались на службу в Главное Управление Почт и в большие почтовые конторы, но и могли самостоятельно заведывать некоторыми почтовыми учреждениями. Однако в Англии женщины не пользовались  равноправием с мужчинами по службе.
     Во Франции женщин допускали на почтовую службу лишь в незначительных почтовых конторах на второстепенные должности; они могли заведывать   почтовыми учреждениями с несложным кругом деятельности.
     На почтах Австрии женщинам поручали самую простую работу: прием корреспонденции, продажу марок, выдачу писем «до востребования» и т.п.

     В России вопрос о допущении женщин на службу по почтовому ведомству был возбужден лишь в конце 60-х годов 19 века  бывшим Архангельским губернатором князем Гагариным. 19 февраля 1869 г он представил по этому вопросу доклад Министру Внутренних Дел, где писал:
     «Вашему Высокопревосходительству известны те затруднения, какие ежедневно встречает Архангельская администрация от недостатка людей, приготовленных для службы и получивших высшее или даже среднее образование. Неблагоприятные климатические условия губернии при ее уравнении в правах службы с другими частями Империи отталкивают от нее уроженцев других мест, окончивших высший или средний курс учения.
     … Между тем в Архангельске существует женская гимназия, в которой ежегодно оканчивают полный курс учения от 10 до 15 девиц. Заведение это в настоящее время поставлено весьма высоко, переполнено воспитанницами.  Девицы, оканчивающие в нем воспитание, по образованию и нравственности составляют лучшее явление в местном обществе. Но по невозможности применить в губернии добытое образование с пользой на пути честного труда  по отсутствию здесь дворян-землевладельцев, которые для образования своих детей нуждались бы в домашних наставницах и гувернантках, - приобретенное бедными девицами воспитание остается для них мертвым и бесплодным капиталом, не ограждающим  их  от гнета суровых обстоятельств.
     При вникновении в эту обстановку, я пришел к убеждению, что лица женского пола, окончившие курс образования в здешней гимназии, могли бы с очевидною пользой быть допущены к служебным должностям, не связанным по характеру своему, с необходимостью замещать их исключительно лицами мужского пола. Архангельский Управляющий почтовой частью, которому я передал соображения свои по этому предмету, разделил сообщенное ему мнение. Вследствие сего я имею честь представить на благосклонное усмотрение Вашего Высокопревосходительства ходатайство о допущении, в виде опыта, в Архангельской губернии лиц женского пола, окончивших образование в Архангельской Мариинской гимназии, к исправлению должностей экспедиторов специального почтового дела, счетных чиновников, уездных почтмейстеров и приемщиков в уездных почтовых конторах и на станциях».

     Интересны приводимые в ходатайстве князя Гагарина обоснования, связанные с российской действительностью того времени. Он пишет - «при крайнем невежестве, при грубости нравов  второстепенных чиновников почтового ведомства, огромное большинство которых состоит из выслужившихся нижних чинов, присущий им обыкновенно порок пьянства не может не отражаться вредно на почтовом деле, и в этом отношении замещение этих должностей образованными лицами женского пола согласовалось бы как нельзя более с прямыми выгодами почтовой администрации и интересами общества». Прием на работу женщин, говорит князь, облагородил бы почтовые службы, значительно отставшие от других по нравственному характеру их представителей, и внес бы в организацию дела ту исправность, которой отличается труд образованного человека.

     Предложения князя Гагарина были поддержаны тогдашним Министром внутренних дел генерал-адьютантом  Тимашевым и Директором Почтового Департамента бароном Велио. В Представлении в Комитет Министров от 4 апреля 1869 г «Об определении женщин на некоторые должности по почтовому ведомству»  говорилось:
     «В государственной службе есть много второстепенных должностей, требующих, однако, от лиц, занимающих оные, известной степени образования при хороших нравственных качествах. Между тем оклады, присвоенные этим должностям, так мало обеспечивают нужды чиновников, что нередко встречается крайнее затруднение в приискании  лиц, вполне соответствующих требуемым условиям.
     Вследствие сего в Министерстве Внутренних Дел возникли предположения о возможности воспользоваться для некоторых должностей женским трудом, как элементом, представляющим все необходимые данные для возвышения государственной службы в низших ее сферах. Предположения эти обратились в настоятельную потребность, когда в Министерстве стали получать ходатайства, подобные, например, представлению начальника Архангельской губернии, в котором князь Гагарин, ввиду недостатка во вверенной ему губернии образованных чиновников, просит об определении на службу девиц, кончивших курс учения в тамошней Мариинской женской гимназии».
     Важно отметить, что в России к тому времени уже имелся  прецедент – четырехлетний опыт приема женщин на государственную службу по телеграфному ведомству, удостоившийся полного одобрения власти. На документе Комитета Министров от 20 ноября 1864 г. о допущении  женщин к исправлению должностей по телеграфному ведомству в Великом Княжестве Финляндском имелась собственноручная резолюция Государя Императора: «Полагаю, со временем можно было бы допустить женщин и в Империи».

      К представлению от 4 апреля 1869 г. были приложены «Временные правила о порядке определения лиц женского пола на некоторые должности по почтовому ведомству».
      Согласно предлагаемому порядку, в почтовую службу на должности экспедиторов, их помощников, бухгалтеров, счетных чиновников, письмоводителей, управляющих отделениями в почтамтах, казначеев, их помощников, сортировщиков и канцелярских служителей могли поступать вдовы и девицы  не моложе 18 лет.
     Из замужних женщин предлагалось принимать только тех, которые замужем за чиновниками почтового ведомства и только в те почтовые учреждения, где служат их мужья. При этом, в случае болезни жены муж был обязан выполнять возложенные  на нее служебные обязанности.
     Для поступления на работу, одновременно с прошением о приеме на должность необходимо было представить метрическое свидетельство, вид на жительство и свидетельство о поведении, выданное полицией.
     Девицы, не достигшие 21 года, в дополнение к  этим документам должны были приложить к прошению еще и письменное согласие родителей или попечителей, а замужние женщины - письменное согласие мужа. Претенденток на должности  полагалось подвергать испытаниям по особой программе, утвержденной Министром внутренних дел. От испытаний освобождались женщины, окончившие курс наук в институтах, женских гимназиях и получившие аттестат или диплом на звание гувернанток или домашних учительниц.

     В проекте «Временных правил» регламентировались права и обязанности женщин, работающих в почтовом ведомстве:
     - При определении на должность женщины обязаны исполнять установленную присягу и в точности соблюдать все постановления правительства, служебные правила и распоряжения начальства.
     - При исправлении должности женщины пользуются правами и содержанием, присвоенными этой должности.
     - Лица женского пола в чины не производятся. Замещение вакансий делается по усмотрению начальства.
     - При исполнении должности служащие по почтовому ведомству лица женского пола носят на левом плече пристегнутый к платью почтовый рожок под Императорской короной.
     - За проступки и преступления по должности они подвергаются: за проступки менее важные – дисциплинарному взысканию, за проступки более важные – исключению из службы, за преступления – предаются суду для поступления по общим законам.

      Казалось бы, что дело о допущении российских женщин к работе на почте вот-вот будет завешено положительно. Однако на заседании Комитета Министров 15 апреля 1869 г. при рассмотрении предложений генерал-адьютанта Тимашева возникли серьезные разногласия, представление было отозвано и обсуждение вопроса отложено до более благоприятного времени.
     Возможность повторного рассмотрения вопроса представилась лишь через 16 лет – в 1885 г. при соединении почтового ведомства с телеграфным. Рассматривая представление Министра Внутренних Дел графа Толстого о преобразовании местных почтовых и телеграфных учреждений, Государственный Совет обратил внимание на то, что по действующему закону некоторые обязанности в телеграфной службе могут исполняться женщинами, тогда как почтовыми правилами лица женского пола к работе на почте не допускаются. В результате, 4 мая 1885 г. Государственный Совет признал необходимым оговорить в законе о правах Министра Внутренних Дел право делать распоряжения о допущении лиц женского пола к почтовой службе.
     Мнение Государственного Совета было утверждено Александром III 28 мая 1885 г. и отражено в Законе о преобразовании местных почтовых и телеграфных учреждений от 14 июня 1885 г.  Министру внутренних дел было, наконец, дано право «допускать женщин телеграфисток к исполнению обязанностей по почтовой части». Таким образом, хотя и не прямым, а окольным путем, через телеграфную службу, почтовое ведомство России получило возможность приема женщин на работу.
     Постановлением этим завершилась первая попытка допущения в России женщин  на почтовую службу. Сейчас, спустя почти 120 лет, мы можем смело утверждать, что эта попытка увенчалась полным успехом - сегодня женщины составляют около 85 % от численности  всех  работающих в почтовой отрасли.

     Ну и как вам, товарищи Женщины, эта эмансипация? С наступающим Вас праздником 8-го марта!


Рецензии
сейчас Почта России в глубоком Кризисе И...женщины операторы --не уходя оттуда --делают невидимый Подвиг..!!

Анатолий Бурматоф   11.05.2014 16:02     Заявить о нарушении
Совершенно верно, Анатолий! Спасибо за отклик.

Дмитрий Тартаковский   12.06.2014 16:49   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.