Непридуманные рассказы

Рассказ священника из Киева

Я жил, как все живут, и сам себе казался добрым малым. К алкоголю и табаку пристрастен не был, серьезно занимался спортом (был даже призе¬ром чемпионата СССР по велоспорту), неплохо учился в институте, но в церковь дороги, конечно, не знал. Иногда с интересом почитывал «самиздатовские» труды по йоге и еще какой-то восточно-мистической чепухе. К тридцати годам спорт пришлось оставить, были серьезные травмы, да и возраст не тот. Институт я к тому времени окончил, работал. Вскоре началась «перестройка», появи¬лась возможность «делать бизнес», я стал неплохо зарабатывать. Все было, казалось бы, прекрасно, пока не заболел мой старший сын.

Ему тогда исполнилось семь лет. Как-то у него заболело горло и пошла носом кровь. Его осмотрел врач-педиатр, велел сделать анализ крови и оказалось — у моего малыша острый лейкоз (еще это еще называют белокровием; острое злокачественное заболевание крови, быстро и неотвратимо приводящее к смерти). Меня предупредили, что лечение практически всегда неэффективно, но мы с женой делали все возможное: дорогие лекарства, консультации лучших специалистов, свежие фрукты, красная икра — словом, мы не жалели средств. Однако сын буквально таял на глазах. Через месяц он уже не вставал; я носил его на руках (он весил, наверное, меньше 20 кг). Раз в неделю ему делали анализы крови, и они становились все неутешительнее. Каюсь, ходил и к ведьме, и к экстрасенсу-целителю, но проку от них не было никакого. Однажды я на лестнице встретил соседку, и та присоветовала пойти мне в церковь. Знаете, утопающий хватается за соломинку, и я решил последовать ее совету.

Ближайшей к нашему дому оказалась церковь при женском монастыре. Когда я вошел в храм, служба уже заканчивалась. По чьему-то совету я поставил на один из подсвечников свечу. Помнится, перекреститься мне казалось очень неловким. Я подошел к первому из попавшихся на глаза священников и кратко рассказал ему о нашем несчастье. Он что-то отвечал мне, но я слушал как-то рассеянно; запомнилось только, что я должен принести моего мальчика в храм, чтобы его можно было причастить, не знал даже, что это такое.

На следующее утро мы с женой повезли сына в церковь. Стыдно вспомнить, на нас даже крестов не было. Какие-то старушки подвели нас в нужное время к амвону, и священник из ложечки вложил в уста несчастному больному Святое Тело и Кровь Господни. Тут же мы ушли домой.

Через несколько дней к нам приехала, как обычно, лаборант из поликлиники сделать контрольный анализ крови. Вскоре нам позвонил наш врач и сказал, что анализ, видимо, не получился, и надо его повторить. Утром следующего дня анализ повторили, а днем нас с сыном пригласили срочно в больницу. Ничего хорошего я не ожидал. Ему вновь сделали то же исследование, даже позвали гематолога посмотреть в микроскоп. Лечащий врач выглядел ошарашенным: анализ крови был нормальным! Собрались врачи, листали карточку, рассматривали результаты анализов, качали головами и приговаривали: «Чудо, просто чудо». Я пребывал в состоянии какой-то прострации, я не верил, что мой малыш будет жить. В голове все время вертелось: не может быть, это ошибка! Но сын стал быстро поправляться. Я смотрел на его розовые щечки, на его непоседливые игры и думал: не была ли его болезнь сном, страшным сном? Но у меня на столе лежала его медицинская карточка, где был указан смертельный диагноз, подтвержденный самыми авторитетными специалистами. Я не мог ни есть, ни пить, ни спать спокойно, все валилось из рук: на работе пришлось взять отпуск. Я вновь пошел В тот же храм и разыскал того же батюшку. Когда он услышал о том, что произошло, то улыбнулся и перекрестился. Он сказал, что нам с женой нужно прийти на исповедь, покаяться в своих грехах. Я спросил, чем мы можем помочь храму и монастырю, но священник сказал: «Господь ищет не вашего, но вас». Тогда я не знал, что это слова апостола Павла, они меня поразили. Я не спал всю ночь, размышлял над ними, а утром поехал в свою фирму и уволился. Директор очень удивился, предлагал увеличить жалование, уговаривал долго, но в конце концов отпустил. Я устроился в монастырь подсобным рабочим, грузчиком и истопником одновременно. Платили мне мало, было порой невыносимо трудно, но мы крепились. Мы исповедовались у того же батюшки, ставшего нашим духовником, обвенчались. Я выучился читать по-церковнославянски, и иногда меня благословляли читать на клиросе. Через несколько лет меня рукоположили во диакона, а там и во священника. Сыну моему уже 14 лет, растет и младший. Когда нападают на меня скорби и кажется тяжелым мой крест, я вспоминаю Божию милость, бывшую с нами, и чувствую себя Его безмерным должником, выплачивающим лишь малую часть своего необъятного долга, — и делается легче.

из кн. о.Сергий Бейлинов. Священник, врач, пациент.


Рецензии
А вот Ира Петрова к колдунам не обращалась, и крест на ней был всегда, она была воцерковленной православной, исповедовалась и причащалась, и у нее осталась дочь 11 лет... Умерла она в страшных мучениях...

Такая несправедливость только ПОДЧЁРКИВАЕТСЯ случаями, подобными описанному.

Недавно умерла от рака заведующая нашей поликлиникой, очень хороший человек, как она нам помогала... тоже воцерковленная православная. А у невропатолога от рака умерла маленькая дочь. У Влада недавно ещё и учительница умерла. У нашего клиента умерла новорожденная дочь. А у нашего сотрудника жена умерла в 27 лет. Мой друг детства Славка умер в 25 лет. Другой друг - Леша - умер в 15 лет. На нашей лестничной площадке у соседей было 4 сына, один умер в раннем детстве, второй уже взрослым. У нашей соседки снизу умер внук. А у соседки двумя этажами ниже умер сын. Все эти люди - очень достойные, не разбойники, не алкоголики и не грешники, в отношении детей это тем более очевидно. Все эти факты можно проверить. Можно ли оправдать?

Василий Пономарев-Полянский   25.03.2009 10:44     Заявить о нарушении
Васятка, спасибо, что написал рецензию. Наконец-то и у меня на страничке появились рецензии благодаря тебе!

Этот вопрос мучает многих людей, я попробую передать то, как священники отвечают на него и как я это понимаю... Понять не просто, особенно, если не веришь. Если веришь, то проще.

Я буду говорить с позиции доверия к Богу, веры Ему - просто не могу с другой. Ты можешь не соглашаться, потому что этой веры пока нет и потому критика, ропот, сомнения и прочее. Могу просто поделиться, воспримешь-не воспримешь - это уж как выйдет.

Есть Промысел Божий. Каждого из нас Бог любит и своими путями ведет к спасению. Попробуй принять это как аксиому для понимания всего остального, что напишу. Не будем пока обсуждать эту аксиому, просто примем ее для осмысления событий именно в этом ракурсе. Промысел, как я это понимаю - это спасение нашей души, наших душ, душ людей. Иногда это спасение связано со смертью. Надо учитывать, что смерть касается только смерти тела. Человек, его душа продолжает жить. Он не умирает. Речь идет о спасении души, о перспективе Вечной жизни, и давать оценки смертям и прочему надо в этой перспективе. Ничего не происходит просто так, без причин. Причины эти связаны с Промыслом Божиим, которого нам не дано знать, это просто невозможно - мы не знаем ни будущего, ни того, чтобы в душах других людей творится, даже себя, порой, не знаем - но Богу все это открыто.

Безпричинно ничего не бывает. Жизнь – дар Божий. Так и смерть происходит в определенный срок. Господь забирает человека в самых лучший момент с точки зрения спасения его души, либо когда уже бесполезно спасти его душу. Есть, например, свидетельства, что Бог забрал ребеночка, потому что если бы тот не умер, то стал бы отъявленным грешником, мукой для родителей и других людей, погубил бы свою душу и, может, души многих других людей. Но родители этого не знают, скорбят. Знают ли они, что через несколько лет им пришлось бы плакать, что у них такой сын, которому лучше не рождаться. К примеру говоря. То есть причины взятия из жизни могут разные и нам неведомые. У меня умер троюрдный брат в полном расцвете сил, был очень хорошим человеком, многим помогал и т.д., занимал высокий пост. Я допускаю, что Господь его забрал в лучший момент жизни, не известно, что было бы дальше. Тоже самое с Иришкой. Пути Господни неисповедимы. Мы не знаем, какова будет роль этой смерти в жизни души ее мужа и дочки. Мы не знаем душу Иришки, как болезнь и страдания повлияли на ее душу и что было бы с ней, проживи она дольше. Может быть, эти страдания очистили ее душу, или сожгли какие-то грехи, или повернули ее к Богу, к покаянию, к переосмыслению своей жизни - мы ничего не знаем. Болезнь, говорят – это посещение Божие, это дар, как ни казалось абсурдным это услышать. Есть люди, которые именно благодаря своей болезни и страданиям душу свою спасли. А ведь сколько людей, наоборот, живут до глубокой старости и Бог все не дает им смерти, или возвращает к жизни после смерти, клинической смерти. Почему? Есть свидетельства, что Бог дает время на покаяние. Напрямую есть этому свидетельства, когда человек понял, что он душу свою губит и полностью изменил свою жизнь после клинической смерти, точно зная, в чем смысл его жизни и ему надо успеть подготовиться к Жизни Вечной - он увидел, что Там. Получается, человек умирает тогда, когда это либо самый лучший момент его жизни для этого в плане спасения его души, либо тогда, когда человек уже становится неспособным к спасению души и покаянию, когда уже его душа погибла и нет никакой надежды на возрождение, будет только хуже-хуже и хуже.

Для окружающих смерть может быть очень тяжелой утратой. Но они не могут знать Промысла Божия. А неверующие люди не могут себе даже помыслить радость, что их малое дитя ушло из жизни безгрешным ангелом и он теперь у любящего Бога, с которым ему в сто раз лучше, чем с родителями. Потому что Бог любит нас больше, чем кто-либо, наша любовь несовершенна. Вот наша несовершенная любовь - даже в отношении к смерти близких. Мы оплакиваем себя, когда теряем близких, мы не столько их жалеем и любим, сколько себя, как нам тяжело и пусто, как НАМ плохо. А каково умершему? Он, может, наконец-то из этой юдоли страданий и тьмы выбрался к Свету и Радости, наконец-то нашел Покой и Любовь, наконец-то нет страданий. Или смотрит на нас и локти кусает: вместо того, чтобы убиваться горем, пошли бы лучше помолились за меня, чтобы душа моя через мытарства нормально прошла. И скорбит, что его водкой поминают, потому как его душе от этого хуже становится, вред наносят (кстати, поминали всегда на Руси киселем). А мы памятники воздвигаем, которые ему не нужны. Ему нужны наши молитвы.

У Оксанки умер младенец. Кто знает, сколько душ, может, встанет на спасительный путь благодаря ему? Он прожил всего несколько месяцев и сделал переворот в жизни других людей, может, больший, чем длинная жизнь какого-нибудь человека. Он стал ангелочком. Но Оксана пережила определенный опыт - она узнала, что такое любовь. Я пережила определенный опыт в связи с его смертью, которое оказала на меня сильнейшее влияние. Это событие не было случайным в моей жизни, были некоторые поразительные совпадения, но об этом не буду. Кого-то, может, его смерть уберегла от оксанкиных языческих опытов по "духовному акушерству" и подозрительных духовных практик во время беременности. Мы не знаем всей связей-взаимосвязей этой смерти с тем, что происходило и происходит с душами многих людей. Кто знает, как эта смерть сплотила их семью. Оксанка утешится и, может, родит другого. Мы ни о чем не можем судить. Мы можем только верить в Промысел Божий, если мы, конечно, верим Богу.

Мы судим с колокольни нашего ограниченного понимания и знания, нашего неведения. Мы ничего не знаем. Бог все знает. И есть Его Промысел. Жизнь на земле заканчивается телесной смертью, после которой Жизнь Вечная. И в ней мы с тем, Кто нас любит и Кого мы любим. Либо в жизни мы отверглись от Него и после смерти не с Ним, источником Жизни, Любви, Блага.

Екатерина Новая   11.04.2009 19:47   Заявить о нарушении
Тогда совсем не к месту исходный рассказ. Он ничего не меняет и ничего не доказывает.

Василий Пономарев-Полянский   11.04.2009 20:39   Заявить о нарушении
Не поняла. А что он должен менять или доказывать?

Екатерина Новая   16.05.2009 19:54   Заявить о нарушении